Государство - го/guo



Иероглиф гоИероглиф «го» в китайском языке обозначает государство. Китайская цивилизация существует уже около 5 тысяч лет, и государственные образования на территории Китая возникали тоже очень давно. Жизнь людей в наше время сложно представить без государства. Люди живут в некоторой системе, которая управляет ими и защищает их, получая взамен налоги и...

Самая древняя династия в истории Китайского государства – это Ся. Она существовала примерно в XXII веке до н.э. А первое государственное образование, в существовании которого у ученых нет повода сомневаться, появилось в XVI веке до н.э. (1523 год до н.э.). Правители этой династии активно поддерживали земледелие, что давало возможность иметь большое войско, активно использовались боевые колесницы; тогда же появилось китайское знаковое письмо, манускрипты. Интересно, что правители этой династии смогли уверить народ, что император (см.Император) выполняет божественную миссию на Земле. Именно поэтому следующая династия – Чжоу, захватив престол силой, так легко смогла убедить народ, что их правитель будет выполнять божественную миссию.

Иероглиф «Го» выглядит так, что центральная часть изображения ограждена некой границей. Китайское понятие о границе довольно специфично. Вообще, если поразмышлять о происхождение иероглифа, то можно представить, что эта рамка обозначает действительную границу государства. Китайцы долгое время считали, что их территория со всех сторон окружена племенами варваров (кочевников). Именно поэтому китайские императоры считали унизительным совершать путешествия за границу своего государства.

Ни в одной стране мира, кроме Китая, нет подобного сооружения, как стена Китайская стена, которая огораживает территорию страны. Тем более построили ее не за полгода (как сейчас строят небоскребы в Пекине и Шанхае), а почти за тысячу лет (со II века до н.э.). И при этом постоянно укреплялись старые участки стены. Сложно представить такую стену где-нибудь в Европе. Это сооружение и его строительство демонстрирует менталитет китайцев. Это, прежде всего, терпение и вера в будущее. «Пусть сейчас кочевники приезжают и грабят наши деревни, зато через многие годы наши внуки и правнуки будут жить лучше», - так могли рассуждать китайцы при строительстве стены. Такая позиция очень важна и в случае строительства государства. Протяженность Великой стены примерно 5 тысяч километров, и она огораживала старую территорию Китая. Величие большой стены не мешало Китаю постоянно перемещать границу в других местах.

Проблем у современного Китая много, в частности, с государственной границей. До сих пор не выяснились отношения с Тайванем, который официально является территорией КНР, а фактически - отдельным государством. С 1949 года Тайвань ведет независимую политику. Сейчас главный аргумент, который используют чиновники Тайваня – это то, что они не хотят, чтобы Тайвань был регионом-донором в китайской экономике. Потому что в данном случае жизнь на Тайване ухудшится. Тайвань стал вести независимую политику после того, как коммунисты пришли к власти, правительство Гоминьдана переехало на этот остров, где им помогало США.

К концу XX века территория КНР увеличилась. Присоединились португальская и английская колонии. С 1997 года в состав Китая входит Гонконг. Последующие 50 лет в Гонконге останется та же экономика и английские представительства. С 1999 года в состав Китая вошла бывшая португальская колония Макао. К этой территории власти КНР применили ту же систему, что и к Гонконгу, которая неофициально называется «государство в государстве».

Для понимания смысла иероглифа «го» нужно заострить внимание на понятие «государство в государстве». Императорский дворец – это «государство в государстве», Гонконг, Макао... - «государство в государстве». Возможно, это имеет какое-то отношение к конфуцианской теории (см.Конфуций), где вначале нужно научиться управлять собой, потом семьей и т.д. Мне это напоминает матрешку. Тем более матрешка в России появилась именно из Азии. Значит, подобное видение строительства государства подчеркивает, что китайское государство значительно отличается от европейского.

Другой важной составляющей китайского государства является понятие «Срединное государство» или «Поднебесная». Китайцы считали, что они являются центром мира. Такое мировоззрение заставляет человека вести себя иначе, чем мы привыкли видеть у европейцев. Китайский император чувствовал себя главным лицом на всей Земле, и народ считал, что император – это все, и от него все зависит. За все происходящее в стране отвечает император. Император и его окружение составляли девизы, которые были, если говорить языком современного депутата, некой программой императора. Если все складывалось неудачно и народ «ополчался» против императора, то император, в свою очередь, зачастую менял девиз. В период правления династии Хань (II век до н.э.ЦII век) появился роман «Третье царствие», который написал советник императора Чжугэ Лан. Роман «Третье царствие» является символом служения государю и государству.

