ТОЧКА ОПОРЫ
Благотворительность в первом
поколении Новейшая история российского
меценатства
Возможно ли в нашей стране такое: человек заработал немалые
деньги и вкладывает их… в образование нового поколения? Возможен ли
меценат-романтик, ставящий перед собой предельные вопросы, думающий
не о выгоде завтрашнего дня, а на столетие вперед? Сергей Гутцайт
– нетипичный бизнесмен. Практически все свои «капиталистические
доходы» он тратит на са- мое, казалось бы, безнадежное для
филантропии дело – школу. В чем-то он поступает талантливо, в чем-то
наивно, но что не может не вызывать уважения – последовательно и
упорно. И хочется верить, что – дай Бог! – благой пример
окажется заразителен и среди многочисленных наших небедных
соотечественников найдутся те, кто рискнет вложить состояние не в
бизнес, не в футбольный клуб или политическую партию, а... просто в
школу.
Однажды я услышал, будто какой-то новый русский открыл
школу – современную версию Царскосельского лицея. Подумал: мало ли в
жизни бывает… Потом стали попадаться факты. Афиша о
благотворительном концерте М.М.Жванецкого в пользу школы им.
А.М.Горчакова (знаменитого министра, школьного приятеля
Пушкина). Восстановленный в Павловске зал, где дирижировал
Штраус… Ресторан мецената-предпринимателя, в котором обедал
Путин. А при ресторане – столовая для бомжей. Деревня, то ли
купленная, то ли построенная новым Мамонтовым и заселяемая мастерами
разных профессий. Говорили, что этот человек собирается создать там
образовательный центр. Доктор наук, петербургский профессор,
променявшая заманчивое предложение вице-губернаторства… на школьное
директорство. Случайные, разрозненные факты складывались в
цепочку. Кто-то делал точные, умные шаги. И я решил съездить в
Павловск… Эти записки оттуда, с перерывом в два года. Несколько
вопросов, которые я пытался прояснить – для себя в первую очередь.
Зачем состоятельный человек вкладывается в школу? Возможны ли в наше
время люди, похожие на тех, из позапрошлого века – с представлениями
о чести, достоинстве, со всем тем, что, казалось бы, обесценилось за
прошедшее столетие. Могут ли такие люди частным образом что-то
сделать в образовании? Бывая в Павловске, я вел дневник,
получились дневниковые записи, заметки. А потом собрал их
вместе.
Павловск в получасе езды от Питера, предместье. От
прежних времен остался чудесный, устроенный по-немецки парк с
дворцом. Остальное, из разных эпох, – в развалинах: императорский
бастион, дом коменданта Роттаста, дачи художника Карла Брюллова,
архитекторов Клодта, Лансере… На станции меня встретил здешний
учитель и сопроводил до школы. Она находится на даче Брюллова,
которую восстанавливают в точном соответствии с оригиналом. Каменная
башня для астрономических наблюдений, светлая терраса, балконы…
В доме еще пахнет деревом. Внутри дух старинных, антикварных
вещей (реставрируемых по соседству, где у дома инвалидов арендован
этаж под мастерскую и классы). Елена Ивановна Казакова, директор
школы, спешила на урок и пояснила мимоходом: школа – частная. Ее
финансирует Сергей Эдидович Гутцайт. Дачу Брюллова под школу ему
долго не давали, только когда башня чуть не рухнула, передали. А
идея была в том, чтобы создать не типовую школу, а особую, что-то
вроде современной версии Царскосельского лицея. Взять детей с
периферии и показать, что получится, если им дадут образование
блестящие педагоги, если дети будут расти в окружении прекрасных
вещей. «А почему Царскосельский лицей?» – спросил я. «Служение
Отечеству… Oн считает, – сказала директор про мецената, – что у тех,
в лицее, было острое чувство служения Отечеству. Поэтому – кто пошел
в декабристы, а кто, как Горчаков, – в государственные
деятели…»
Оброк на
образование
Человек, который содержит школу, Сергей
Эдидович Гутцайт – очень похож на писателя Михаила Михайловича
Жванецкого. Тоже из Одессы, из того же Института инженеров флота,
учились в разное время, но одному и тому же. Дружат. Жванецкий –
член клуба попечителей школы имени А.М.Горчакова, куда входят
политики, бизнесмены, деятели культуры… Мы встретились с
Гутцайтом в школьной библиотеке. Она совершенно замечательная,
наподобие тех, что существовали у людей определенного круга в XIX
веке: просторный кабинет, шкафы, старинные книги в сафьяновом
переплете с золотым обрезом. Карта, барометр, телескоп… Не думаю,
что нынешние средства обучения, обучающая среда (за исключением
компьютера) шагнули далеко вперед. Все тот же глобус, та же
«лейденская бочка»… И задачи те же. «Надо научить их придумывать
задачи. Решать – это хорошо, но мало. А вот если может придумывать…»
– первое, что я услышал от Гутцайта. «Сейчас Елене скажу», – и ушел
с осенившей идеей искать директора.
