Петруненко Иван
Иероглиф "перемена" вполне отвечает своему имени. Он менялся настолько большое количество раз, что на сегодняшний момент даже сами китайцы не могут установить, из каких же частей состоит этот иероглиф
Говорить о Китае, но не говорить о его разнообразии и противоречиях (как в прошлом, так и в настоящем), ввиду хотя бы его гигантских размеров, было бы просто некорректно. Каждая провинция, каждый город имеет свое лицо. Более того, даже один город, как, например, Шанхай, может меняться прямо на глазах. Китай настолько разный и переменчивый, что даже европейские открыватели этого мира, в числе которых был и Марко Поло, не воспринимали его как единую империю. Несмотря на богатство отличительных признаков между отдельными городами и провинциями, сами китайцы относятся к переменам с осторожностью. В ходу поговорка (когда желают чего-либо недоброго) "Чтоб тебе жить в эпоху перемен", которая ярко показывает отношение жителей Поднебесной империи к переменам. За примером долго идти не надо - достаточно вспомнить теорию Большого Скачка, подготовленную Мао Цзэдуном. Эта теория, неумело вводимая в жизнь коммунистической партией Китая, вкупе с культурной революцией чуть не поставила государство на край пропасти. Вероятно поэтому уже в наше время многие китайцы, увидев сумку с изображением Мао и подписью "Служу Отечеству", довольно долго будут показывать пальцем и смеяться. Быстрая, резкая перемена не свойственна Китаю. Несмотря на стремление жителей Поднебесной, согласно выше изложенной поговорке, уйти от перемен, Китай все же претерпевает масштабные изменения. Если говорить об экономике, то Китай на данный момент - одна из наиболее быстро развивающихся стран мира. Темпы роста ВВП тоже достаточно велики. Такое развитие экономики обусловлено относительной стабильностью внутри страны - с 1989 года, когда на площади Тяньаньмань произошли беспорядки, не было зафиксировано массовых волнений. Все потому, что Дэн Сяопин решил пойти реформаторским путем, путем постепенных перемен. Он решил стоявшие перед его правительством задачи, в первую очередь, сумев изменить экономику, сделав ее рыночной. Но не надо думать, что Китай при этом отказался от Коммунистической партии, правившей страной с 1949 г. Нет, более того, она до сих пор у власти в Китае, и никто не собирается ее свергать. Весь парадокс и состоит в том, что эта власть уже давно не стремится следовать коммунистическим принципам. Самоцелью является развитие рыночной экономики и передача части государственных предприятий (особенно сферы обслуживания) в частные руки, в то же время крупное производство и стратегически важные объекты остаются в руках государства. Как отчетливо видно, под одним и тем же именем (лучше даже сказать маской) партия меняла направление своей деятельности. "Не бойся медлить - бойся остановиться" - этой пословицей можно охарактеризовать реформаторский путь Китая. Понятие перемены связано с китайской культурой. Оно является одним из основных в даосской религии. Ведь неслучайно в список канонических произведений включена "Книга перемен". Мир, в глазах даосов, постоянно изменяется, и перемене этой нет конца. Неизменными остаются лишь сакральные символы, к которым и стремится своим постоянным перерождением человек. Об этом говорит один из даосских афоризмов: "Мудрый доверяет переменам, чтобы пребывать в неизменном". В сложившемся мировоззрении не только даосов, но и почти всех остальных религий и философских учений реальность представляла собой иллюзорный мир, где и происходили перемены и трансформации. В отличие от конфуцианства, даосизм гораздо более подвижен. Это тоже объяснимо тем, что ключевым понятием в даосской религии является трансформация. Он более близок к человеческой природе, а значит, он более естественен. Именно эта естественность выделяет даосизм среди остальных религий Китая. Кстати, в отличие от многих западных стран, Поднебесная империя практически никогда не имела официальной религиозной доктрины. Да, в зависимости от правителя более почетной в государстве могла стать абсолютно любая религия, но ей лишь только отдавали