Иероглиф Счастье


Иероглиф Счастье - Fu       


      Для китайца, как и для любого нормального человека, счастье является тем, к чему следует стремиться. Еще с древних времен китайцы большое внимание уделяли счастью, принося разным богам жертвы и молясь небу...

      Вообще в ходе всей поездки каждый объект, который мы посещали, я пытался тем или иным образом связать со счастьем.

      Так, например, всем известный Храм Неба был сооружен как своего рода хранитель счастья, то, с помощью чего счастья можно если не достигнуть, то попытаться. В главном храме этого комплекса сам император молился небу, здесь же приносили жертвы. В те времена счастьем для китайцев было плодородие, справедливость, чтобы каждый работал и получал по заслугам. Небо для китайцев - абстрактное понятие. Это не Бог, это не что-то одушевленное, это Небо. От него зависело практически все: урожайность, благоприятность климата, погода, и, чтобы Небо одарило жителей Поднебесной этими благами, китайцы молились и приносили жертвы.

      Жители некоторых деревень, дабы добиться плодородия и благоприятного климата, верили в своих божков, также принося им жертвы, молясь и умоляя. Однако после некоторых мероприятий подобного рода, оставшихся без ответа, божков могли и наказать или припугнуть. Например, статую одного из них могли вынести на публичное место и стегать его кнутом, или ругать его.

      Также стоит сказать, что сам император играл далеко не последнюю роль в осуществлении счастья для китайцев. Восходя на престол, он принимал на себя обязанность обеспечить счастьем свое население. Многие страны в те времена говорили о Китае как об одной из наиболее счастливых стран, называя это государство Поднебесной. Китай был воплощением справедливого государства.

      Практически одновременно с этим в Китае возник Запретный Город . Туда не пускали никого, кроме императора и его приближенных. Огромное пространство, огороженное высокой стеной, оснащенное четырьмя воротами и шестью главными павильонами, видимо, и являлся воплощением счастья для императора. Там было практически все, о чем можно было мечтать. Сады, пруды, прислуга, красивые сооружения и статуи... Стена, в кольце которой и находился этот город, являлась чем-то вроде преграды от внешнего воздействия, которое могло счастье уничтожить или подставить под угрозу. Также она играла роль "хранителя" счастья, не давая ему "вырваться наружу". Кстати, приблизительно ту же роль играла и Великая китайская стена . Построенная в целях защиты от набегов кочевников, она сохраняла внутри государства спокойствие, сохраняла те богатства и ценности, которые население Китая считало, возможно, своим счастьем.

       Шисаньлин (недалеко от Сианя) - место, где глубоко в земле находятся захоронения императоров, гробницы которых (некоторые) были сделаны из нефрита. Нефрит - камень счастья, и гробница, выполненная из него, должна была обеспечить императору счастье в загробном мире. В этом месте следует сделать переход от собственных размышлений к чему-то более конкретному.

Свадьба       Что же является счастьем для современного китайца? Существует 3 иероглифа, к осуществлению смысла которых стремится любой нормальный человек (по мнению китайцев): Фу, Лу, Шоу - счастье, карьера, долголетие. Семья для китайца стоит на первом месте. Каждый мужчина считает своим долгом жениться, воспитать детей, обеспечить им счастливое будущее. В этом плане его обязанности сравнимы с обязанностями императора. Однако, обеспечивая счастливое будущее своим детям, родители обеспечивают и себе спокойную и счастливую старость, рассчитывая на помощь со стороны своих детей. После семьи счастьем для китайца является машина, хорошая постоянная работа, хорошая квартира. У молодого населения - попросту говоря молодежи - примерно такие же. Для них воплощение счастья - деньги, мобильник, образование, поступление в ВУЗ.

      Но очень важно заметить, что, говоря о счастливых китайцах, мы говорим о 30% всего населения, а большинство, то есть остальные 70% - старики, бедные люди, крестьяне. При таком количестве населения правительство не может в полной мере обеспечить этим людям соответствующие пособия, хотя и старается проводить какие-то мероприятия. Вот поэтому на данный момент практически каждый китаец уделяет большое внимание своей семье. Нетрудно догадаться, что те 30% "счастливого" населения, о которых мы говорили, проживают преимущественно в крупных городах, таких как Пекин, Шанхай, Сиань, Чженчжоу, и т.д., в общем - в столицах провинций. Туда же старается переехать молодежь, так как в большом городе возможность получить хорошее образование, хорошую работу гораздо выше, чем в других городах. Вот, в принципе, основное представление современного китайца о счастье.

      Теперь о приметах и суевериях, относящихся к счастью. В Китае существует множество обычаев, примет, которые распространяются на счастье. Так, например, при захоронении человека важно, чтобы в загробной жизни он чувствовал себя счастливо, и выбор места для захоронения играл далеко не последнюю роль. Место должно быть благоприятным, учитывается, например, количество расположенных рядом деревьев, преимущественное направления ветра, характеристика воды в водоеме, расположенном рядом, его форма и так далее. Если изначально место было выбрано неправильно, потомки могут потерпеть неудачу на работе, в семье, в финансах. Считается, что ушедший предок в этом случае мстит своим потомкам за проявленное к нему отношение.