Оригинальный человек
Сергей Эдидович, необычный тип. Не похож на бизнесмена... Вот
они в школе имени А.М.Горчакова приобрели старинные журналы, книги
Царскосельского лицея – о распределении по службе, карьере, какие
должности занимали выпускники. Если просмотреть судьбы этих
выпускников, а их же огромное количество – лицей существовал 100
лет, – можно увидеть: это были люди неординарно мыслящие и, видимо,
думали о судьбах России… «…В первую очередь я пытаюсь притянуть
людей, у которых есть деньги, а потом уже – влияние… Смысл
эксперимента – сделать его «жирным», – говорит Гутцайт, внешне
похожий на Жванецкого. – Что получится, если денег не жалеть? У нас
здесь – дорогое образование. Но я бы хотел, чтобы оно стало еще
дороже. У нас нет, может быть, денег на какую-то особую форму
одежды, но на поездки, на путешествия по стране, миру есть. Мне
интересно – что же получится, если не жалеть денег, не экономить на
образовании?» Где же это мы находимся? В России. В Павловском
парке и примыкающей к нему Мариентальской долине. В бывшем
Еленинском квартале, как назывался он в начале прошлого века.
Культурно-образовательный заповедник, его еще нет, он в проекте, но
уже начал реализовываться. Они хотят, чтобы тут возник
образовательный центр. И мы в нем образовывались, ну, как нормальные
люди. То же самое – насчет окружения школы. Хочется, чтобы в
окружении были не случайные люди. То же – деревня. Поезжайте,
говорят мне, в деревню, надо там пожить хотя бы три
дня… Продолжение. Начало на 1-й странице
О
деревне, которую он построил
Как я понял, это
туристическая деревня: стоянка для теплоходов, идущих в Китеж, на
Валаам, в Соловки. Десяток домов, гостиница, ремесленная слобода,
трактир, охотничьи хозяйства… Заповедный остров… Называется
Мандроги. Вначале хотел просто бизнес строить, признается
Гутцайт. Река Свирь, по ней плывут пароходы с туристами. Шлюзы,
очередь. Туристам надо куда-то выйти размяться. И вот он выбрал
красивое место. Построил причал. Начали разворачивать продажу
сувениров – а жилье, дороги, электричество? В итоге вышло сочетание
деревенской избы с космической антенной связью. Связь цифровая со
всем миром, интернет в каждом доме, телефон… «И вот, – говорит
мне Гутцайт, – мы эту деревню чуть-чуть подделаем, и будет
интересная такая детская страна: а в ней вместе с детьми – мастера,
художники, орнитологи… Зоопарк построим». И все это на фоне
окружающего развала. «Ну хорошо, – говорю Гутцайту про сказочную
деревню, – а какое отношение все это имеет к школе?» «Как какое, –
удивляется он, – деревня и строилась как источник финансирования
школы…» И рассказывает совсем уж сумасшедшие вещи. Только
послушайте: деревня, зарабатывающая на туристах, обкладывается
«оброком», который идет на школу. Есть программа, где все расписано.
