Семья в Китае

Китайская семья в современности

"Когда в семье согласие, желтая земля превращается в золото"

"Выйдешь замуж за цыпленка - будешь жить за цыпленком.

Выйдешь замуж за пса - будешь жить за псом"

"Украденный арбуз не сладок на вкус.

Женитьбы силком никому не в радость"

:Народные поговорки о семейной жизни.

     Слово "семья" в китайском языке обозначается таким иероглифом как "цзя". Этот иероглиф сочетает в себе несколько понятий: "крыша дома" и "свинья". Эти понятия являются составными частями иероглифа "цзя" и входят в его графическое написание.

     "Таким образом, идеографическая этимология хорошо передает экономическое и ритуальное значение семьи в Китае: редкий крестьянин не держал в своем доме свиней, и та же свинья была у китайцев главным жертвенным животным, благодаря которому в дни семейных празднеств осуществлялось общение живых с умершими предками. Так в слове "цзя" отобразились важнейшие признаки семьи: родство по крови или браку, общность имущества, хозяйственная и культовая самостоятельность" (1).

     В древности китайская семья обладала патриархальной структурой. Семья воспринималась как единое целое. Старшим в семье был мужчина. Женщина в древней китайской семье традиционно занимала низшую ступень в семейной иерархии. В самом начале своей жизни она подчиняется своему отцу, после женитьбы она подчиняется мужу, а после смерти мужа женщина-мать подчиняется своему сыну.

     Перейдем к современности. А с чего вообще начинается зарождение семьи в любой стране мира? Мне кажется, что везде в мире, моментом зарождения семьи является женитьба. Так же и в современном Китае началом семьи является свадьба, со всеми элементами сватовства и др.

     В Китае свадебная церемония является важнейшим моментом формирования семьи. С того момента, когда пара молодых официально становится мужем и женой они оба принимают многовековые семейные наставления, семейные традиции как основные принципы своей жизни. Итак, после свадьбы для молодого китайца семья становится для него самой главной ценностью в жизни - пунктом номер один в списке карьеры, собственного материального положения.

     В Китае семья всегда была главной социальной ценностью, как в любой аграрной стране, где для крестьян важна в первую очередь семья, от нее зависит общее благосостояние. В современном Китае семья для китайского мужчины обозначает его социальную успешность, то, что он состоятелен и может содержать семью, и так же является важнейшей ценностью.

     В древнем Китае в отличие от современного Китая любые контакты между девушкой и юношей до свадьбы были недопустимы. Девушка, которая была уличена в распутстве, а распутством могло считаться просто общение с молодым человеком, навсегда теряла свою честь. А для любой китайской семьи важнейшим моментом являлась семейная честь.

     "Обычно брак в Китае заключался по соглашению между семьями жениха и невесты (последним даже не полагалось видеть друг друга до самой свадьбы)" (1).

     После свадьбы невеста фактически теряла свои корни и переезжала в новый дом семьи мужа, и после этого полностью подчинялась новой семье. Ее связь с родной семьей терялась, и она могла появляться в доме родителей только как гость. В переводе с китайского языка "выходить замуж" буквально означало "покидать семью".

     "Поскольку семья невесты как бы предоставляла женщину в распоряжение семьи жениха, брак в старом Китае был по существу разновидностью сделки: за невесту непременно вносили выкуп. В то же время для невесты выделялось и немалое приданное, которое часто было богаче выкупа" (1).

     Приданное торжественно доставляли к дому жениха, это было необходимо для престижа семьи невесты. Так же многие брачные обычаи подчеркивали превосходство семьи невесты над семьей жениха.

     Брачный возраст девушек в древнем Китае колебался от 15 лет до 17. В деревнях 27-летняя девушка, не вышедшая замуж считалась старой девой, после чего не могла рассчитывать на замужество.

     Как было сказано выше, женщина в древнем Китае занимала низшую ступень в иерархии семьи. Единственным ее шансом упростить свое положение в семье было рождение сына - рождение наследника для ее мужа. Только наследник мог поддержать семейные традиции, и только на наследника возлагались надежды, что он позаботиться о своих родителях в старости. При этом если женщина рожала только дочерей, то считалась виноватой перед мужем: рождение дочери считалось бессмысленным. В случае, если семья бедная, то девочка становилась еще и обузой: ее нужно прокормить, обеспечить приданое, после чего дочь навсегда покинет семью. Случалось так, что в бедных семьях родители умерщвляли своих дочерей еще в малолетнем возрасте.

