Дэ - понятие, обозначающее в китайских учениях (даосизм, конфуцианство) мораль, добродетель, благую силу, нравственность. По некоторым трактовкам Дэ значит заложенный потенциал, действенную добродетель. Считается, что в европейских языках нет абсолютно точного эквивалента Дэ, что показывает, что Дэ исконно китайское понятие. Поэтому дать объяснение Дэ достаточно сложно, ровно, как я понять, что же такое Дэ.
В классическом китайском языке слово Дэ состоит из двух иероглифов, первый из которых обозначает "честность", другой же значит "сердце". В соединении эти иероглифы обозначают Дэ или "добродетель". В другом варианте написания, связь осуществляется с иероглифом "левая нога", подразумевающий "шаг вперед" , что дает понятие "действенная добродетель". Так как понятие Дэ существует не в одном китайском учение, а в нескольких, то существуют различные объяснения того, что такое Дэ. Рассказывать о Дэ, мне кажется, надо, начиная с конфуцианской трактовки.
Конфуцианство на протяжении практически всей истории Китая было государственной религией (если так можно сказать об учении). Исключениями являются те части китайской истории, когда все-таки даосы доминировали при дворе. Но такие моменты были нечасты. Чем же конфуцианство привлекало большее количество китайских императоров? Конфуцианство, прежде всего, это учение о государстве, принципах его существования. Принципы государство переносятся на меньшую единицу - семью. Конфуцианство определяет жесткие моральные принципы поведения человека. Конфуцианство - это регулирующая система, регламентирующая, как жизнь человека, так и государства. Основной обязанностью человека в конфуцианстве является верное служение государству и оказывание почтения и уважения главе семьи (долг государственный и долг семейный). Естественно, обязательно подчинение старшему по возрасту или по званию. Вполне понятно, почему конфуцианство было так распространено в китайском государстве - государство само по себе есть регулирующая система, и поэтому государству очень подходила система ценностей конфуцианства. Даосизм же - это учение о Дао, Пути, который существует везде. И человеку для обретения счастья необязательно исполнять какой-либо государственный долг, если, конечно это не его Дао, а ему просто надо найти свой Путь и следовать ему. Или, проще говоря, надо быть более естественным. Если конфуцианство - это система ограничений, то даосизм наоборот, считает все естественное правильным. Поэтому достаточно понятно, что из даосов хорошие государственные мужи не всегда получались. Вообщем, конфуцианство было основной китайской религией. Буддизм практически никогда не являлся государственной религией, и рассматривание понятие Дэ с позиций буддизма необязательно.
Не следует понимать Дэ, как честь, благородство, так как Дэ, являясь одним из основных понятий китайской мысли, может принадлежать не только человеку. Изначально Дэ пронизывает все пространство вокруг человека, но даже эта фраза не вполне корректна, так как она ставит человека в центр пространства. Китайцы не возвышают себя над природой, они пытаются гармонично с ней сосуществовать. Поэтому изначально Дэ пронизывает, все пространство, а затем лишь даруется человеку.
Дэ - это благодать, благодетель, которой даруются, дается Небом императору. Именно Дэ, даруемое императору позволяет ему управлять страной, без Дэ император не был бы императором. Император также служит проводником Дэ, через него Дэ переходит его подданным. В конфуцианстве, любой государственный муж (совершенный муж) должен иметь Дэ, иначе он не смог бы служить императору: "У хорошего императора - хорошие чиновники", - говорит китайская пословица. Совершенный муж - одно из основных понятий конфуцианства. Он должен знать свой Дао и следовать ему. Совершенный муж должен иметь Дэ. Дао и Дэ - основные категории совершенного мужа (также совершенный муж должен иметь жэнь - человеколюбие, и - долг, чжун - верность, преданность, сяо - сыновья почтительность).
"Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те, которых народ презирает" , - китайцу достаточно того, что существует император, чуть ли не подобный божеству. Чем больше будут поданные знать об императоре, тем больше его образ будет опускаться в их глазах, так как изначально, как уже сказано, император считается, чуть ли не богом. Конфуцианство утверждает, что Дэ с одной стороны является необходимым условием власти императора, ровно, как и существования благородного, достойного человека.
Понятие Дэ в древние времена иногда использовалось для захвата власти. Например, люди, недовольные режимом, могли заявить, что из-за своего поведения (если, конечно был повод) император терял Дэ, а значит он, его окружение не могут больше править. Такая тактика была применена при свержении последнего иньского правителя Ди Синя. Было объявлено, что из-за неправедного поведения, Ди Синь потерял Дэ, и на народ должны обрушится несчастья, соответственно, у обвиненного во всех грехах Ди Синя не было шансов удержать власть.
Конфуцианство уделяет большое внимание различным ритуалам, которые должны выполнять и император, и чиновники. Одним из условий верного выполнения ритуала является присутствие у выполняющего ритуал человека благой силы Дэ.
Дэ может быть (по конфуцианству) только у совершенных мужей (цзюнь цзы, противоположностью же совершенного мужа является сяо жень - маленький человек). То есть видно, что китайцы раньше верили, что человеку уготовано определенное место в жизни, поэтому у плохого человека не могло бы быть благой силы Дэ. "С детства ворует иголки - вырастет, украдет золото", - говорят китайцы. Уже говорилось, что Дэ передается от императора подданным, тогда получается, что человек - это некий сосуд для Дэ, который иногда может быть неспособным принять Дэ. Именно поэтому простые люди принимали, как данность свое низкое положение и старались исполнять лишь свой личный долг. Они понимали, что есть император, сын Неба, получивший Дэ, чиновники, которым через императора переходит Дэ, и поэтому этим людям уготовано управлять ими.
Но философские ценности Конфуции не всегда применялись в жизнь. Не следует углубляться слишком далеко в историю, можно говорить уже о втором тысячелетии н.э. (по европейскому летоисчислению). Очень хорошо понятно отхождение от ценностей на отношении простых людей к государственным людям, то есть чиновникам. Последние должны быть честными, благородными, неподкупными, обладать Дэ, что позволит занимать высокое положение. Но все, к сожалению, было не так. Простые люди, которые должны быть защищены государством, видели, что чиновники жиреют - крестьяне недоедают. Чиновники подкупны: правосудие не на стороне правых, а на стороне сильных и богатых.
Тогда у самого обычного человека могут возникнуть резонные вопросы. Почему этот подлый, продажный человек должен управлять нами? В самых крайних случаях это приводило к восстаниям. В основной же массе ход рассуждений был одинаковым. Во времена, о которых мы говорим, простые люди могли не разу не видеть своего императора - поэтому авторитет его власти был непоколебим. Видели они этих самых чиновников, и не понимали, как человек, обладающий Дэ, может быть таким продажным. Следовательно, он, скорее всего, не обладает Дэ. Рассуждения очень просты, но авторитет чиновников неумолимо падал. Это привело к тому, что простые люди стали очень плохо относится к чиновникам. Этого и следовало ожидать, так как они перестали быть теми совершенными мужами, которые описываются в конфуцианском каноне. Чиновники должны были выполнять различные обряды, например, вызывать дождь. Только чистому человеку, обладающему Дэ, было дано выполнять их правильно - считали китайцы. Были случаи долгой засухи, когда главы провинций пытались вызвать в течение многих дней дождь, но у них ничего не получалось. Крестьяне считали, что виной этому продажность подлость этого человека. Один губернатор в такой ситуации даже получил прозвище "Губернатор-засуха". По этой причине к XIX веку у народа сложилось отрицательное отношение к чиновникам.
