Династические циклы События на Тяньаньмэнь Чань-буддизм Даосизм Конфуцианство


Ань-спокойствие

Ань

      Рассказ о китайском иероглифе «Ань» стоит начать с того, что этот иероглиф – один из немногих, который не был упрощен во время реформы письменности в Китае и содержит смысл уже в своем написании. Он состоит из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть - крыша. Нижняя часть - женщина. То есть спокойствие – это такое состояние общества, когда каждый имеет крышу-щит, способную защитить его от любой смуты. Женщина, как продолжательница рода, наиболее важный элемент общества. Если не защищена женщина – не защищена нация. Защищенность женщины – залог процветания нации.

      Китай на протяжении всей своей длительной истории постоянно страдал от всяческих смут. Государство было крайне нестабильным, периоды процветания постоянно чередовались с периодами упадка. Вся китайская история (кроме последнего периода) состоит из династических циклов. Поэтому понятие «Ань» - спокойствие очень тесно связано с понятием «вэнь» - стабильность, которое, в свою очередь, связано со всеми областями жизни страны.

      Во все времена люди в Китае стремились к спокойствию, мечтали о нем. Это проявлялось во всех областях жизни Китая. На эту тему китайские поэты слагали стихи, духовные наставники проводили философские беседы, в народе рождались пословицы и поговорки. В качестве примера можно привести стихотворение знаменитого китайского поэта Ду Фу «Песнь о боевых колесницах»:

Боевые гремят колесницы,
Кони ржут и ступают несмело.
Людям трудно за ними тащиться
И нести свои луки и стрелы.
Плачут матери, жены и дети -
Им с родными расстаться не просто.
Пыль такая на белом на свете -
Что не видно Сяньянского моста.
И солдат теребят за одежду, -
Все дрожат перед близостью битвы, -
Здесь Мольба потеряла Надежду,
Вознося в поднебесье молитвы.
И прохожий, у края дороги,
Только спросит:"Куда вы идете?"
Отвечают: "На долгие сроки,
Нет конца нашей страшной работе.
Вот юнец был: семье своей дорог,
Сторожил он на Севере реку,
А теперь, хоть ему уж за сорок,
Надо вновь воевать человеку.
Не повязан повязкой мужскою -
Не успел и обряд совершиться, -
А вернулся с седой головою,
И опять его гонят к границе.
Стон стоит на просторах Китая -
А зачем императору надо
Жить, границы страны расширяя:
Мы и так не страна, а громада.
Неужели владыка не знает,
Что в обители Ханьской державы
Не спасительный рис вырастает -
Вырастают лишь сорные травы.
Разве женщины могут и дети
Взять хозяйство крестьянское в руки?
Просто сил им не хватит на свете,
Хватит только страданья и муки.
Мы стоим как солдаты -на страже -
И в песках и на горных вершинах...
Чем отличны баталии наши
От презренных боев петушиных?
Вот, почтенный, как речью прямою
Говорим мы от горькой досады.
Даже этой свирепой зимою
Отдохнуть не сумели солдаты.
Наши семьи сломила кручина -
Платят подати, платят налоги;
И уже не желаешь ты сына,
Чтоб родился для слез и тревоги.
Дочь родится - годна для работы -
Может, жизнь ее ты и устроишь.
Ну, а сын подрастет - уж его-то
Молодого в могилу зароешь.
Побродил бы ты, как на погосте,
Вдоль нагих берегов кукунора:
Там белеют солдатские кости -
Уберут их оттуда не скоро.
Плачут души погибших недавно,
Плачут души погибших когда-то.
И в ночи боевой и бесславной
Их отчетливо слышат солдаты

