Николай Павлович Дилецкий (около 1630, Киев — после 1680, Москва) — русский музыкальный деятель, автор нескольких духовных концертов, автор книги «Грамматика пения мусикийского, или Известные правила в слоге мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений», изданной в 1677 году в Смоленске. Работы Дилецкого оказали существенное влияние на развитие партесного пения в России. Родился в Киеве. образование получил в Виленской иезуитской академии. Выписки, которые Дилецкий делал из читаемых книг, послужили ему впоследствии главным материалом для составленной им музыкальной грамматики, представляющей обширное сочинение в шести частях. Эта грамматика была написана Дилецким в Вильне, а издана в Смоленске в 1677 году под заглавием: «Грамматика пения мусикийского, или известные правила в слове мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений. Издадеся в Смоленску, в лето от Рождества Спасителя нашего и Бога 1677, Николаем Дилецким».
Воскресенский канон | |
Единородный сыне | |
Хвалите имя Господне |
Василий Титов (также Василий Поликарпович Титов, настоящие имя и фамилия Василий Титович Коробов; ок. 1650 — между 1710 и 1715) — русский певчий и композитор, один из крупнейших мастеров партесного стиля. Титов — один из важнейших последователей Николая Дилецкого. Он в совершенстве владел композиторской техникой партесного пения, был одним из мастеров хоровой музыки данного направления. Был широко известен в своё время как мастер духовной музыки: его перу принадлежат многочисленные многоголосные концерты и музыка для служб (до 24 партий в произведении), канты и другие произведения в стилистике партесного пения. Однако вскоре после смерти Титова музыкальные вкусы русской публики изменились, и композитор, как и традиция, которую он представлял, были практически забыты. Ныне музыка Титова входит в репертуар концертных хоровых коллективов, в храмах звучит его «Большое многолетие».
Кант «Многая лета!» | |
«Благослови, душе моя, Господа» | |
Партесный концерт для 12-голосного хора в честь Полтавской победы |
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) — русский композитор, дирижёр, певец. Воспитанник, позднее директор Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник. Родился Дмитрий Бортнянский в Глухове (Сумская область Украины) в семье казака. С 1757 г. Бортнянский обучался в певческой школе Глухова, где ученики приобретали не только певческие навыки, но и совершенствовались в игре на музыкальных инструментах. Дмитрий попал в число десяти лучших учеников-певчих, отобранных для придворной капеллы в Санкт-Петербурге, куда он и направился для дальнейшего обучения. Бортнянский, наряду с другими придворными певчими, участвовал в церковных службах в соборах Зимнего дворца и в помещениях летних дворцов. Участвовал он и в оперных постановках, концертах и прочих музыкальных мероприятиях императорского двора. С 1768 г. Бортнянский живет в Италии. В Италии он написал три оперы на мифологические сюжеты. После возвращения в Россию Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. В последние годы жизни композитор работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Скончался 28 сентября 1825 года в Санкт-Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией П.И. Чайковского. Духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написан Бортнянским на слова поэта М.М. Хераскова в конце XVIII века. Некоторое время, начиная с эпохи правления Павла I, считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства.
Концерт №15, "Приидите воспоим, людие!" | |
Концерт №24, "Возведох очи мои в горы" | |
Концерт №25, "Не умолчим никогда Богородице", Часть I | |
Концерт №28, "Блажен муж бояйся господа" | |
Концерт №32, "Скажи ми господи кончину мою" | |
Херувимская №7 | |
«Тебе бога хвалим» (двухорный с оркестром) |
Максим Созонтович Березовский (1745–1777) — русский и украинский композитор, работавший также в Италии. Наряду с Д.С. Бортнянским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Значительное влияние на творчество Березовского оказала музыка западноевропейского барокко. В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере; среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773; сохранились 4 арии) и соната для скрипки и клавесина (1772).