Вообще жизнь при императоре складывалась примерно одинаково. Китайские ученые назвали это «Династический цикл». С вступлением новой династии на престол начинался период реформ, император понижает налоги. Наступал расцвет в государстве. Все начинали восхищаться императором. По прохождению некоторого периода времени приходил упадок. Потом следует начало правления новой династии.

В период, который Конфуций назвал периодом «ВЭсен и осеней» (722 год до н.э.), появилось понятие «Чжунгу» (серединные государства). Тогда же появилось и другое понятие «Тянься», которое означает «Поднебесная». Таким образом, впервые сформировалось отношение китайцев по отношению к своему государству.

У Конфуция есть фраза, которая говорит о том, что не только государство стремилось быть центром мира. Конфуций учил, чтобы любой благородный муж был таким центром. «Кто управляет при помощи добродетели, того можно уподобить Северной Полярной звезде, которая пребывает на своем месте, а остальные звезды с почтением окружают ее»*.

С появлением конфуцианства строительство китайского государства изменилось. До нас дошла книга изречений Конфуция «Лунь юй», которая составлена его учениками. Конфуцианство стало официальным учением в государственном строе в период правления династии Хань (в Европе тогда был расцвет Рима). Основной уклад жизнедеятельности в конфуцианском государстве: «Сперва управление самим собой, затем управление своей семьей, затем управлением государством, а затем управление Вселенной»**. Это очень важно, так как человек, в первую очередь, думает о себе и о своей семье. Человеку нужно разобраться в себе, а потом заниматься более сложными делами.

Следующая позиция, которая являлась основополагающей в конфуцианском государстве. Государство – это семья, император – ее глава. Императора называли отцом всего народа Китая. «Любовь поданных к императору равносильна любви последнего сына к своим родителям»**. При этом император владеет всей землей, поэтому все, кто пользуется этой землей – это подданные императора. Отношения между императором и его подданными – это отношения между всадником и лошадью, где всадником, естественно, выступал император, который управлял государством и являлся наместником Неба на земле.

Все же нужно отметить, что конфуцианство ставит на первый план семью. Если сын, например, узнает, что его отец - предатель государства, то его государственный долг – это прийти и выдать своего отца. Но сыновний долг выше, поэтому сын должен сохранить все в тайне и остаться с отцом. Между прочим, такая позиция присутствует в юридической практике современных государств. А китайцы уже во времена Конфуция активно пользовались этим положением.

Всю теорию конфуцианского государства, которая была представлена выше, можно отнести к внутренней части иероглифа. Это все внутренняя жизнь государства, которая огорожена со всех сторон некоторой границей.

В «период сражающихся царств» (VII – VI век до н.э.) в Китае возникает феодальное государство, со своими аристократическими кланами и рыцарством. Тогда на территории «Срединного государства» (так уже с династии Чжоу назывался Китай) были непрерывные войны между семью княжествами (царствами). Китайские правители могли вести войны такое длительное время, потому что тогда существовала хорошая система орошения и земледелия. Поэтому были средства на содержание войска. Правители долгое время не могли выявить победителя, который мог бы начать строительство объединенного «Срединного государства».

Первое объединенное государство в Китае возникло после жестоких войн в III веке до н.э. под руководством Инь Чжэн (Цинь Шихуан). Тогда начинается строительство Великой стены. Стала существовать I империя Цинь.

В эпоху правления династии Цинь на произошло изменений в государственном устройстве Китая. Тем не менее в 1713 году была произведена фиксация земельного налога. После этого пришел расцвет китайской экономики. В связи с расцветом экономики стало расти население. В XVII веке в Китае население составляло 100 миллионов, в XVIII – 300, а уже к XIX веку это цифра возросла до 400 миллионов. Рост экономики в Китае неизбежно приводит к росту населения. Такая же ситуация произошла после реформ Дэн Сяопина.

Сейчас принято утверждать, что Пекин – это кошелек Китая, а Шанхай Пудун – это кредитная карта. Действительно, эти два города важны для Китая. Пекин несет свои столичные функции и собирает все капиталы со страны. Шанхай – это точка, куда стекаются огромные деньги со всего мира. Если говорить точнее, то свободная экономическая зона Пудун является той самой китайской кредитной картой.