И все живущие в деревне знают, что платят оброк – для того, чтобы
школа развивалась. Первый этап, говорит Гутцайт, «чтобы начали
жить жирно». И, начав жирно жить, стали вкладывать в школу. «Я
человек романтический, как выяснилось, – говорит нетипичный
бизнесмен Гутцайт, – и соответственно людей подбираю таких же. Я
понимаю, что изменить ничего невозможно. Но я все-таки каким-то
образом сумел заработать деньги и вот трачу их на некоторые
любопытные, рискованные идеи… А сейчас пришел к выводу, что на
каком-то этапе даже государство может присоединиться. Понятно,
почему? Настолько интересные бывают проекты, что, несмотря на всю
косность, бюрократию и прочее, государство присоединяется. В
Павловске – они же не только школу строят, все здания – замки, дачи
реставрируют. Ну кто может сказать плохое, что мы старый Павловск
воссоздаем?» И все-таки, говорю ему я, это сказки. «Оброк на
образование», дружба с государством... По определению
невозможно. Можно, отвечает он. «Государство, – объясняет он
свою странную для России позицию, – не может до бесконечности не
замечать. Выскочек не любит, белых ворон не любит, чиновники
пытаются задушить. Но критическая масса – и пробиваешь. Там где-то
пробил, тут что-то сумел сделать…»
Рыцарская мечта и
пачка у.е.
«Шеф имеет слабость к старинной мебели, –
говорит мне учитель истории Борис Владимирович Неупокоев. – В
соседнем здании – склад мебели, реставрационные мастерские. Покупаем
старинную мебель, дешевую, у старух, и мастера делают. И в школе
начали вести уроки труда…» «Нашим детям очень много дано – на
каждого ученика в месяц тратится тысяча, полторы тысячи уже реальных
у.е.». И может возникнуть желание: а еще, а еще… Понятно, что они
должны хорошо выглядеть – если едут за границу или приходят на
концерт к Жванецкому – нужно одеться соответственно. Но чтобы не
было потребительского отношения к жизни, они себя обслуживают –
убирают парк, колют лед, чистят дорожки сами. Чем-то все время
заняты. Устраивают концерт перед бабушками из дома отдыха одного
дня. Занимаются танцами. Зайдите посмотрите – ирландские танцы,
шотландские, еврейские – для ансамбля мальчиков. А Сергей Эдидович
еще хочет бальные, но с девочками трудно. Те, что вокруг, в
окрестностях, выражаются матом. По поводу восемнадцати ребят.
Вообще-то их особенно и не отбирали. Знакомились с семьей, чтобы
была нормальной, родители – не алкоголики, не бомжи… Чтобы были дома
книжки. Приходили домой поговорить: а где твоя комната, покажи
книжки… Потом более определенно: письма родителям,
распространение информации – если хотите, можете написать о своих
детях. Детям: если хочешь, пришли рисунки, и так далее в этом роде.
Затем приглашали к себе, и ребята собирались здесь, собирались
весной, осенью, на каникулах… Все-таки интернат. Дома бывают раз
в три недели, на выходные. Отношение у нас к тому, что дети ездят
домой, говорил учитель Борис Владимирович, сложное. С одной стороны,
семья, ласка, да и по дому помочь надо, стул там починить… Но по
возвращении из дома семьдесят процентов болеют. Другой режим жизни.
Здесь – каждый день зарядка в парке, обливание на снегу, баня,
массажист очень квалифицированный. В этом году, тьфу-тьфу, даже
гриппом ни один не переболел. Большинство болезней из дома...
Режим дня здесь такой: подъем в семь, сок, фрукты, уроки
пятьдесят минут, второй завтрак. С двенадцати – спорт, танцы, с трех
– математика, час интеллектуальных игр, английский, после полдника
самоподготовка, симпозиум, бассейн, чтение, и так до вечернего чая и
«спокойной ночи». Домашних заданий нет… «Сергей Эдидович, –
говорит мне учитель истории Борис Владимирович Неупокоев, – ничего в
педагогике не понимает, но у него потрясающее чутье. Он считает, что
детям нужно хорошо питаться, одеваться, находиться среди прекрасных
вещей. Что в этой школе должны появляться люди, добившиеся успеха в
жизни. Заманивает президента, Жванецкого… Учителям говорят:
господа, вы должны найти людей, которые придут сюда и что-то
расскажут. Находим египтолога, едем к нему в университет, и он им
что-то рассказывает и показывает какие-то вещи… Насыщение людьми,
успешными. Гутцайт взял разваленный дом коменданта Павловска –
Роттаста и восстанавливает, чтобы была гостевая зала, в которой
можно принимать Ростроповича. Чтобы дети могли общаться».
