Сибирский проект

Главная
Карта
Люди и События
Места
Благодарности

 

Влияние распада СССР на жизнь в Сибири

Шаманаев Дамир

В 1992 году распался Советский Союз, начался новый период в жизни людей, проживавших на территории СССР и, в частности, тех людей, которые проживают на территории современной России. Для них началась новая эпоха, плановая экономика сменилась рыночной, исчезла государственная идеология, изменились границы, власть.

В своем путешествии по Сибири я пытался найти ответ на вопрос: «Как эти изменения повлияли на жизнь сибиряков», прямо спрашивая людей, которых я встречал о произошедших изменениях и о влиянии этих изменений на их жизнь. Конечно, многое решал случай, однако этот метод одним из наиболее эффективных в той ситуации, в которой я находился. А именно – частные переезды и ограниченность во времени и пространстве – не позволяли проводить специализированные опросы, делать выборки и получать более точные и объективные результаты, необходимые для корректных и обоснованных выводов. С точки зрения цивилизационной концепции, различных ее вариаций, Сибирь можно рассматривать и как целую цивилизацию, и как совокупность цивилизаций, но население Сибири в любом случае оказывается причастным к какой-либо из них. Так что темой моего небольшого исследования является влияние распада СССР на жизнь представителей Сибирской цивилизации.

Мое путешествие началось в Красноярске, в центре культурной жизни Красноярского края, в одном из крупнейших городов Сибири. Красноярск делится на две части рекой Енисей – правобережье и левобережье. Бывало, что жители одного берега почти ничего не знали о другом, ссылаясь на ненадобность перемещения в другую часть города.

В Красноярске мне довелось встретить сразу двух успешных людей, которые, как они сами говорили, были сильно ограничены в период СССР. Одним из них является Владислав – коренастый мужчина, на вид ему около 40 лет, он любит рыбалку, на ней мне и довелось с ним познакомиться. Работает он психотерапевтом-психологом, является одним из лучших в Красноярске. С его слов, в СССР не так сильно ценились дополнительные способности или усилия, прилагаемые человеком. Он приводил многочисленные примеры с распределением людей после медицинского института. Людей распределяли и расселяли по всему краю, где нужен был врач. Бывало, что людей старающихся и толковых отправляли в глушь, где они не были нужны, или же наоборот – в городах могли оставить бестолковых врачей. В своем рассказе он клял «уравниловку», которая удерживала талантливых людей на общем уровне.

Наша рыбалка проходила неподалеку от поселка Кононово, куда я пошел с целью расспросить кого-либо из жителей деревни о том, каким образом распад «Союза» сказался на ком-либо из них. Я остановил мужчину, который только приехал на машине и направлялся к своему дому. На вид ему было около 50-ти лет, он заулыбался, когда услышал мой первый вопрос: «Вы не могли бы рассказать мне немного о жизни в СССР?» Его рассказ был весьма длинным, однако было ясно – он явно недоволен распадом СССР, он пострадал во время перемен. С его слов, еще в «Союзе» он работал водителем и заводским рабочим, сейчас он тоже водитель, и, слава богу, как сказал мужчина, он работает на государство, работает на «бюджете». У него есть уверенность в стабильности выплаты зарплат, какая была в Советском Союзе. «Ты занял сегодня денег и точно знаешь – через неделю ты получишь премию и точно отдашь долг соседу, никто не сомневается – так было в СССР», - говорил он. Не менее важным оказалась проблема получения образования жителями деревень. Почти никто в этой деревне не способен зарабатывать достаточно, чтобы обеспечить своим детям проживание в Красноярске и хорошее существование, пока те будут получать образование. В деревне работы нет – многим просто негде зарабатывать. Есть избыток рабочих рук, что, конечно, плохо. Как сказали несколько пожилых людей, сидевших на скамье неподалеку, при Советском Союзе в этом поселке был крупный речной порт, который существовал, пока работали другие предприятия на этой реке, пока была работа. А работа исчезла с распадом СССР – предприятия просто закрылись, приватизация не смогла это исправить, в итоге порт обеднел. Из 500 рабочих в деревне осталось около 30, остальные спились, умерли или уехали. Это не единственная деревня, которая так увяла. Будучи в Новосибирском Государственном университете, мне довелось пообщаться с группой филологов-исследователей уникальных этнических культур Сибири. Они отправляются в экспедиции в деревни, где еще остались представители особых национальностей, живут там, общаются, изучают быт, культуру, социальную структуру этих народов. Как они сказали, много национальных поселений, деревень начали увядать так же, как и поселок Кононово.