Современный Китай больше похож на европейское государство, хотя присутствует определенная специфика, о которой я уже говорил выше. Всегда Китай искал свой собственный государственный путь, возможно, что нынешнее КНР превратится в систему, которая еще не существовала нигде.

Сейчас китайское государство идет не по коммунистическому пути. В китайском обществе возник образ политики КНР. «КНР – это автомобиль, который включает левый поворотник, а поворачивает направо». Что за коммунистическое государство, которое не ставит перед собой цель – достижение коммунизма в стране. Сейчас КНР стоит скорее на капиталистическом пути, нежели на коммунистическом. Коммунизм закончился со смертью Мао Цзэдуна в январе 1976, хотя и он его не построил. Мао Цзэдун копировал все с Советского Союза. Именно из-за того, что Китай стал копировать все с СССР, сейчас страна поворачивает в противоположную сторону, как сказано в сравнении, приведенном выше.

Это, возможно, заложено в китайцах. Они часто уходят от своих задач. Как императоры, которые отказывались от своих девизов в середине своего правления. Если говорить о девизе современного Китая, то его сформулировал премьер-министр КНР Вэнь Цзябао: «Интересы народа важнее всего». Такая позиция власти привела к тому, что в Китае мало антигосударственников, тем более само государство придерживается своего девиза.

История современного Китая начинается с 1979 года. Это уже другое государство по сравнению с Китаем при Мао. При Мао все делали для государства. Мао применял политику Большого Скачка. Тогда существовали лозунги такого типа: «Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья». Такая же позиция существовала при строительстве китайской стены. Начало этого периода ассоциируется с Дэн Сяопином. Этот человек выдвинул лозунг: «Китай сам себя накормит». Такая новая политика, привела Китай к нынешнему состоянию.

Впечатления от современного китайского государства – КНР - в целом положительные. Весь Пекин увешан государственной символикой Китайской Народной Республики. Повсюду висят флаги. В Китае есть тоже главная площадь - Тяньаньмынь, по значению равносильная Красной площади в Российской Федерации.Тяньаньмынь На этой площади находится мавзолей Мао и основные государственные учреждения КНР.

Иероглиф «Власть» раскрывается в отдельной статье, поэтому в данной об этом было сказано немного. Стоит лишь сказать, что коммунистическая партия является самой главной в Китае, но помимо нее существуют другие, которые постоянно сотрудничают с ней.

Иероглиф «го» - один из важных для китайцев. Тем более, что в Китае нет антигосударственных организаций. Китай, как и много лет назад, сумел найти свой собственный путь построения государства. Недаром уже сейчас КНР называют мастерской мира. Политика Дэн Сяопина, который стал решительно все менять, через 30 лет помогла Китаю найти свое место в экономике мира.

Взаимоотношения между государством и его народом сейчас хорошие. У народы нет поводов для пререканий. Их государство строиться быстро во всех смыслах. Не случайно, что от начала до завершения строительства небоскреба должно пройти не больше 6 месяцев. Как все быстро строится и, главное, качественноЕ

За все время существования китайской цивилизации на территории Китая существовало множество государств. Все эти государства в начале строились, потом активно разрушались. Даосы и почитатели Конфуция знают, что ничего в мире вечного нетЕ Как замечательно сказано об этом у Цао Цао (155 – 220 годы).

«Распадается наисовершенное»

Начиная с момента рождения,

Словно мягкая глина, подвержено все изменениям,

И ничто не способно избегнуть конца.

И ничто не способно избегнуть конца -

Это участь любого, даже сверхмудреца...

И от мыслей о том изнывают сердца!

я драконов могучих хочу оседлать,

В Сокровенные горы надеюсь попасть.

В Сокровенные горы надеюсь попасть,

Дабы в дивном безмолвии там пребывать.

я на Остров блаженных В мечтах уношусь.

Вечным сном Сам Учитель когда-то почил,

Над великими предками - насыпь могил.

Над великими предками - насыпь могил,

Ныне праздно живущих ждет такой же удел,

Только муж благородный о грядущем конце не скорбит:

Что поделать,

Коль время идет неустанно, да не просто идет, а бежит!


Источники:







* Цитата из книги "Суждения и беседы", Конфуций

** Цитата из книги "Китайская головоломка", Аркадий Жемчугов, Москва ОЛМА-ПРЕСС 2004, стр.47