Хрестоматия по музыкальной литературе

Русские композиторы XIX-XX века

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка (1804—1857) — русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — Александра Даргомыжского, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина, Петра Чайковского и других. По выражению Владимира Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Вальс-фантазия
Симфоническая фантазия «Камаринская»
Увертюра к опере «Иван Сусанин»
«Попутная песня» (к отрытию Царскосельской железной дороги)
«Жаворонок»
«Я помню чудное мгновение»



Александр Сергеевич Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки». Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

Цыганский танец из оперы «Русалка»
Ария Мельника из оперы «Русалка»
Хор «Ка во горнице-светлице» из 2 действия оперы «Русалка»
Ария Эсмеральды из оперы «Эсмеральда»
Романс «Я всё еще его, безумная, люблю!»
«Лихорадушка»


Антон Григорьевич Рубинштейн

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Старший брат пианиста Николая Рубинштейна. Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников Йозеф Гофман и Пётр Чайковский. Ряд созданных им произведений заняли почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства. Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

«Мелодия»
Вальс-каприс ми бемоль мажор
Романс Демона из одноименной оперы «На воздушном океане»
Романс «Ночь»
Романс «Горные вершины»


Петр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский (1840—1893) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников — композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.

Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.

Концерт для фортепиано с оркестром, 1 часть
Симфония №4, 1 часть
Симфония №5, 2 часть
Симфония №6, 4 часть
Концерт для скрипки с оркестром, 1 часть
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
«Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Интродукция к балету «Спящая красавица»
Увертюра к балету «Лебединое озеро»
«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»
Вальс из «Детского альбома»
«Октябрь» из цикла «Времена года»
«Подснежник» из цикла «Времена года» (оркестровое переложение)
Увертюра к опере «Пиковая дама»
Увертюра к опере «Евгений Онегин»
Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Ария Германа ("Что наша жизнь? Игра!") из оперы «Пиковая Дама»
Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин»



Александр Порфирьевич Бородин

Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887) — русский композитор, химик-органик, общественный деятель, медик. Участник «Могучей кучки».

Богатырская симфония, 1 часть
«Князь Игорь» - Половецкие пляски
«Князь Игорь» - Ария Князя Игоря
«Князь Игорь» - Ария Кончака
«Князь Игорь» - Плач Ярославны


Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский (1839—1881) — русский композитор, член «Могучей кучки». Работал в различных жанрах: в его творческом наследии — оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры.

В творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты, но самобытность его при жизни не была в полной мере оценена. С начала XX века и поныне его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская» признаются шедеврами мирового музыкального искусства.

«Борис Годунов». Монолог царя Борис (Достиг я высшей власти)
«Борис Годунов». Вступление и польский полонез
Увертюра к опере «Хованщина»
Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина»
«Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля)
«Блоха». Песня Мефистофеля из «Фауста» в погребе Ауэрбаха


Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Ария Снегурочки «С поружками по ягоды ходила» из оперы «Снегурочка»
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
Песня Индийского гостя из оперы «Садко»
Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»
«Шехеразада» - Царевич и Царевна
Ария Любаши из оперы «Царская невеста»


Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) — русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и Московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Рахманинов был известен как виртуозный пианист и популярный композитор. Среди его наиболее известных произведений - "Классическая симфония", "Рапсодия на тему Паганини", "Вокализ", "Второй концерт для фортепиано и оркестра" и многие другие.

В 1918 году Рахманинов эмигрировал из России из-за революционных событий и поселился в США. Там он продолжил активно выступать в качестве пианиста и дирижера, а также преподавал в музыкальных учебных заведениях.

Он умер в 1943 году в Калифорнии, США. Сегодня его музыка продолжает оставаться популярной и исполняется в концертах и оперных постановках по всему миру.

Концерт для фортепиано с оркестром №2 (1 часть)
Концерт для фортепиано с оркестром №2 (2 часть)
Концерт для фортепиано с оркестром №3 (1 часть)
Прелюдия до диез минор
Прелюдия соль минор
Рапсодия в стили Паганини
Романс «Не пой, красавица, при мне» (в сопровождении ОРНИ)
Вокализ (в сопровождении органа)
Всенощное бдение, Op. 37, №1 «Приидите поклонимся»
Литургия «Тебе поем»



Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич Скрябин (1871–1915) — русский композитор и пианист, представитель романтизма в музыке. Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка». В 1911 году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений — симфоническую поэму «Прометей». «У меня в «Прометее» будет свет. Я хочу, чтобы были симфонии огней. Вся зала будет в переменных светах. Вот тут они разгораются, это огненные языки, видите как тут и в музыке огни. Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности»

«Прометей» – «Поэма огня»
Этюд Op. 8, №12 «Революционный»
Этюд до диез минор
Концерт для фортепиано с оркестром


Александр Константинович Глазунов

Александр Константинович Глазунов (1865–1936) — русский композитор, дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории (1899), в 1905—1928 — её директор. Народный артист РСФСР (1922). В 1928 году американская граммофонная компания «Колумбия» решила устроить международный конкурс к 100-летию со дня смерти Шуберта в Вене и пригласила Глазунова в качестве члена жюри. С того года Глазунов больше не возвращался в СССР.

Балет «Раймонда» Прелюдия и романеска
«Времена года» - «Весна»
Симфония 5 (B-dur) - 4. Allegro - Maestoso
Концерт для скрипки с оркестром, ор. 82
Концерт для фортепиано с оркестром №1


Василий Сергеевич Калинников

Василий Сергеевич Калинников (1866–1900) — русский композитор. Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова — Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве, она имела огромный успех и до сегодняшнего дня входит в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров, заслужив название «самой русской симфонии». Его брат – Виктор Калинников – известный композитор русской церковной музыки.

Симфония №1 g-moll. I. Allegro Moderato
Симфония №1 g-moll. II. Andante_Commodamente
Симфония №1 g-moll. III часть
Симфония №1 g-moll. IV. Finale
Симфония №2 A-dur. II часть


Анатолий Константинович Лядов

Анатолий Константинович Лядов (1855–1914) — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории. Сразу же по окончании Петербургской консерватории Лядов был приглашён туда на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки, преподавал там до самой смерти. Среди его учеников: Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, В. М. Беляев, И. И. Чекрыгин, А. В. Оссовский, А. А. Оленин, С. М. Майкапар и другие.

«Баба Яга»
«Кикимора» – народное сказание
«Волшебное озеро»


Милий Алексеевич Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев (1836–1910) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки». Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной школы). Из фортепианных сочинений Балакирева известны: две мазурки, скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки.

«Исламей»
Симфоническая поема «Тамара»
Романс «Спи, малютка, мой прекрасный»


Сергей Иванович Танеев

Сергей Иванович Танеев (1856–1915) — русский композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкально-общественный деятель. Ученик П. И. Чайковского. Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития.

Симфония №4. I часть
Кантата «Иоанн Дамаскин»
Романс «В дымке-неведимке»


Цезарь Антонович Кюи

Цезарь Антонович Кюи (1835–1918) — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, заслуженный профессор фортификации, инженер-генерал (1906). Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в их числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

«Царскосельская статуя»
«Коснулась я цветка»
Вальс, Соч. 31, №2
Сюита для оркестра №3 «In Modo Populari», Op. 43


Составитель Александр Цветков, 2024