Концепция школы
Современная версия Царскосельского лицея
Школа имени А.М.Горчакова задумывалась и позиционирует себя в настоящее время как современная версия Царскосельского Лицея. Выбор "прообраза" неслучаен. Проект Лицея в России возник не как счастливая случайность, его появление отвечало на нужды времени. В то время в обществе была сильна вера в возможность серьезных социальных изменений. Ряд общественных деятелей, а среди них М.М. Сперанский и В.Ф.Малиновский (первый директор Лицея) стремились к созданию "новых людей", которые могли бы впоследствии осуществить преобразование России. Глава государства поддержал их, преследуя практическую цель подготовки высокообразованных чиновников для административного и дипломатического поприща. За 100 лет существования Лицея подготовлена плеяда высокообразованных государственных деятелей, военных, деятелей культуры, оставивших заметный вклад в истории России. Известные события прервали деятельность Лицея и многих других выдающихся явлений российской общественной и культурной жизни. Лишь спустя почти столетие стало возможным возрождение многих отечественных традиций, в том числе и в образовании.
Школа имени Александра Михайловича Горчакова, который был воспитанником первого "пушкинского" выпуска Лицея, не ставит прямой задачи создание "новых людей", предназначенных для государственной службы. Мы хотим продолжать традиции Царскосельского Лицея и принимаем в школу детей из семей, понимающих образование и воспитание как одну из главных ценностей и готовые к совместной деятельности по достижению поставленных целей.
Школа поддерживает и ориентируется на общую направленность воспитания первых российских лицеистов. "Для общей пользы" – таков был девиз Царскосельского Лицея, "Образованность, ответственность, нравственность" – под таким девизом работает школа имени А.М.Горчакова.
Мы развиваем традиции классического образования, безусловно обеспечивая уровень образования не ниже определяемого государством образовательного стандарта со значительным дополнением, направленными на расширение кругозора и приобщение к культуре. Школа использует современные образовательные технологии, собственные авторские наработки и методики для углубленного изучения иностранного языка, информатики, организации образовательных путешествий, а также многое другое способствующее приобщению к культуре. (Подробно образовательная программа описана на сайте школы в разделе "Образовательная программа")
В своей работе школа использует не только российский, но и лучший зарубежный опыт в организации образования. Учащиеся школы обучаются в условиях полного пансиона, что дает ученикам дополнительный ресурс времени, необходимый для решения сверхзадачи получения качественного образования и воспитания Школа имени А.М. Горчакова заявляет себя и как особый клуб, где между участниками проекта (педагоги, родители, учащиеся, партнеры) существуют не только формальные, но и не зафиксированные в официальных нормативных документах отношения.
Партнерство с семьями учеников
Школа ставит своей задачей построить новый тип отношений с родителями, в которых они не только активно участвуют в выработке образовательной политике школы (представители родителей в обязательном порядке принимают участие в работе Педагогического коллегии), но и в обязательном порядке являются "соисполнителями" части образовательной и воспитательных программ
Образование и воспитание
Школа имени А.М. Горчакова на основе безусловного выполнения требований федерального и регионального образовательных стандартов предоставляет качественное образование учащимся.
Школа имени А.М. Горчакова является общеобразовательным учреждением, поддерживающим традиции классического образования и воспитания. В несколько большем объеме изучаются английский язык, литература информатика. В 10-11 классе обучение строится на основе индивидуальных образовательных маршрутов, выбранных учениками.
Школа работает в режиме пансиона. Ресурс времени, который появляется благодаря этому, используется для дополнительного образования учащихся: занятий музыкой и спортом, исследовательских проектов, публичных экзаменов, образовательных путешествий, тематических игр и других видов активности детей.
В школе определен порядок экспертизы качества обучения, в соответствии с которым экспертизу проходят программы учебных предметов, организуется контроль исполнения учебных программ и степени освоения учениками содержания программ по предметам. Экспертиза качества обучения проводится при непосредственном участии родителей, с привлечением при необходимости внешних экспертов.
Школа всемерно поддерживает творческую инициативу педагогов, учеников и родителей. Мы видим большие возможности в организации совместной работы нескольких учителей при проведении уроков (работа "педагогических ансамблей").
Управление и планирование
Управление проектом "Школа имени А.М.Горчакова" осуществляется по процедурам и регламентам, правилам, принятыми в школе и основанными на принципах коллегиальности подготовки и принятия решений.
Миссия Школы – показать возможность и необходимость создания в России учебных заведений, соизмеримых по масштабу с Царскосельским Лицеем и являющихся результатом совместных усилий заинтересованной и компетентной элиты и социально-ответственного бизнеса.
Мы планируем, что Школа может стать одним из ориентиров для выстраиваемых в государстве сетей частных образовательных учреждений, созданных и финансируемых социально ответственным бизнесом.
Планы развития школыВ планах развития Школы имени А.М. Горчакова - тиражирование наработанного за 10 лет работы опыта. С этой целью с сентября 2007 года ведется работа по написанию «партитуры» Школы.
Партитура сборник документов, определяющих жизнь и деятельность Школы. В нее входят программы учебных предметов, программы дополнительного образования, регламенты всех внеурочных видов деятельности учеников, свод «Правил жизни Школы».
Задача создания «партитуры» была сформулирована и поставлена Учредителем школы весной 2007 года; разработка начата в сентябре 2007 года (планируемый срок окончания август 2009 года).
В работе над «партитурой» принимают непосредственное участие все педагоги и партнеры Школы.
Тиражирование опыта создания успешных школ, основанных на принципах, аналогичных принципам Школы им. А.М. Горчакова, возможно только по завершении работы над «партитурой».
|