Хрестоматия по музыкальной литературе

Русский романс

Александр Алябьев

Александр Александрович Алябьев (1787—1851) — русский композитор, пианист, дирижёр. В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева — романсы «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского.

«Соловей», сл. А. А. Дельвига
«Вечерний звон», сл. И. Козлова
«Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского


Александр Варламов

Александр Егорович Варламов (1801—1848) — русский композитор, капельмейстер, певец, музыкальный критик. В историю русской музыки вошёл как мастер романса (создал около 200 романсов и песен).

«Красный сарафан»
«Вдоль по улице метелица метет»
«На заре ты её не буди»


Александр Гурилёв

Александр Львович Гурилёв (1803—1858) – русский композитор, пианист, скрипач, альтист. Сын композитора и хорового дирижёра Льва Гурилёва.

«Колокольчик»
«Сарафанчик», сл. А.Полежаева
«Отвернитесь, не глядите»


Пётр Булахов

Пётр Петрович Булахов (1822—1885) — русский композитор, автор множества популярных романсов. Пётр Петрович Булахов родился в семье музыкантов. Его отец Петр Александрович (ок. 1793—1835) и младший брат Павел Петрович (1824—1875) — известные оперные тенора. Музыкальное образование Пётр Петрович получил дома. Значительную часть жизни страдал от мучительной болезни, был парализован. Состоял в гражданском браке с Елизаветой Павловной и она родила ему двух дочерей. В 1870-е годы пожар уничтожил квартиру Булахова. Поэтому последние годы жизни он вместе с семьей провел на даче в Кусково — имении графа Шереметева — большого поклонника творчества композитора.
«Тройка»
«Вот мчится тройка почтовая»
«Не хочу»


Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка. Этого выдающегося композитора по праву величают гордостью русской музыкальной классики, поскольку именно он заложил основы отечественной оперной и симфонической музыки. Однако есть ещё один музыкальный жанр, в котором маэстро оставил потомкам щедрое наследство, многие знают его как автора замечательных камерно-вокальных произведений. Романсовое творчество Глинки бесценно. В нём он сумел обобщить то лучшее, что было ранее создано в данном жанре, и довести его до истинного совершенства. Вокальные миниатюры Глинки – это не только своеобразный творческий журнал, которому он доверял сокровенные тайны своей души. В них композитор невольно заставляет слушателей любоваться природными пейзажами, восторгаться портретными зарисовками, а также совершать увлекательные путешествия по удивительным странам.

«Попутная песня»
«Я помню чудное мгновение»
«Венецианская ночь»


Петр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский (1840—1893) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

Камерно-вокальное творчество Петра Ильича Чайковского можно по праву назвать настоящей вершиной русской вокальной лирики. Его романсы поражают выразительными образами и невероятной лиричностью. Композитор очень чутко чувствовал поэзию, обращая внимание на мелодичность и ритм стихов.

«Я не в поле да не травушка была»
«Средь шумного бала»
«День ли царит»


Сергей Васильевич Рахманинов

С.В. Рахманинов обладал удивительным музыкальным талантом, который проявлялся в любом жанре, в который он вкладывал свои усилия. Он смог дать романсу новое духовное и художественное совершенство, расширив его возможности до невероятных масштабов. Рахманинов полагал, что романс - идеальный способ передать лирические эмоции, и поэтому большинство его вокальных произведений наполнены этой атмосферой, в то же время, юмористические, бытовые и трагические мотивы встречаются в них редко. Рахманинов в своих романсах ставил главной задачей передачу основного настроения поэтического текста с помощью яркого мелодического образа, который отображал его эмоциональное развитие и изменения. Именно поэтому в его романсах мы можем заметить длинные фразы, стремительное нарастание интенсивности и патетические высоты.

Романс «Не пой, красавица, при мне» (в сопровождении ОРНИ)
«Здесь хорошо!»
«Я жду тебя!»
«Весенние воды»


Составитель Александр Цветков, 2024