      Если взглянуть на карту Китая, то в глаза бросается огромное количество географических названий, содержащих иероглиф «Ань»: Сиань, Аньшань, Яньань, Аньян, Юньань, Фуань, Линьань и.т.д. Это связано не с тем, что Китай самое спокойное место на Земле, а напротив, эти названия появлялись как заклинания, пожелания о спокойствии. Рассмотрим, к примеру, историю названия города Сиань. Город был крайне неспокойным. Он постоянно страдал от набегов кочевников и смут внутри города. И его назвали Сиань, что значит «Западное спокойствие», моля о том, чтобы в городе наконец воцарилось спокойствие. Центральная площадь Китайской Народной Республики и ее центральный проспект также содержат в своих названиях «Ань»: Тяньаньмань – площадь небесного спокойствия и Чаньаньцзе – улица вечного спокойствия. Иногда мечты о спокойствии сбывались, но по прошествии некоторого времени вновь становились мечтами. Французские философы XVIII века считали Китай государством, ближе всего подошедшим к идеальному государству спокойствия. Тогда (в XVIII веке) это действительно было так. Каждый занимался своим делом, и все были счастливы. Прошло время, и спокойствие в Китае вновь было нарушено.

Дэн Сяопин      Характер китайцев таков, что их очень легко «завести». Причем они могут «завестись» даже без особого повода. Пример: во время событий 1989 года на Тяньаньмэнь группа молодых людей закидывает камнями полицейских, мимо проезжает дедушка на велосипеде; видя молодых людей, дедушка останавливает велосипед, аккуратно его припарковывает по всем правилам и начинает кидать камни в полицейских. Из-за этой черты характера китайцев любое, даже незначительное событие может моментально перерасти в крупномасштабную смуту, которая нарушит стабильность в стране. Поэтому перед правящими кругами Китая во все времена стояла цель – установление спокойствия и недопущение ни малейшей смуты. Именно с этим связаны все попытки китайских властей создать идеальное, рациональное поднебесное государство, где каждый бы занимался своим делом и все были счастливы. В Китае сохранилось множество «памятников» этим идеям. Например, столица Китая – Пекин построена по очень строгому плану. Весь город состоит из колец, замкнутых вокруг императорского дворца. Все улицы протянуты либо с Запада на Восток, либо с Севера на Юг. Китайские власти всегда пытались регулировать все, вплоть до мелочей. Только таким способом можно было установить в Китае спокойствие. Власть – еще одно понятие, очень тесно связанное с понятием «Ань». Причем, чтобы установить спокойствие в Поднебесной, власть сама должна быть спокойной. Китай не принял политику «большого скачка» Мао Цзэ Дуна, а реформаторский путь Дэн Сяопина очень благотворно сказался на ситуации в Китае. Дэн Сяопин понимал, что Китаю не нужны потрясения. Только спокойный реформаторский путь может исправить обстановку. Люди, вышедшие в 1989 году на Тяньаньмэнь, этого не понимали. Они требовали немедленной смены политического режима. Дэн Сяопин видел, что ситуация в стране далеко не оптимальная и понимал, что необходимо менять политическую систему, но нельзя это было делать одним махом. Если бы этот бунт не был подавлен силовыми методами в краткие сроки, взбунтовался бы весь китайский народ, и китайское государство рухнуло бы в считанные сроки. Китайский бунт очень похож на русский – «бессмысленный и беспощадный». В последнее время китайским властям удалось успокоить народ. С 1989 года крупных волнений в Китае не было. Но достигнуто это спокойствие было не только силовыми методами. Поворотным моментом в истории современного развития Китая стали реформы Дэн Сяопина. Перед ним стояло три основные задачи: во-первых, повернуть экономику в рыночное русло, во-вторых, сделать это так, чтобы в стране не повысился уровень преступности, как это произошло с западными странами, в-третьих, необходимо было избежать при этом сильных социальных трений. Для проведения экономических реформ правительству потребовалось решать коренную задачу – установить спокойствие, стабилизировать отношения в обществе. Для осуществления этой цели китайское правительство во главе с Дэн Сяопином использовало весь потенциал мощнейшего китайского агитационного аппарата. С утра до ночи китайцам «вбивали в голову», что зажиточные люди – это хорошо. Они весь китайский народ приведут к такому же богатству. Все газеты твердили, что все идет по плану, все так и должно быть. И идеологическая борьба дала свои плоды. Правительство решило проблемы преступности и социальных трений, и спокойная ситуация в обществе позволила успешно провести экономические реформы. Идеология стала залогом спокойствия и стабильности. И сейчас мы видим результаты. В Китае производится все: от риса и дешевой одежды до космических кораблей и суперкомпьютеров.