«Кстати, а что у вас на вывеске, – спросил я, – средняя школа?»
Учитель пожал плечами. «У нас и вывески нет…» Тут было полно
корреспондентов – из Би-би-си, «Свободы», финны, англичане, японцы.
Кто-то из учителей готовил еду, кто-то колол лед – иностранцы не
поняли, кто историю преподает, а кто дворник. Гутцайт всегда
говорит: команда, капитан. Но он не хочет быть капитаном, капитан –
директор школы Елена Ивановна, а он – кораблестроитель. Гутцайт
хотел, чтобы тут были лучшие. «Кто у нас лучший математик в городе?
А историк?» Потом поняли, что у нас действительно «лучшие» – но в
другом смысле. Вот был человек: энциклопедист, играл на музыкальных
инструментах и прочее. Но после уроков уходил, с детьми никуда не
ездил. А здесь надо жить… в этом парковом, историческом
пространстве. «Вот это, – показал мне учитель истории, – остатки
игры, наши готовились к поездке в Англию. Темы на выбор: Вальтер
Скотт; Фрэнсис Дрейк и английские пираты; Великие ученые Англии;
Стоунхендж; Роберт Бернс; Загадка озера Лох-Несс; Английский юмор;
Шерлок-Холмс; Зарождение футбола и его современное
значение… Везде какие-то записки, бумажки. Типа: «С какой это
стати мне, рыцарю Круглого стола, сворачивать с Тропы, коя мне
угодна?» Дух частной школы повсюду…
Человечество
все же светлеет
Наконец добрался до директора,
пригласившего меня в эту школу. Из всех известных мне директоров
Елена Ивановна Казакова – одна из самых необычных. Она, когда сюда
шла, уже была доктором педагогических наук, профессором,
проректором, председателем всяческих почетных советов и прочее и
прочее, откуда нормальные люди сами обычно не уходят. А тут вообще
получила сногсшибательное предложение: стать вице-губернатором
Петербурга. И раздумывала, как бы помягче отказаться. Как раз в
это время Елена Ивановна и встретилась с бизнесменом-меценатом
Сергеем Эдидовичем Гутцайтом, который создавал свою школу, ходил по
разным людям, советовался. И начал он ее, Елену Ивановну, уламывать,
уговаривать, рисовать всякие перспективы. Она ему не поверила. Тогда
много всяких сумасшедших ходило вокруг образования, а тут еще –
Павловск, Брюллов, кругосветка… Хватило одного заезда. «Чем,
– говорит мне профессор – школьный директор Казакова, – Сергей
Эдидович купил меня? Наглостью. «Я построю современную версию
Царскосельского лицея…» Гм… Ну, я лекции читала, огромными школами
руководила, а тут маленькая, частная… А вдруг?» С Казаковой мы
говорим чисто профессионально. Концепция, механизм реализации,
мониторинг… «Если о модельных вещах, – раскрывает Елена Ивановна
замысел эксперимента, – то построение по модели другого,
принципиально открытого образования… Второе – поддержка социально
одаренных детей. Школы для интеллектуально одаренных в разных
науках, искусствах есть, а вот для социально одаренных… Третье –
здесь собралось много специалистов по игровой деятельности, и мы
пытаемся синтезировать и реализовать концепцию, технологию игры как
одну из основ школы. Что еще может быть модельного? Сам Сергей
Эдидович, который вкладывает деньги в образование. Может быть, еще
найдутся такие… Еще модельное – попечительский совет, финансовое
и моральное участие разных людей – от Путина до Ростроповича – через
Жванецкого. Это в основном друзья Сергея Эдидовича, но сейчас уже
кто-то покупается на идею – хочется во что-то верить. Здесь
прекрасные садовники, менеджеры, реставраторы, это само по себе
образование – общаться с этими людьми. Жить вместе с детьми, но так,
чтобы детям хотелось так жить, – тогда, говорит Елена Ивановна, все
получится. Два образовательных путешествия в год за границу, два
путешествия по стране, музыка, спорт… Педагогический коллектив –
восемь с половиной учителей, плюс почасовики. Эти люди дают уроки,
дежурят, ведут какой-то процесс. Двенадцать мальчиков – из
Подпорожья, где находится деревня Мандроги. Дети в основном
райцентровские… «Мы в первую очередь, когда в семьи едем, –
рассказывает Елена Ивановна, – смотрим – есть книги? Если ребенок
сказок в детстве не читал, надо погружать, обогревать, «отчитывать».