С распадом СССР исчез работодатель – государство. Люди оставались без работы, без заработка. Усиливался алкоголизм, который более всего повредил национальным поселениям. У большинства национальностей Сибири нет сильного иммунитета к алкоголю, так что у них он быстрее вызывает привыкание, они спиваются, умирают. Нам говорили, что работодатели неохотно берут на работу алтайцев – если они вдруг начнут пить, то становятся бесполезными рабочими. Наличие большого количества народов, неустойчивых к алкоголю, сильно отличает Сибирь и Дальний Восток от Европейской части России, там почти нет такой проблемы, нет слабости перед алкоголем.

В СССР была сильная программа поддержки деревни. В деревнях строились школы, в райцентрах больницы, проводили электричество, строили дороги. Людям находили работу, и они могли спокойно зарабатывать на жизнь, работая в колхозе, к примеру. С распадом Советского Союза исчезла государственная поддержка деревень, они начали приходить в упадок, школы закрылись, исчезла работа.

Проблема вымирания национальных поселений в СССР решалась косвенно. Поддерживали все деревни, это очень способствовало улучшению жизни в деревнях. Но существовали приюты, куда забирали отдельных детей и подвергали их сильной русификации, они оставались представителями своей национальности, но не несли в себе никаких культурных особенностей, присущих их народу. В современной России существует программа поддержки национальных поселений «Кочевая школа», как рассказывали исследователи из НГУ, но она никаких видимых результатов не приносит. В связи с распадом СССР исчезла общая, единая идеология, исчезли некоторые особенности восприятия людьми их страны и принадлежности к ней. Как сказал встретившийся нам г-н Шалимов, видный культуролог из Красноярска, люди стали думать иначе, наиболее ярким примером тому послужило изменение отношения к армии. Он сказал, что логичным вопросом служащего является вопрос: «А кого я защищаю? Вышки Абрамовича?» Это следствие исчезновения общего духа, причастности к общему дело, ко всей стране, как было в СССР. Но хорошим ответом этому заявлению является увиденный нами фильм режиссера Васильева. В фильме рассказывается о нескольких мужчинах, сильно увеченных во время войны в Чечне, которые говорят: «Если надо будет защищать Родину, я возьму автомат и лягу в окоп защищать ее». Они являются патриотами России, даже когда идеология изменилась, и люди сильно разобщились. Так что здесь нет единой точки зрения, изменение идеологии не является общим для всех. С точки зрения экономики и промышленности, то я не раз слышал от совершенно разных людей в Красноярске про «КРАЗ», или «НорНикель» - предприятия, которые являются монополистами на мировом уровне. Только в Сибири остались такие мощные заводы, которые способны давать очень большой доход государству. Скорее всего, это связано с тем, что сама Сибирь осталась богатой ресурсами, и это богатство способствует работе таких гигантских предприятий.

Итак, в ходе моего путешествия я узнал, что распад Советского союза повлиял негативно на деревни, люди лишились работы, деревни начали приходить в упадок. Жители городов стали жить лучше в большинстве своем, потому что у многих появилась возможность реализации талантов, которой раньше не было. Переход к рыночной экономике позволил совершить резкий скачок в развитии предприятий, особенно КРАЗ-а и НорНикеля, которые сейчас очень сильно выросли. Исчезновение идеологии не имело одностороннего влияния на людей, остались те, кто любит свою страну, появились те, у кого появившееся сильное социальное различие вызывает сильное недовольство, явные не патриоты. На этом и закончилось мое путешествие по Сибири.


Школа Горчакова, 2011 год