      Для тех, кто ведет свой бизнес, например, порядок иероглифов на вывеске также имеет значение. Вполне может оказаться, что тот или иной бизнесмен, у которого есть свой ресторан, заведение, терпит неудачу, которая проявляется в маленьком количестве клиентов, маленьком доходе и т.д. Эта проблема может быть ликвидирована путем изменения порядка иероглифов на вывеске заведения. В современном Китае кое-где до сих пор сильно развито суеверие. Так, например, в Гонгконге, дорога, проведенная по горе, вызвала бурное сопротивление со стороны местных жителей. Дело в том, что контуры горы были похожи на дракона, а дорога буквально "рассекала" его пополам. Сопротивление жителей усиливалось еще и тем, что Дракон в китайской мифологии - один из символов счастья. Местные жители думали, что Дух Горы осерчает. Строителям пришлось убедить местное население в том, что ничего страшного не произойдет. Похожий случай также был в Гонгконге. Небоскреб, построенный на берегу моря, загораживал Духу горы вид на море, и по убедительным просьбам местных жителей в небоскребе сделали своего рода "окно", через которое Дух Горы мог спокойно смотреть на море. Все эти проблемы с небоскребом, дорогой были вызваны опасением жителей потерять счастье в виде хороших отношений с духами, которым они молились, в которых верили.

      Также при осуществлении счастья китайцы большое значение придавали (да и сейчас придают) Фэн Шую . При обеспечении счастья в своем доме, на работе, имеет значение расстановка мебели, планировка. Если что-то расставлено неправильно, то может случиться несчастье. В большинстве старинных сооружений при входах в залы, павильоны делались, как правило, высокие пороги. Считалось, что злой дух, который, как не трудно догадаться, приносит несчастье, проникает в помещение снизу. Высокие пороги этому препятствуют. Это влияло на "удержание" счастья в домах, во дворцах и прочих сооружениях. Если рассуждать подобным образом, то практически любое историческое сооружение тем или иным образом связано с понятием счастья, его "удержанием" или обеспечением.

      Некоторые китайцы, верующие в реинкарнацию, считают своим счастьем достижение в дальнейшем просветления и вечного спокойствия и благополучия. Считая, что они периодически перерождаются, они стараются прожить свою жизнь как можно лучше. Совершенствуясь таким образом на протяжении нескольких жизней, в конце концов они достигают просветления. В книге Е. Парнова "Бронзовая улыбка" процитировано стихотворение, которое, на мой взгляд, соответствует теме реинкарнации и в какой-то мере передает смысл всего происходящего в ходе этой реинкарнации.

"Не многим видеть тот дано
Туманный и далекий берег.
И снова, как давным давно,
Мы падаем у черной двери.
Толпимся шумно у реки,
Как будто бы достигли цели,
Но не заметны и редки,
Кто сумрак вод преодолели,
Сквозь частую проплыли сеть,
Спокойны к злу и милосердью.
Они не победили смерть -
Они возвысились над смертью."
Дхаммапада, XI, 85 и 86.

      Это стихотворное переложение самого Парнова. Как мне кажется, в этом стихотворении говорится как раз о реинкарнации, о том, как все повторяется несколько раз ("И снова, как давным давно, Мы падаем у черной двери..."), как душа проходит через частую сеть, как бы очищаясь от всего плохого, и как в конце концов душа возвышается над смертью, человек достиг просветления...

      Приметы так же играют большую роль в представлении счастья у китайцев. Здесь приведены некоторые из них, с краткими комментариями:

  • "С неба должен идти дождь, женщина должна выйти замуж" . Смысл этой поговорки прост: дождь обеспечит плодородие, вышедшая замуж женщина - семью (имеется в виду счастливая семья). Так же в этой поговорке говорится о неотвратимости всего происходящего.
  • "Мечтать о чиновничьей карьере в беспокойное время - все равно, что искать богатства в неурожайный год" . Карьера чиновника еще в давние времена считалась самой престижной, чиновники были очень богаты и, следовательно, счастливы.
  • "Много счастья - многие лета, много сыновей - богатство, драгоценность, здоровье" . Об этом говорилось раньше. Долголетие - тоже своего рода счастье, а спокойную старость обеспечат сыновья и внуки.
  • "Можно вместе переносить невзгоды, но нельзя вместе делить радость" . Радость - это, в своем роде, временное счастье, и, по мнению китайцев, для каждого оно свое.
  • "Мужчина не будет пахать - все будут голодать, женщина не будет ткать - все будут мерзнуть" . Здесь речь идет о семейном счастье, об обязанностях мужа и жены, об обеспечении счастьем детей и родных.
  • "Сегодня есть вино - пей, завтрашние заботы завтра переживают" . Китайцы, судя по всему, считали счастье явлением сегодняшнего дня. Сегодня оно есть, а завтра нет, но это будет завтра.
  • "Счастье следующего века строится в этот век" . Счастье сына зависит от отца. Отец должен заботиться о своей семье.
  • "У дурака и счастье глупое" . Опять же - каждому свое счастье.
  • "Вол пашет поле, конь ест зерно, люди растят сыновей - всем счастье" . Счастье достигается еще и общими усилиями.

       Таким образом мы приходим к выводу, что счастье для китайца, как уже говорилось в начале - это то, к чему следует стремится на протяжении всей своей жизни (или нескольких жизней)...