предпочтение, от этого она не становилась главенствующей. Китай и здесь проявляет свое разнообразие: здесь тебе и даосизм, и конфуцианство, и буддизм, и чань-буддизм. Последний не прижился в китайском обществе как раз из-за того, что проповедовал резкое просветление, просветление в один момент. Это ещё раз подтверждает то, как негативно относятся китайцы к резкой перемене. Несмотря на такое разнообразие, между этими религиями не было замечено широкомасштабных кровопролитных столкновений, что говорит об общей терпимости. Единство Китая и его религий заключается в его разнообразии. Это прослеживается не только в религии, но практически во всех других областях культуры Китая. Китайцы любят использовать контрасты. Примером могут служить некоторые современные здания, на верхних этажах которых располагаются конструкции а-ля старинный китайский домик с черепичной крышей. Или же Запретный город, располагающийся в Пекине, который подсвечивается ночью так, как будто это Диснейленд. Китайцы любят яркие неоновые рекламы, когда цвета изменяются чуть ли не каждое мгновение. К ним быстро привыкаешь, и ближе к вечеру уже сложно отличить старинный императорский дворец, здание которого подсвечивается по периметру, от очередного огромного щита с рекламой. Понятие "перемены" встречается и в китайской поэзии. Так, например, описывал это понятие Цзя И:Действительность в Китае, как и сказал Цзя И, переходит из одного состояния в другое с помощью процесса плавления. При этом получившийся предмет всегда сохраняет частичку прошлого, того, из чего он был создан. Поэтому часто возникает ощущение, что все уже когда-то было, например, переходя из одного дворца Запретного города в другой, даже не замечаешь разницы: все те же резные украшения, статуи при входе, отпугивающие злых духов, те же толпы туристов. Лишь сад в конце пути сквозь неисчислимое количество дворцов оживляет картину. Перемена связана и с китайской архитектурой. Старинные дома по своему внешнему виду очень богато украшены, но этот внешний облик сочетается с аскетическим содержанием, ведь умеренность является очень важным понятием в китайском мировоззрении. Эта игра на контрастах, как еще одна форма перемены, смотрится очень красиво и живописно, что еще раз подтверждает то, что единство заключается в разнообразии. Разнообразие может быть как искусственным, т.е. созданным умами и руками людей, так и естественным. "Искусственное" разнообразие проявляется, кроме всего выше перечисленного, и в других областях культуры, например, в кухне и театре. "Естественное" разнообразие подразумевает под собой, прежде всего, перемену в природе. Если внимательно посмотреть на карту Китая, то можно заметить, как меняется ландшафт страны с запада на восток и с севера на юг. Горы сменяют азиатские равнины, которые впоследствии переходят в Тихий океан. Но отношение китайцев к природе не ограничивается сухим восприятием географической карты. Об этом говорит и трепетное отношение к саду и фэн-шуй, что в переводе означает "ветер и вода". Главная цель фэн-шуй состоит в том, чтобы найти наиболее гармоничное состояние в человеке через перемену внешнего пространства. Если верить законам фэн-шуй, то на Земле и в космосе существует энергия Ци, которая присутствует абсолютно в каждом живом организме. Существует и противоположная ей энергия Шиа. Но они не исключают друг друга, а скорее дополняют. Гармония, как цель фэн-шуй, для жителей Поднебесной империи связывается в первую очередь с покоем, и, следовательно, все эти перемены происходят только ради достижения спокойствия (Ань). Перемена становится средством. Фэн-шуй или, если обобщить, геомантия всегда играли значительную роль в Китае. Императоры, например, очень долго выбирали себе место для резиденции или для гробницы, учитывая, на современный взгляд, незначительные факторы, например, стоячая вода в водоеме или нет. В современном Китае к фэн-шуй также нередко прислушиваются. Туристам рассказываются разные истории. Например, человек, видя неудачу в бизнесе собственного ресторана, просто меняет иероглифы в названии местами, и все дела сразу же