      Понятие «Ань» тесно связано со всей культурой китайского народа и присутствует во всех без исключения ее областях. Ведь именно спокойный буддизм прижился в Китае, а более радикальное течение – Чань – буддизм так и не стало популярным в Поднебесной. Основная часть буддистских религиозных практик – медитация. Грубо ее смысл можно передать так: медитация – это приведение сознания в состояние абсолютного покоя, открывающее путь к просветлению. Буддисты считают, что мир иллюзорен. Все, что нас окружает, – иллюзия, и только отвлекшись от окружающего мира, приведя свое сознание к виду поверхности гладкого озера можно достичь истинного просветления. Идея достижения абсолютного спокойствия прослеживается и в двух истинно китайских религиях: даосизме и конфуцианстве, хотя по европейским меркам эти учения являются скорее, философскими направлениями.

      Другая часть оригинальной китайской культуры – Фэн-Шуй – также вся построена на идеях спокойствия и гармонии. Главный принцип Фэн-Шуй таков: все должно быть рационально и упорядочено, в гармонии с природой. Всему свое место и условия. Гармония не достигнута – не жди успеха.

      Китайцы мыслят дуалистическими категориями: смута или спокойствие, добро или зло. Для них не существует переходных состояний. Здесь, как пример, можно привести китайскую пословицу: «Лучше быть собакой в мирное время, чем человеком во время смуты». Для китайца смута, война – это зло, спокойствие, мир – это добро. «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» - фраза, примерно эквивалентная русскому выражению «Пошел к черту!». Спокойствие – неотъемлемое и важнейшее условие счастья для китайца. Фу (счастье) – еще одно понятие тесно связанное с понятием «Ань».

      В современном Китае идеи спокойствия, как и в древности, базируются на «трех китах»: власти, семье и человеческих отношениях.

с китайским торговцем      Знаменитый девиз Карлсона – «Спокойствие, только спокойствие!» - по праву может считаться главным принципом для современного китайца. Этот принцип напрямую связан с любой областью его жизни. Китайцы во всем стараются быть спокойными, и у них это получается. В Китае выгодно быть спокойным, потому что жизнь в современном Китае – это игра на нервах. У кого они крепче, тот и побеждает. Как пример типичной для Китая схватки на нервах можно привести ситуацию на китайских дорогах. Едет автобус на довольно большой скорости, прямо перед ним медленно, не спеша, едет велосипедист. Водитель автобуса сигналит велосипедисту, чтобы тот ушел с его пути, но велосипедист не обращает на это никакого внимания. И в итоге побеждает тот, у кого нервы крепче, либо они лопнут у велосипедиста и он уйдет с дороги автобуса, либо автобусу придется пропускать медленного велосипедиста, либо водитель автобуса объедет велосипедиста, но сделает он это в самый последний момент и так, что расстояние между автобусом и велосипедистом будет не больше десяти сантиметров. Такая ситуация является типичной для китайских дорог. Вообще китайцы очень миролюбивы на дорогах. Китаец не будет злиться, если его кто-то «подрежет». Он не будет кричать, вопить, идти разбираться, как это принято у нас. Он понимает, что сейчас подрезали его, а завтра он подрежет кого-нибудь, незачем попусту тратить драгоценные нервы. Китайцы терпимы друг к другу и предпочитают не влезать в ссору. Еще один пример из личного опыта автора. Еду на велосипеде вниз по городской стене города Сиань. Как раз разогнался. И тут в нескольких метрах прямо передо мной мне преграждают путь два китайца и начинают идти мне на встречу! Мне пришлось очень резко свернуть, чтобы избежать аварии, а они как ни в чем не бывало пошли дальше, даже не заметив меня! Не зря говорят: «То, что для западного человека психическое расстройство, для китайца норма». Китайцы очень эмоциональны. Автору довелось один раз слышать разговор двух китайцев. Разговор выглядит так, будто они ссорятся и кричат друг другу нелицеприятные выражения. Китайцев – очень азартные люди. Кажущиеся изначально очень спокойными и неуступчивыми, они моментально «заводятся». Особенно хорошо это видно на рынке. На первый взгляд кажется, что с продавцами бесполезно торговаться, они выглядят сосредоточенными и спокойными, но как только Вы начинаете торговаться, они с пеной у рта стараются отстоять свои цены, добиться наибольшей для себя выгоды. Если Вы будете неуступчивыми и наглыми, они после долгого сопротивления уступят Вам, и Вы добьетесь нужного Вам результата.