Если этого нет, мне безумно страшно… Большинство педагогов мне
говорили: из этого материала ничего не выйдет. Но я им отвечаю –
давайте искать, давайте свой путь… Предмет – это не проблема.
Проблема – сотрудничества, проблема души…» «Кем же они станут?» –
спрашиваю я директора. Она задумывается. Сергей Эдидович часто им
говорит: «Я очень надеюсь, что вы получите такое образование, чтобы
достичь личного успеха и сделать жизнь окружающих вас людей
максимально лучше…» «…Поэтому для меня, – поглядывая на часы,
завершает экскурс в теорию директор Казакова, – очень важно, чтобы
вместе поднимались школа Горчакова и Павловский заповедник. Чтобы
вместе со школой восстанавливался парк, строились здания… Ну, да мы
в этом находимся. Так бы надо было исхитряться, что-то выдумывать, а
так – естественный, восстанавливаемый кусок
жизни…»
Задача – создать
прецедент
Все-таки мне не совсем понятно, что за
человек Сергей Эдидович Гутцайт и зачем ему все это нужно.
«Современная версия», «лицей» – это облака. А вот я считаю, сказал я
ему, цель государственной политики – воровство. Он ответил: но это
же не основание, чтобы готовить неприличных людей… Поживешь тут,
походишь, пообщаешься – начинает проясняться. По-моему, у Сергея
Эдидовича Гутцайта, некоторым это, может быть, покажется странным, –
особое отношение к понятиям «честь», «долг», «дружба», у него
дворянство ассоциируется с этим. «Может быть, – говорит он мне,
– я идеализирую. Но мне кажется, что в царском лицее это было.
«Война и мир», князь Андрей – у меня это с детства осталось.
Аристократизм, «аристос» – замешенный на особом чувстве повышенной
ответственности, повышенной этики, а не «что попало, то
пропало». Если бы создать это. Взять людей, которые так живут,
так думают и так делают, и погрузить детей в мир, где есть понятие –
что предательство невозможно. Что ловчить нельзя. Что врать нельзя.
У нас никто не хочет говорить правду. Не стыдно, что вор. Вор, а не
стыдно. А тут… стыдно быть плохим. Стыдно быть не лучшим. Да, игра в
дворянство, пусть на современном уровне… Если даже этого нет в
истории России – все равно надо опираться на это… «У меня, –
говорит мне Гутцайт, – нет интереса к реформам, глобализму. Надо с
малого начать. Вырастить традицию, воспитать элиту – в смысле
нравственных людей. Создать этот прецедент. Мне интересно сделать не
просто хорошую школу, а именно версию того лицея». «А в чем ваша
версия?» «Для меня Царскосельский лицей, применительно к его
знаменитым выпускникам, означает, что все же они были участниками
заговора. Это были не просто люди, они были готовы отдать жизнь за
переустройство Отечества на других основаниях. В чем-то ошиблись, но
все же – высокие помыслы, высокие чувства. Человек думал: «Если я
этого не сделаю, я умру». Как они говорили – «мы должны спасти
Россию, мы должны это сделать». И ведь лично себе они ничего не
приобрели. Сегодняшние – думают о сиюминутном. А мне интересно, как
человек поднимается над обстоятельствами. Почему Сахаров поднялся?