поправляются. Автор этой статьи не уверен, из соображений ли фэн-шуй или каких-то других в городе Шанхай водитель иномарки "Volkswagen" поменял расположение букв в названии модели "Passat" на "Passta". Эти примеры еще раз доказывают необходимость перемен как для личной жизни китайца, так и для всей Поднебесной в целом. Современный обычный китаец не производит впечатления спокойного человека. В связи с многократно учащенным ритмом в городе простому горожанину тоже приходится жить в темпе своего мегаполиса. Люди всегда куда-то торопятся, толкаются. Они готовы протиснуться в тесный лифт, расталкивая всех остальных, или незаметно (как кажется, наверное, только одному китайцу) встать в начале очереди. Но сейчас Пекин готовится к Олимпиаде, и наглым жителям раздают различные бумажки с некоторыми основами этикета. Надо полагать, через четыре года поведение китайцев, и в особенности пекинцев, серьезно изменится. Перемена в самих людях происходит на рынке - в том месте, где нет фиксированных цен и иностранец может сторговать себе буквально любую вещь. Не стоит принимать первую цену, предложенную продавцом, - она завышена в несколько раз. Если покупатель будет неуступчиво следовать предложенной им ценой, то в скором времени торговец начнет кричать и ругаться. Он начнет входить в азарт, ему будет скорее интересно поспорить с человеком, приехавшим неизвестно откуда и говорящим на непонятном языке, чем собственно продать вещь. Потенциальный покупатель может уже уйти, как продавец только опомнится, и тогда он готов бежать за своим клиентом через весь торговый центр! Азарт - один из главных факторов происходящих внутри любого китайца перемен.Бесконечно Великий Гончар мириады вещей созидает. Не познать размышлением Небо, Дао-Путь не постигнуть рассудком, И мгновение смерти своей разве кто-нибудь знает? Можно Небо и Землю с пылающим горном сравнить. Превращения и перемены свершают работу, Уголь - силы инь-ян, все на свете - кипящая медь. То погаснет, то вновь разгорится огонь, переплавкам вселенским нет счета, Не найти постоянства ни в чем. Мириады метаморфоз,сотни, тысячи превращений, Нет предела-конца непрестанному круговороту. Человек появляется в мире невольно - к чему так цепляться за жизнь? После смерти изменится, Станет чем-то иным, горем можно ли это назвать?"
С точки зрения перемены самым контрастным городом Поднебесной является Шанхай. В одном из самых прогрессивных городов Поднебесной в начале XX века была образована Коммунистическая партия Китая, а сейчас на набережной Бунд до сих пор стоит один из немногочисленных памятников Мао Цзэдуну. Но Шанхай теряет собственное лицо, потому что в нем происходят слишком быстрые и радикальные перемены. "Китайцы не знают удержу в модернизации", - так говорил наш гид по поездке В.В. Ульяненко. Поэтому и получается так, что многие древние города буквально исчезают, а на их месте вырастают современные гиганты, которые мало чем отличаются от аналогов на других континентах. Развитию этих мегаполисов способствуют экономические зоны . Эти особые районы способствуют вливаниям больших инвестиций, что, конечно, является благом для страны. И именно развитие экономических зон - это не только залог модернизации Китая, но и появления контрастов в самой стране.
Понятие перемены также тесно связано и с будущим. Человек, меняя что-то в своей жизни, всегда задумывается над вопросом: "А что же будет потом?" Автор этой статьи не готов дать определенный ответ только потому, что изменения, происходящие в Китае, совершенно непредсказуемы. Ясно одно: либо Китай выйдет на новый уровень экономики и станет новым полюсом мира, либо он не сможет избежать повторения династических циклов. Эти циклы повторялись на протяжении всей истории Поднебесной империи и являли собой замкнутое кольцо прихода государства к своему расцвету, а потом к своему медленному упадку. Этот вопрос предстоит решать совсем скоро новому поколению Китая, воспитываемому в различных школах. И от решений нынешних школьников будет зависеть то, останется ли Китай таким же переменчивым, разносторонним и контрастным, какой он есть сейчас.