Концерт для хора "Не отвержи мене во время старости" | |
Литургия Св. Иоанна Златоуста | |
Симфония до мажор (Первая русская симфония) |
Артемий Лукьянович Ведель (1767–1808) — украинский композитор, хоровой дирижёр, педагог. Хоровая музыка Веделя (на церковнославянские молитвословные тексты) начиная с XIX века широко используется в богослужении РПЦ. Ученик Джузеппе Сарти. Статский (гражданский) служащий Российской империи при наместниках А. Я. Леванидове и А. Г. Теплове; капельмейстер вокального класса в Казённом училище при Харьковском коллегиуме, глава Харьковской губернской капеллы. В 1799 году Ведель был вызван в Петербург по подозрению в участии в заговоре против императора Павла I, заключён под надзор и объявлен «сумасшедшим». Поскольку материалы разбирательства дела Веделя не сохранились, причины его опалы остаются не выясненными и являются предметом научных дискуссий.
Концерт для хора "На реках вавилонских" | |
Концерт для хора "Днесь владыка твари" | |
Концерт для хора "Доколе, Господи, забудеши мя", Часть I | |
Концерт для хора "Доколе, Господи, забудеши мя", Часть II | |
"Покаяния отверзи ми двери" |
Пётр Иванович Турчанинов (1779—1856) — протоиерей, русский композитор, регент. Турчанинов продолжил начинание Бортнянского в области гармонизации древнерусских распевов. В его переложениях видна любовь к церковному обиходу, стремление показать непреложную ценность древнерусской традиции. Турчанинов приложил много усилий для того, чтобы облечь эти мелодии в формы, понятные современникам, так как представители образованных слоёв общества уже разучились ценить строгость стиля одноголосного уставного пения.
Задостойник Пятидесятницы | |
Тебе одеющагося | |
Не рыдай Мене Мати |
Алексей Фёдорович Львов (1798–1870) — русский композитор, скрипач-виртуоз и дирижёр, автор музыки государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» (1833); музыкальный писатель и общественный деятель. Директор Придворной певческой капеллы (1837—1861); генерал-майор (10.10.1843), тайный советник, обер-гофмейстер (30.08.1862), сенатор. Родился 25 мая (5 июня) 1798 года в Ревеле (ныне — Таллин) в семье известного русского музыкального деятеля Фёдора Петровича Львова. Двоюродный племянник архитектора Н. А. Львова. Сестра — писательница М. Ф. Ростовская, старший брат — художник Ф. Ф. Львов. Львов — крупный представитель русского скрипичного искусства 1-й половины XIX века. Не имея возможности (из-за своего служебного положения) выступать в публичных концертах, он, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах, прославился как замечательный виртуоз. Лишь во время путешествий за границей Львов выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф. Мендельсоном, Дж. Мейербером, Г. Спонтини, Р. Шуманом, высоко ценившим исполнительское мастерство Львова — солиста и ансамблиста. Последователь классической школы, Львов изложил основные начала скрипичной игры в брошюре, к которым приложил собственные «24 каприса», не утерявших до сих пор художественно-педагогического значения. Духовные композиции Львова в стиле партесного пения имеют немецкий оттенок, что вызвало у многих композиторов в то время недоумениe. М. И. Глинка и князь В. Ф. Одоевский на основе своих исследований показали, что используемые Львовым приёмы гармонизации противоречат древней русской традиции церковного пения.
Вечери Твоея тайныя | |
Кресту предстоящему | |
Боже, Царя храни! | |
Концерт для скрипки с оркестром ля минор. Первая часть. |
Александр Дмитриевич Кастальский (1856–1926) — русский и советский композитор, хоровой дирижёр, фольклорист, музыковед. Сын Дмитрия Ивановича Кастальского. Духовная музыка составляет большую и лучшую часть творческого наследия Кастальского. Он сумел найти новый путь в развитии православной церковной музыки, сумел избежать искушения привнести законы светской музыки в нормы церковного искусства. После Октябрьской революции писал музыку, посвящённую героической советской действительности, в том числе хоровые сочинения «Гимн труду» (1923), «В. И. Ленину. У гроба» (для чтеца, хора и симфонического оркестра, 1924). Точное число работ Кастальского не установлено. В начале XX века было опубликовано и перечислено в каталоге П. И. Юргенсона 73 духовных хора. В конце XX века исследователи располагали сведениями о 136 духовно-музыкальных сочинениях и переложениях Кастальского.