     В древнем Китае существовала так же практика удочерения девочек, для того, чтобы вырастить их и выдать замуж за сыновей. Это приводило к тесному контакту между невесткой и воспитавшей ее свекровью.

     Интересным было то, что мужчина в старом китайском обществе мог иметь до четырех жен или наложниц.

     "Четыре, равно как все четные числа, было магическим числом, оно обозначало женское начало - инь, в том числе и землю" (2)

     Обычай того времени допускал почти все средства, которые могли обеспечить нормальное функционирование семьи. Если жена не могла родить своему мужу мальчика, он имел право взять наложницу, чтобы она родила ему наследника. Широко была распространена практика усыновления мальчиков.

     В современном Китае рождение ребенка так де является важнейшим моментом, как в формировании семьи, так и в ее закрепление. После рождения ребенок в семье становится фигурой №1, особенно если это мальчик.

     Сейчас в Китае существует проблема перенаселения. И для ее решения каждая семья теперь строится по принципу, примененному демографической политикой властей современного Китая: "Одна семья - один ребенок". К сожалению, этот принцип не везде выполняется, например, в деревнях на данный момент проживает незарегистрированное население вдвое большее, чем население России. Так же проблемой является то, что каждая семья хочет родить мальчика, для продолжения рода. Бывает, что китайские семьи отказываются от девочек еще до их рождения. Теперь в Китае под вопросом стоит запрет УЗИ.

     В древнем Китае семья сроилась в другой логике. Численность средней семьи в императорскую эпоху составляла 5-6 человек. Это была так называемая малая семья, такие семьи преобладали. Это не соответствовало конфуцианским мудростям, применительно к которым как минимум три поколения должны были жить под одной крышей и питать вместе. Такие семьи можно назвать расширенными, они редко встречались и считались образцовыми. В их состав входили супружеские пары трех или четырех поколений.

     Основной формой семьи была двухпоколенная семья, в состав которой входили жених и невеста, и родители жениха. В такой семье женитьбы одного из сыновей влекла за собой образование сложной семьи, состоящей из трех поколений. В конце концов, такая семья при благоприятных обстоятельствах могла разрастись в расширенную семью, о которой шла речь выше. Расширенная семья уже объединяла бы родителей семейства, сыновей с их женами и внуков с их потомствами. Такая семья всегда делилась на семьи в семье, каждая из которых занимала отдельные секции в родительском доме - так называемые фан.

     "Структуру и трансформацию китайской семьи определяла необходимость, с одной стороны, обретения экономической самостоятельности, отвечавшей интересам супружеской пары, а с другой - сохранения преемственности по мужской линии" (1).

     Традиционная семейная структура строилась по принципу создания средств и методов, для обеспечения устранения конфликта между этими двумя противоречащими составляющими семейной жизни.

     Именно по этому в древнем Китае для семьи был характерен культ предков. Так же характерным моментом являлось уважительное отношение к старшим и пожилым людям. Подобные отношения между поколениями сохранились в современном Китае.

     Поклонения предкам в дни праздников были первостепенным моментом для семьи, и являлось задачей старшего мужчины в семье. Не смотря на это, все процедуры подношения на домашнем алтаре обычно выполняла женщина, что подчеркивает низкое положение женщины в семье. Среди таких процедур было возжигание курительных палочек и свечей. То, что подобные процедуры выполняла женщина объясняется тем, что слишком тесное общение мужчин с душами предков было нежелательным.

     Раньше, в древние времена, Китай можно было расценивать как в целом аграрную страну. Теперь современный Китай делится на две составляющих: аграрная составляющая - деревенская составляющая и городская составляющая. Таким же образом можно разделить семью в Китае на два типа. Надо сказать, что деревенская семья деревенская семья отличается от современной городской семьи, хотя бы тем, что число членов семьи в деревнях больше, чем в городах.

     Семья всегда была важна для китайских мужчин. Но если случалось так, что у китайца не было семьи, это никак не означало, что это одинокий человек, немеющий ни с кем родственной связи. Существовала так же замена семье.

     Поводя итог, я бы сказал, что семья в современном Китае достаточно европеизирована. Но, несмотря на это многим китайцам удается сохранить в себе основы многовековых семейных традиций древнего Китая и передать их своим детям.

     Источники:

     1. Научно-популярное издание "Китайская цивилизация" под редакцией О. И. Ярикова. Автор: Владимир Вячеславович Малявин.

     2. "Китай: Колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала". - М.; Алетейа, 2003. Автор: Маслов А. А.

     3. Журнал GEO "Китай"

Автор статьи: Нечмир Алексей