Михаил Иванович Глинка (1804—1857) — русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — Александра Даргомыжского, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина, Петра Чайковского и других. По выражению Владимира Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» | |
Вальс-фантазия | |
Симфоническая фантазия «Камаринская» | |
Увертюра к опере «Иван Сусанин» | |
«Попутная песня» (к отрытию Царскосельской железной дороги) | |
«Жаворонок» | |
«Я помню чудное мгновение» |
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки». Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.
Цыганский танец из оперы «Русалка» | |
Ария Мельника из оперы «Русалка» | |
Хор «Ка во горнице-светлице» из 2 действия оперы «Русалка» | |
Ария Эсмеральды из оперы «Эсмеральда» | |
Романс «Я всё еще его, безумная, люблю!» | |
«Лихорадушка» |
Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Старший брат пианиста Николая Рубинштейна. Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников Йозеф Гофман и Пётр Чайковский. Ряд созданных им произведений заняли почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства. Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.
«Мелодия» | |
Вальс-каприс ми бемоль мажор | |
Романс Демона из одноименной оперы «На воздушном океане» | |
Романс «Ночь» | |
Романс «Горные вершины» |
Пётр Ильич Чайковский (1840—1893) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников — композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.
Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.
Концерт для фортепиано с оркестром, 1 часть | |
Симфония №4, 1 часть | |
Симфония №5, 2 часть | |
Симфония №6, 4 часть | |
Концерт для скрипки с оркестром, 1 часть | |
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» | |
«Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» | |
Интродукция к балету «Спящая красавица» | |
Увертюра к балету «Лебединое озеро» | |
«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» | |
Вальс из «Детского альбома» | |
«Октябрь» из цикла «Времена года» | |
«Подснежник» из цикла «Времена года» (оркестровое переложение) | |
Увертюра к опере «Пиковая дама» | |
Увертюра к опере «Евгений Онегин» | |
Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин» | |
Ария Германа ("Что наша жизнь? Игра!") из оперы «Пиковая Дама» | |
Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» |
Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887) — русский композитор, химик-органик, общественный деятель, медик. Участник «Могучей кучки».
Богатырская симфония, 1 часть | |
«Князь Игорь» - Половецкие пляски | |
«Князь Игорь» - Ария Князя Игоря | |
«Князь Игорь» - Ария Кончака | |
«Князь Игорь» - Плач Ярославны |
Модест Петрович Мусоргский (1839—1881) — русский композитор, член «Могучей кучки». Работал в различных жанрах: в его творческом наследии — оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры.
В творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты, но самобытность его при жизни не была в полной мере оценена. С начала XX века и поныне его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская» признаются шедеврами мирового музыкального искусства.
«Борис Годунов». Монолог царя Борис (Достиг я высшей власти) | |
«Борис Годунов». Вступление и польский полонез | |
Увертюра к опере «Хованщина» | |
Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина» | |
«Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля) | |
«Блоха». Песня Мефистофеля из «Фауста» в погребе Ауэрбаха |
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» | |
Ария Снегурочки «С поружками по ягоды ходила» из оперы «Снегурочка» | |
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка» | |
Песня Индийского гостя из оперы «Садко» | |
Песня Варяжского гостя из оперы «Садко» | |
«Шехеразада» - Царевич и Царевна | |
Ария Любаши из оперы «Царская невеста» |
Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) — русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и Московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
Рахманинов был известен как виртуозный пианист и популярный композитор. Среди его наиболее известных произведений - "Классическая симфония", "Рапсодия на тему Паганини", "Вокализ", "Второй концерт для фортепиано и оркестра" и многие другие.
В 1918 году Рахманинов эмигрировал из России из-за революционных событий и поселился в США. Там он продолжил активно выступать в качестве пианиста и дирижера, а также преподавал в музыкальных учебных заведениях.
Он умер в 1943 году в Калифорнии, США. Сегодня его музыка продолжает оставаться популярной и исполняется в концертах и оперных постановках по всему миру.
Концерт для фортепиано с оркестром №2 (1 часть) | |
Концерт для фортепиано с оркестром №2 (2 часть) | |
Концерт для фортепиано с оркестром №3 (1 часть) | |
Прелюдия до диез минор | |
Прелюдия соль минор | |
Рапсодия в стили Паганини | |
Романс «Не пой, красавица, при мне» (в сопровождении ОРНИ) | |
Вокализ (в сопровождении органа) | |
Всенощное бдение, Op. 37, №1 «Приидите поклонимся» | |
Литургия «Тебе поем» |
Александр Николаевич Скрябин (1871–1915) — русский композитор и пианист, представитель романтизма в музыке. Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка». В 1911 году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений — симфоническую поэму «Прометей». «У меня в «Прометее» будет свет. Я хочу, чтобы были симфонии огней. Вся зала будет в переменных светах. Вот тут они разгораются, это огненные языки, видите как тут и в музыке огни. Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности»
«Прометей» – «Поэма огня» | |
Этюд Op. 8, №12 «Революционный» | |
Этюд до диез минор | |
Концерт для фортепиано с оркестром |
Александр Константинович Глазунов (1865–1936) — русский композитор, дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории (1899), в 1905—1928 — её директор. Народный артист РСФСР (1922). В 1928 году американская граммофонная компания «Колумбия» решила устроить международный конкурс к 100-летию со дня смерти Шуберта в Вене и пригласила Глазунова в качестве члена жюри. С того года Глазунов больше не возвращался в СССР.
Балет «Раймонда» Прелюдия и романеска | |
«Времена года» - «Весна» | |
Симфония 5 (B-dur) - 4. Allegro - Maestoso | |
Концерт для скрипки с оркестром, ор. 82 | |
Концерт для фортепиано с оркестром №1 |
Василий Сергеевич Калинников (1866–1900) — русский композитор. Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова — Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве, она имела огромный успех и до сегодняшнего дня входит в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров, заслужив название «самой русской симфонии». Его брат – Виктор Калинников – известный композитор русской церковной музыки.
Симфония №1 g-moll. I. Allegro Moderato | |
Симфония №1 g-moll. II. Andante_Commodamente | |
Симфония №1 g-moll. III часть | |
Симфония №1 g-moll. IV. Finale | |
Симфония №2 A-dur. II часть |
Анатолий Константинович Лядов (1855–1914) — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории. Сразу же по окончании Петербургской консерватории Лядов был приглашён туда на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки, преподавал там до самой смерти. Среди его учеников: Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, В. М. Беляев, И. И. Чекрыгин, А. В. Оссовский, А. А. Оленин, С. М. Майкапар и другие.
«Баба Яга» | |
«Кикимора» – народное сказание | |
«Волшебное озеро» |
Милий Алексеевич Балакирев (1836–1910) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки». Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной школы). Из фортепианных сочинений Балакирева известны: две мазурки, скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки.
«Исламей» | |
Симфоническая поема «Тамара» | |
Романс «Спи, малютка, мой прекрасный» |
Сергей Иванович Танеев (1856–1915) — русский композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкально-общественный деятель. Ученик П. И. Чайковского. Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития.
Симфония №4. I часть | |
Кантата «Иоанн Дамаскин» | |
Романс «В дымке-неведимке» |
Цезарь Антонович Кюи (1835–1918) — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, заслуженный профессор фортификации, инженер-генерал (1906). Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в их числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.
«Царскосельская статуя» | |
«Коснулась я цветка» | |
Вальс, Соч. 31, №2 | |
Сюита для оркестра №3 «In Modo Populari», Op. 43 |
Составитель Александр Цветков, 2024