Кто его сделал таким: семья, школа?.. Может быть, я романтизирую
воспитанников Царскосельского лицея? Но ведь было много. Была
создана такая школа, среда, что их было много – честных, благородных
и ответственных лидеров, которые воспринимали благосостояние как
возможность сделать что-то для Отечества. Как «делаются» такие люди?
Мы все время надеемся на чудо. Что вот придет благородный… А в
банде этого не может быть. Наша страна – это банда. Но нельзя же
опустить руки… Ничего не попишешь, несмотря на плохих хозяев, надо
строить хороший дом. Несмотря на то, что образование в стране
ухудшается, строить хорошее… Для меня задача – создать прецедент.
Если я создам отличную школу, другой создаст, третий… Если уж
правительство не может, то снизу нужен прецедент. Правительство
увидит и…» А что, думаю я вслед за Гутцайтом, копаясь в
исторической памяти: было ли что-нибудь подобное? А ведь было: в
ответ на частную школу, в особенности земскую, боясь потерять бразды
правления, правительство создавало образцовые министерские училища.
И церковно-приходские – при обер-прокуроре К.П.Победоносцеве. Были
ли они «отличными»? Вряд ли. Но все же – да, частная инициатива и
общественная провоцировали власть на шевеление, вели к конкуренции.
Правительство было вынуждено вкладывать в образование.
«…Я
понимаю, – говорит Гутцайт. – Я понимаю, что не увижу результатов
при жизни. Но делать нужно. А вдруг мы создадим такой прецедент, –
говорит мне этот неисправимый романтик, русский Сорос. – И школа
будет существовать 100 лет. И возникнут традиции… Какова
вероятность, – размышляет Гутцайт, – что ученик обычной школы станет
президентом? Можно математически это подсчитать. А вероятность того
же – из нашей школы? Она выше, эта вероятность уже выше. На сколько
выше? В 10 раз? В 100? Ну вот и все… Это же делать интересно. Я
хочу, допустим, изменить мир. Первый путь – идти во властные
структуры. А есть второй путь, может быть, это утопия – через
воспитание. Но ведь есть прецеденты, традиция. Итон, Гарвард, Йель –
президенты оттуда…
Доказательство от
противного
На уроке у директора Елены Ивановны
Казаковой. Седьмой класс, математика. «Итак, друзья мои,
разберемся с Его Величеством окружностью, сферой и шаром…» Дима,
Женя, Саша, Антон, Вадим, Максим, Илья, Миша, Егор, Леша, Ваня,
Сережа, Варя… На урок пришел Сергей Эдидович, сел на диванчик
рядом с пианино – слушать про круг. «Бывают окружности с
такими-то радиусами, бывают круги, бывает, что они равны. А бывают
концентрические окружности. Что это такое? Я хочу, чтобы вы
сконцентрировались. Кто-нибудь может по слову догадаться, что это
значит. «Надо думать…» – «Отлично, очень полезное занятие…» «…Я
думаю, – говорит Вадим, выйдя к доске, – что это окружности с общим
центром». – «Блеск! – отмечает Елена Ивановна. – Кто-нибудь еще
может нарисовать?» Слово «версия» часто звучит на
уроке. Гутцайт по-ученически тянет руку. Это здесь никого не
удивляет. Сергей Эдидович: «Давайте я докажу от противного». Елена
Ивановна: «Пожалуйста, Сергей Эдидович. Этот метод мы еще не
рассматривали…» Он выходит к доске и доказывает: предположим
то-то, из этого следует то-то и то-то, но этого не может быть,
абсурд. А в жизни, думаю я?.. Нет, ребята, конечно, не
дворовые… …Диалог, диаскоп, диаметр… «Не может никто объяснить,
что такое “диа”?» – «Два». – «Нет, насквозь». – «Проходящий
насквозь». Гутцайт: «А по-английски «диа» – дорогой…»
Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ
Окончание читайте, пожалуйста, в следующем
субботнем номере
|