Не смотря на то, что китайский сад обычно не является первой, пришедшей на ум ассоциацией с современным Китаем, он все же играет в нем свою, пусть и не заметную с первого взгляда, но важную, роль. Китайцы связаны с садом во многих сферах жизнедеятельности. Существует государственная программа по озеленению, китайцы любят гулять в парке (хотя не всегда понятно, туристы это или местные), а на китайских халатах часто изображаются различные растения. Философия китайского сада напрямую связана с учениями китайских мудрецов. Сады находятся во всех монастырях и окружают туристические места. Китайский сад связан с жизнью современных китайцев.
Содержать свой уникальный оригинальный сад всегда было дорого. Поэтому сады были только у богатых людей. Во время поездки в Китай я не видел современных садов. Это были сады, созданные еще до появления коммунистической партии, и поддерживаемые в хорошем состоянии до настоящего времени. Я думаю, что если новые сады создаются, то они находятся на частных дачах, где туристов не ждут.
Несмотря на то, что китайские сады сейчас не создают, китайцам все равно нужна природа. Поэтому производится повсеместное озеленение. Везде можно встретить зеленые насаждения, молодые цветы и деревья. Когда я смотрел видео презентацию одной из государственных китайских школ, в первую же очередь в этой презентации подробно рассказывалось, какие озеленительные работы проводятся внутри школы. После этого подтвердилась моя идея о том, что тотальное озеленение - это государственная программа. По всему Китаю в срочном порядке сажаются тополя, которые, как известно, быстро растут. Очевидно, что китайцы знают то, что тополиный пух будет сильно мешать (уже все улицы им покрыты) и что если даже тополя выглядят красивыми и здоровыми, то это не мешает им быть внутри почти полностью сгнившими. Тополя будут падать и выделять пух, от них будет много проблем, зато сейчас все города быстро покрылись растительностью. Если бы они не спешили и посадили более безопасные и удобные деревья, то им было бы заметно лучше. На улицах Китая также можно встретить клумбы с цветами. Клумбы представляют собой сплошной ковер из цветов, которые представляют собой какой либо узор. Интересно даже не это, а то. Что цветы растут в маленьких горшках, а их никто не трогает и не уносит к себе домой. В России бы их сразу растаскивали к себе на дачу, домой или для продажи на рынке.
Не смотря на то, что озеленительные работы проводятся в Китае очень активно, их нельзя назвать китайским садом, так как они не подходят под критерии китайского сада.
Существует перечень объектов, которые должны находиться в китайском саду. Во-первых, это стена сада. Раньше ее красили в белый цвет, но сейчас все стены красные. Наверное, это сделано для того, чтобы они меньше пачкались. Самой важной частью стены сада являются ворота. Это обязательная часть сада, без ворот не обходился ни один сад. Ворота обычно богато украшены, а вид на сад, открывающийся из них очень важен. В саду также должен быть водоем, в котором в соответствие с модой должны плавать золотые рыбки. Через водоемы, даже самые маленькие, любят перекидывать мостики. Помимо золотых рыбок обычно есть какие-то черные рыбки и черепахи. Также в саду должны быть большие красивые камни. "Камень навевает думы о древнем..." - Вэнь Чжэнхэн, В.В.Малявин "Сумерки Дао". В императорский сад камни возились даже из южного Китая. При этом камни в саду всегда заметны и обязательно составляют важную часть сада. Если это буддийский сад, то в нем обязательно есть барельефы с изображением Будды, который или сидит в позе лотоса или показывает знак благословения (похож на русскую "козу"). Дорожки в китайском саду обычно извилистые. Также в китайском саду обычно есть гора или скала. Эта традиция появилась тогда, когда в праздник, в который все залезали на гору, император не мог выезжать из дворца, ему построили гору прямо в саду запретного города. Она так органично вписалась, что в других садах тоже стали строить горы и скалы. В саду должны быть постройки, органично вписывающиеся в пейзаж. Растения китайского сада не очень разнообразны, хотя, конечно, в качественных садах обычно больше видов растений. Если в саду есть цветы, то они сажаются плотно друг к другу и образуют собой какие-нибудь узоры. На этом перечень обязательных составляющих китайского сада заканчивается. Хорошим примером китайского сада является сад около пагоды Диких Гусей. Но сад не просто должен быть наполнен перечисленными объектами. У расположения этих объектов есть своя философия.
Устройство китайского сада имеет свою философию. Она очень важна для садовника, так как она задает некоторые принципы организации сада.
Существует идея о том, что человеческое понимание ограничено, человек не может сразу все видеть и понимать. В соответствие этой идее придуман следующий принцип: пространство китайского сада должно быть организовано таким образом, чтобы человек не мог видеть сразу весь сад, а видел лишь маленькую его часть. Этот принцип также обеспечивает наличие большого количества уединенных мест, не видных издалека. Во-первых, это удобно, во-вторых, кажется, что в саду меньше народу.
Китайская идея о том, что человек - это неотъемлемая часть природы, нашла свое применение в саду. Человек и природа неразлучны. Человек "завершает других, завершая себя". Человек не может жить вне природы, а природа в саду должна быть оформлена человеком. Именно поэтому китайские садоводы не стремились ни упорядочить сад насколько это только возможно, ни сделать из него лес. Строения и скульптуры должны смотреться очень гармонично с деревьями, кустами и цветами.
Китайский сад наполнен символами и мистикой, которую почти невозможно заметить, но которая очень важна для создания целостной философской картины сада, олицетворяющего мир в мире. В книге В.В.Малявина "Сумерки Дао" есть следующая фраза: "Стена в китайском саду оказывалась подлинным зеркалом "полноты природы" - прообразом той глубины тени, в которой сливались отражения естественных форм и следы человеческого духа". Мне такая идея точно не придет в голову. Я думаю, что многие философские идеи создания китайских садов на самом деле появились после того, как много вещей оказалось удобно применять на практике по какой-либо причине. Применять что-то было удобно, а уж только потом это "что-то" стало популярно. Только после этого какой-нибудь философ начинал говорить, о том, что смысл некоторого принципа заключается в том, что это соответствует его идее, хотя на самом деле принцип появился ранее идеи.
Одним из принципов создания китайского сада было показать временность всего происходящего. Поэтому если сад достаточно большой, то его делили на уголки, каждый из которых лучше всего наблюдать в разное время года, когда разная растительность выглядит особенно прекрасно.
Садовые занятия также имеют свои принципы.
Китайцам очень важно заботиться о стариках. Во время экскурсии по запретному городу под палящим солнцем я видел, как несколько китайцев везли с трудом сидевшего на коляске старика на прогулку. Но китайцы так относятся не только к людям-старикам, но и к деревьям. Почти в каждом старом китайском саду есть старые деревья. Эти деревья уже еле-еле стоят, но китайцы подпирают их большим количеством черных железных труб, для того, чтобы дерево еще простояло как можно дольше. Экскурсоводы обязательно обращают внимание туристов на эти деревья, но не обращают внимания на общекитайский контекст, а просто говорят о том, насколько хорошие садоводы вырастили такого долгожителя. О некоторых деревьях можно упомянуть. В Запретном городе растет кипарис девяти драконов, а в Шао-Линьском монастыре есть деревья, которым от пятиста до тысячи лет. Почтительное отношение к старине выражается и в ученьях китайских мудрецов.
Китайский сад связан с жизнью китайцев в различных областях жизнедеятельности. Он прочно занял свое место в современном Китае, но ему есть куда развиваться.
Автор статьи: Мещеряков Вадим