Петруненко Иван
Иероглиф "перемена" вполне отвечает своему имени. Он менялся настолько большое количество раз, что на сегодняшний момент даже сами китайцы не могут установить, из каких же частей состоит этот иероглиф
Говорить о Китае, но не говорить о его разнообразии и противоречиях (как в прошлом, так и в настоящем), ввиду хотя бы его гигантских размеров, было бы просто некорректно. Каждая провинция, каждый город имеет свое лицо. Более того, даже один город, как, например, Шанхай, может меняться прямо на глазах. Китай настолько разный и переменчивый, что даже европейские открыватели этого мира, в числе которых был и Марко Поло, не воспринимали его как единую империю. Несмотря на богатство отличительных признаков между отдельными городами и провинциями, сами китайцы относятся к переменам с осторожностью. В ходу поговорка (когда желают чего-либо недоброго) "Чтоб тебе жить в эпоху перемен", которая ярко показывает отношение жителей Поднебесной империи к переменам. За примером долго идти не надо - достаточно вспомнить теорию Большого Скачка, подготовленную Мао Цзэдуном. Эта теория, неумело вводимая в жизнь коммунистической партией Китая, вкупе с культурной революцией чуть не поставила государство на край пропасти. Вероятно поэтому уже в наше время многие китайцы, увидев сумку с изображением Мао и подписью "Служу Отечеству", довольно долго будут показывать пальцем и смеяться. Быстрая, резкая перемена не свойственна Китаю. Несмотря на стремление жителей Поднебесной, согласно выше изложенной поговорке, уйти от перемен, Китай все же претерпевает масштабные изменения. Если говорить об экономике, то Китай на данный момент - одна из наиболее быстро развивающихся стран мира. Темпы роста ВВП тоже достаточно велики. Такое развитие экономики обусловлено относительной стабильностью внутри страны - с 1989 года, когда на площади Тяньаньмань произошли беспорядки, не было зафиксировано массовых волнений. Все потому, что Дэн Сяопин решил пойти реформаторским путем, путем постепенных перемен. Он решил стоявшие перед его правительством задачи, в первую очередь, сумев изменить экономику, сделав ее рыночной. Но не надо думать, что Китай при этом отказался от Коммунистической партии, правившей страной с 1949 г. Нет, более того, она до сих пор у власти в Китае, и никто не собирается ее свергать. Весь парадокс и состоит в том, что эта власть уже давно не стремится следовать коммунистическим принципам. Самоцелью является развитие рыночной экономики и передача части государственных предприятий (особенно сферы обслуживания) в частные руки, в то же время крупное производство и стратегически важные объекты остаются в руках государства. Как отчетливо видно, под одним и тем же именем (лучше даже сказать маской) партия меняла направление своей деятельности. "Не бойся медлить - бойся остановиться" - этой пословицей можно охарактеризовать реформаторский путь Китая. Понятие перемены связано с китайской культурой. Оно является одним из основных в даосской религии. Ведь неслучайно в список канонических произведений включена "Книга перемен". Мир, в глазах даосов, постоянно изменяется, и перемене этой нет конца. Неизменными остаются лишь сакральные символы, к которым и стремится своим постоянным перерождением человек. Об этом говорит один из даосских афоризмов: "Мудрый доверяет переменам, чтобы пребывать в неизменном". В сложившемся мировоззрении не только даосов, но и почти всех остальных религий и философских учений реальность представляла собой иллюзорный мир, где и происходили перемены и трансформации. В отличие от конфуцианства, даосизм гораздо более подвижен. Это тоже объяснимо тем, что ключевым понятием в даосской религии является трансформация. Он более близок к человеческой природе, а значит, он более естественен. Именно эта естественность выделяет даосизм среди остальных религий Китая. Кстати, в отличие от многих западных стран, Поднебесная империя практически никогда не имела официальной религиозной доктрины. Да, в зависимости от правителя более почетной в государстве могла стать абсолютно любая религия, но ей лишь только отдавали предпочтение, от этого она не становилась главенствующей. Китай и здесь проявляет свое разнообразие: здесь тебе и даосизм, и конфуцианство, и буддизм, и чань-буддизм. Последний не прижился в китайском обществе как раз из-за того, что проповедовал резкое просветление, просветление в один момент. Это ещё раз подтверждает то, как негативно относятся китайцы к резкой перемене. Несмотря на такое разнообразие, между этими религиями не было замечено широкомасштабных кровопролитных столкновений, что говорит об общей терпимости. Единство Китая и его религий заключается в его разнообразии. Это прослеживается не только в религии, но практически во всех других областях культуры Китая.Действительность в Китае, как и сказал Цзя И, переходит из одного состояния в другое с помощью процесса плавления. При этом получившийся предмет всегда сохраняет частичку прошлого, того, из чего он был создан. Поэтому часто возникает ощущение, что все уже когда-то было, например, переходя из одного дворца Запретного города в другой, даже не замечаешь разницы: все те же резные украшения, статуи при входе, отпугивающие злых духов, те же толпы туристов. Лишь сад в конце пути сквозь неисчислимое количество дворцов оживляет картину.Бесконечно Великий Гончар мириады вещей созидает. Не познать размышлением Небо, Дао-Путь не постигнуть рассудком, И мгновение смерти своей разве кто-нибудь знает? Можно Небо и Землю с пылающим горном сравнить. Превращения и перемены свершают работу, Уголь - силы инь-ян, все на свете - кипящая медь. То погаснет, то вновь разгорится огонь, переплавкам вселенским нет счета, Не найти постоянства ни в чем. Мириады метаморфоз,сотни, тысячи превращений, Нет предела-конца непрестанному круговороту. Человек появляется в мире невольно - к чему так цепляться за жизнь? После смерти изменится, Станет чем-то иным, горем можно ли это назвать?"
С точки зрения перемены самым контрастным городом
Поднебесной является Шанхай. В одном из самых прогрессивных городов Поднебесной в начале
XX века была образована Коммунистическая партия Китая, а сейчас на набережной Бунд до сих пор
стоит один из немногочисленных памятников Мао Цзэдуну. Но Шанхай теряет собственное лицо, потому что
в нем происходят слишком быстрые и радикальные перемены. "Китайцы не знают удержу в модернизации", - так говорил
наш гид по поездке В.В. Ульяненко.
Поэтому и получается так, что многие древние города буквально исчезают, а на их месте вырастают
современные гиганты, которые мало чем отличаются от аналогов на других континентах. Развитию этих мегаполисов
способствуют экономические зоны
. Эти особые районы способствуют вливаниям больших инвестиций, что, конечно, является
благом для страны. И именно развитие экономических зон - это не только залог модернизации Китая, но и появления контрастов в
самой стране.