"Чиновники в империи хуже разбойников", - вождь Тайпиньского восстания. "Двери ямыня открываются на Восток; не переступай их порога, если у тебя есть право, и нет денег", "Опасайся чиновника, который улыбается", "Чиновник никогда не обижает того, кто приносит подарки", - китайские пословицы. Ямынь - или судебное здание, или место работы чиновников. Считается, что настоящий государственный муж должен быть, в какой-то мере аскетом, по крайней мере, на службе, и он должен стараться сдерживать свои эмоции.
В настоящее время отношение китайцев к чиновникам безразличное. Хотя официально ни буддизм, ни конфуцианство, ни даосизм не являются государственными религиями, но для них остаются верны ценности древности. Китайцы верят в Дэ, в его вечную победу (в Пекине есть Дэ Шэн Мэнь - ворота победы Дэ - часть старой городской стены).
Вот, в принципе, основное толкование Дэ в конфуцианстве. Дэ существует везде, даруется императору Небом, через императора передается достойным того поданным. Дэ - одно из условий власти. И залог уважение простых людей к чиновникам. Но за долгую историю китайского государства, простой народ разочаровался в чиновниках, из-за их недостойного поведения. И в современном Китае отношение к чиновникам безразличное, уважают и любят китайцы сейчас лишь главу партии.
Даоская трактовка Дэ немного отличается от конфуцианской. Сначала надо рассказать о даоской версии возникновения мира, так как понятие о Дэ играет там важную роль. Даосы считают, что сначала было хаотичное Дао:
Из хаоса Дао произошло "Одно", то из чего произошли все вещи в мире. Вот как говорит об "Одно" Марк Форстейрейт в книге "Даоские притчи": ""Одно" во многом сходно с тем, что физик Стивен Хокинг назвал "сингулярностью", - с "космическим яйцом" размером в горошину, которое в результате большого взрыва породило нашу Вселенную 15 миллиардов лет назад. "Одно" заключает в себе созидательную энергию Дэ. Дао передает "Одно" энергию, порядок, структуру и потенциал, заключающиеся в Дэ. Вот почему считается, что Дэ, как и Дао находится везде. После "Одно" разделяется на "два" - тай цзы - Великий предел, символ которого всем хорошо известен - Инь и Ян. Теперь понятно почему Дэ является одним из основных понятий китайской философии - благодаря созидательной силе Дэ из "Одно" возникает все.
Дэ внутренний потенциал - ровно как он помог возникнуть всему из одного, Дэ помогает развиваться человеку в соответствии с его Дао. Можно сравнить человека с маленьким зернышком, которое благодаря Дэ развивается в могучее дерево.
Также в Дэ содержится понятие аналогичное карме, то есть наши действия, через Дэ, могут повлиять на наше будущее. "Они [древние мудрецы] соблюдали Дао и не желали многого. Не желая многого, он ограничивались тем, что существует, и не создавали нового", - Дао Де Цзин (древний трактат). Задача человека, в понимании даосов, заключается в осознание заложенных в него качеств и развитее их посредством Дэ, а не создание чего-либо нового. "Кто печется о своей природе, возвращается к жизненной Силе. А кто достиг предела Силы, становится единым с началом", - в детстве внутренняя природа человека совершена, но с годами, попадая в мир условность, грязи, подлости внутренняя природа перестает быть совершенной. Человек должен с помощью своего внутреннего потенциала стремится к естественности - основной ценности даосов. Древний философ Чжуан цзы называет того, что смог вернуться к изначальной естественности "Настоящим человеком".
Даосы называли Дэ действенной добродетелью. Опять же подразумевается развитие, так как человек изначально обладает добродетелью и качествами, о существовании которых человек может даже не подозревать. И надо преобразовать простую добродетель в действенную. Даосы жалели маленьких существ и вообще всех угнетаемых. Они считали, что Дэ не зависит от силы существа, а зависет от того, как это Дэ будет развито. А может быть слабым существам легче развивать свое Дэ, так как их мировосприятие не затуманено гордыней. Им легче быть ближе к природе, то есть быть естественными.