Чертог Твой | |
Стихи Св. Пасхи | |
Единородный сыне |
Павел Григорьевич Чесноков (1877—1944) — русский композитор, хоровой дирижёр, автор широко исполняемых духовных композиций. Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.
Малое славословие | |
"Ангел вопияше" | |
"Да исправится молитва моя" | |
"Совет превечный" |
Александр Андреевич Архангельский (1846—1924) — русский хоровой дирижёр и композитор. Заслуженный артист РСФСР (1921). Был регентом в Пензе, затем в Петербурге. С 1872 года состоял в Петербургской певческой капелле. Преподавал пение в Александровском лицее. Организовал в 1880 в Петербурге смешанный хор, обладавший обширным репертуаром (обработки народных песен, хоровая классика, сочинения современных композиторов) и высокой музыкальной культурой. В практике церковного пения Архангельский сделал нововведения, заменив в церковных хорах детские голоса мальчиков на женские голоса. В области русской духовной музыки Архангельский возбудил интерес в обществе и музыкальном мире к русской песне, он переложил для хора много песен. Написал две оригинальные литургии, всенощную и до 80 миниатюр, в том числе 11 Херувимских песен, 10 гимнов «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении вместо «причастных стихов». Среди ярких произведений стоит отметить его духовный концерт «Помышляю день страшный», отличающийся высоким драматизмом.
"Гласом моим" | |
"К Борогородице прилежно" | |
"Помышляю день страшный" |
Пётр Ильич Чайковский (1840—1893) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Cравнительно мало известна сфера творчества Чайковского, связанная с духовной музыкой. О ней и хотелось бы поговорить. Число произведений написанных в этой области композитором наименьшее по сравнению с другими направлениями творчества, однако это никак не умаляет их значимости для формирования творческого облика Чайковского. Навыки церковного пения и регентства композитор получил в годы пребывания в Училище правоведения, где хором управлял Гавриил Ломакин. В младших классах Петр Чайковский пел трио «Ис полла эти деспота» на архиерейской службе в Екатеринин день: «Как я гордился тогда, что пением своим принимал участие в службе! Как я был счастлив, когда митрополит благодарил и благословлял нас за это пение!».
Великая ектения | |
Приидите поклонимся | |
Херувимская песнь | |
Символ веры |
Среди замечательных музыкальных сочинений Рахманинова есть одно, уникальное не только для самого композитора, но и для всего мирового музыкального наследия, – «Всенощное бдение», op. 37. Этот крупный хоровой цикл состоит из 15 песнопений, разделенных на две части: Вечерню и Утреню. «Всенощное бдение» создавалось в непростое время. В 1914 году мир потрясла Великая война, равной которой еще не было в истории. Тяжелые переживания за будущее и так явно витающее в воздухе предчувствие революции очень изменили Рахманинова. Будучи тогда уже известным в мире композитором и пианистом, он прекратил гастроли и очень редко писал музыку. Тревога за судьбу любимой Родины обратила его к истокам русской музыки, к сердцу народной культуры – к церковному пению. Рахманинов открыл для себя целый мир старинных церковных распевов и знаменного пения. Для глубинного изучения он обратился к самым видным исследователям истории русского церковного пения – композитору и дирижеру Александру Дмитриевичу Кастальскому и директору Синодального училища Степану Васильевичу Смоленскому. Посвятив всего себя творчеству, к началу 1915 года Рахманинов закончил «Всенощное бдение», которое стало не только величайшим его сочинением для хора, но и самым значимым и известным произведением в истории русской духовной музыки.
Всенощное бдение, Op. 37, №1 «Приидите поклонимся» | |
Всенощное бдение, Op. 37, №2 «Благослови душе моя Господа» | |
Всенощное бдение, Op. 37, №4 «Свете тихий» | |
Литургия «Херувимская» | |
Литургия «Тебе поем» |
Составитель Александр Цветков, 2024