молодежь на зарядке      Как упоминалось выше, после 1989 года в Китае установилось спокойствие. Китай – одна из немногих стран, где почти нет террористов и вообще почти нет радикальных экстремистских группировок. Китайская молодежь не стремится к потрясениям, им по душе спокойствие. Спокойная, размеренная жизнь, когда можно ни в чем себе не отказывать – вот идеал китайского тинэйджера. Современная китайская молодежь почти не интересуется политикой, их не очень волнует ситуация в стране, главное - собственное счастье. Автор задал В.В.Ульяненко (нашему гиду и одному из главных организаторов поездки) вопрос: «Китайская молодежь в большинстве своем прокоммунисты или антикоммунисты?» И вот каков был ответ: «Китайская молодежь и не прокоммунисты и не антикоммунисты, они пофигисты. Она буквально воспринимает знаменитое высказывание Великого учителя Конфуция о том, что «в нормальной стране желудок полон, а голова пуста». Она почти не думает о своей стране, а думает о том, чтобы были деньги и мобильник». Может быть, именно поэтому среди китайской молодежи не популярны такие музыкальные стили, как панк и металл. Им не по душе любой протест, пусть даже исполненный в музыке.

      В Китае почти не существует конфликтов в семье. Проблемы отцов и детей, которую так активно обсуждают в нашей стране и с которой мне часто приходится сталкиваться лицом к лицу, в Китае практически не существует. В китайском обществе до сих пор живы принципы сыновней почтительности, провозглашенные Конфуцием. Дети считают своим обязательством помогать родителям. Для Китая немыслима ситуация, когда у старика есть ребенок, и тот ему не помогает, поэтому в китайских домах престарелых почти нет стариков. Даже если китаец зарабатывает очень мало, он все равно будет ежемесячно отсылать деньги своим родителям, ограничивая себя во всем. Конечно, есть исключения, и конфликты все же иногда возникают, но их на порядок меньше, чем в современном российском обществе.

Полицейский-доброволец      Стоит также несколько слов сказать о тех, кто охраняет спокойствие в Китае. Если раньше хранителем спокойствия в Поднебесной был император, то сейчас эту тяжелую задачу возложила на свои плечи КПК (Коммунистическая Партия Китая), причем в последнее время она неплохо справляется с этой задачей. На местах задачей поддержания спокойствия занимаются полицейские. Китайские полицейские очень похожи на игрушечных: в белых шлемах, на красивых белых мотоциклах и в темных очках. Их в Китае и боятся, и уважают. Профессия полицейского в Китае считается престижной. Они тоже неплохо справляются со своей задачей. На улицах Китая царит спокойствие. В помощь полицейским на улицах действует множество добровольцев, регулирующих движение автомобилей, что также говорит о настроении в обществе.

      В общем, жизнь современного Китая можно отразить в одной емкой фразе, которая по праву может считаться ее девизом: «Спокойствие, только спокойствие!». И никаких проблем!


Список литературы:

      1. Адамчик В.В., История Китая, Минск, ООО "Харвест" 2004

      2. Ульяненко В.В., Лучкин К.В., Лейкин С.Ф., Французова О.А., Китайская цивилизация как она есть, республика Тыва, ООО "издательство АСТ" 2004

      3. Малявин В.В., Китай в XVI-XVII веках, Москва, Издательство "Искусство", 1995

      4. Хицжералд, История Китая, Москва, ЗАО "Центрполиграф", 2004