Параметры монитораМониторы
подразделяются на монохромные (Monochrome или Mono) и цветные (Colour
или Color). Монохромные мониторы сочетают высокую разрешающую
способность (у них отсутствуют трехцветные зерна люминофора) с низкой
ценой. Высокая четкость изображения при режимах высокого разрешения
позволяет длительно работать с текстом, не утомляя глаза (автор этих
строк я приверженец данного типа мониторов). Эти мониторы достаточно
компактны и потребляют немного энергии (около 30 Вт). К сожалению, линия
монохромных мониторов практически перестала развиваться я трудно найти
монитор, поддерживающий режим 1024 x 768 и выше, а цифровое управление в
таких мониторах, похоже, и не применяется. Многие современные приложения
ориентированы на цветное изображение, и работа с ними на монохромном
мониторе становится некомфортной. Цветные мониторы получили
наибольшее распространение несмотря на довольно высокие цены. В
настоящее время распространены мониторы классов VGA и SVGA, имеющие
аналоговый интерфейс. Мониторы VGA, допускающие работу в режиме 640 x
480, практически вытеснены мониторами класса SVGA, которые должны
поддерживать по крайней мере режим 800 x 600. Именно об этих мониторах в
основном и пойдет речь. Главным параметром монитора является размер
диагонали экрана Screen Size, который принято измерять в дюймах. По
умолчанию считается, что ширина экрана больше его высоты и соотношение
этих размеров составляет 4:3. Заметим, что стандартные графические
режимы с высоким разрешением (640 x 480, 800 x 600 и далее) имеют то же
соотношения числа точек в строке и числа строк. Этим достигается
неискаженное изображение фигур: квадрат на экране будет иметь стороны с
одинаковым числом пикселов. Существуют и мониторы с "портретной"
ориентацией, у которых высота больше ширины я они предназначаются для
издательских систем и позволяют более полно использовать площадь экрана
при выводе книжных страниц. В настоящее время "портретные" мониторы
встречаются редко, а в издательской деятельности используют "просто"
большие мониторы (17", 20" и больше). Заметим, что размер дагонали не
является размером изображения, выводимого с гарантированным уровнем
качества. По краям экрана (особенно по углам) возможны геометрические
искажения, нарушение фокусировки и сведения лучей. По этим причинам
изображение (видимая часть растра) выводится на меньшую площадь. Так,
например, для 15" экрана размер видимой (высококачественной) части
изображения может составлять, например, 13.7". Для цветных мониторов
важным параметром является размер зерна экрана. Здесь уместно пояснить
принцип работы цветной ЭЛТ. Ее экран покрывается не однородным слоем
люминофора, как это делается в монохромных трубках, а отдельными
зернами-триадами. Каждое зерно состоит из трех крупиц люминофора,
которые при попадании на них потока электронов светятся базисными
цветами. Крупицы триад имеют строго фиксированное относительное
расположение, и сами триады наносятся на поверхность в виде равномерной
матрицы. Крупицы каждого цвета "обстреливаются" из отдельной электронной
пушки через теневую маску с отверстиями, соответствующими зернам
матрицы. Точность попадания лучей именно в свои крупицы обеспечивается
тщательностью изготовления кинескопа и настройкой системы сведения
лучей. Шаг матрицы зерен экрана я Dot Pitch я принято измерять в
миллиметрах. В первом приближении можно считать, что он совпадает и с
размером зерна. Однако отождествлять эти два параметра не очень
корректно, и параметр Dot Pitch лучше перевести как зернистость экрана,
но не размер зерна. Существуют мониторы с зернистостью 0.42, 0.39, 0.31,
0.28, 0.26 мм и тоньше. Кроме кинескопов с теневой маской (Shadow
Mask) существует и конструкция с апертурной решеткой (Apperture Grilles)
я так называемые щелевые трубки Trinitron (изобретение фирмы Sony), суть
эффекта зернистости для них остается почти той же. По зернистости и
размеру экрана можно определить "честную" разрешающую способность
экрана, поскольку зерно является мельчайшей единицей изображения.
Количество зерен по строке равно ширине рабочей области, деленной на
зернистость. Однако (может, для скрытия реальной картины?) размер экрана
задают по диагонали, а не как ширину и высоту, причем указывается
внешний размер, а не размер рабочей области, и в дюймах, а не в
миллиметрах. Так что пользователю, которого утомят длинные пересчеты,
остается поверить, что для режима 800 x 600 зернистость 0.28 мм экрана
14" является приемлемой. А вот для режима 1024 x 768 при такой же
зернистости только-только хватает экрана размером 15". Конечно, никто не
запретит использовать и режимы с большим разрешением на небольших или
(и) крупнозернистых мониторах, но качество отображения мелких элементов
будет оставлять желать лучшего. В результате работа (не игра) на таком
мониторе будет сильно утомлять и может даже привести к ухудшению зрения.
На реальную разрешающую способность влияет и полоса пропускания
видеотракта (Video Bandwidth). Ее связь с выбранным видеорежимом
(количество точек и строк) и параметрами развертки (частота и режим)
была показана раньше. При недостаточно широкой полосе пропускания мелкие
детали я точки или вертикальные линии толщиной в один пиксел, могут
становиться нечеткими и даже незаметными. В технических данных на
монитор обычно указывают предельное разрешение и максимальные частоты
разверток. Однако это вовсе не означает, что максимальное разрешение
можно использовать на максимальной частоте, да еще и при нечередующейся
развертке. Оценить предел возможностей позволяет полоса пропускания.
Заботливый производитель, конечно, избавит пользователя от решения таких
головоломных задач и приведет таблицы оптимальных настроек для всех
режимов (если ему нечего стесняться). Грубо требуемую полосу пропускания
можно оценить как произведение частоты горизонтальной развертки на число
точек в строке и на поправочный коэффициент 1.3. Так, например, для
прогрессивной развертки (NI) с частотой кадров 75 Гц для режима 800 x
600 требуется полоса 45 МГц, для 1024 x 768 я 75 МГц, а для 1280 x 1024
я 125 МГц. Связь требуемой полосы частот с размером экрана вполне
очевидна я чем больше экран, тем большего от него требуют разрешения.
Так по самым жестким меркам высококачественный монитор 14" должен иметь
полосу 65 МГц, 15" я 100 МГц, а 17" я более 135 МГц. Качество
изображения определяется массой параметров, многие из которых поддаются
регулировке. Яркость (Brightness) и контрастность (Contrast)
изображения обычно регулируют с помощью органов управления,
расположенных на лицевой панели монитора. Иногда пользователю дают
возможность регулировки баланса базисных цветов, но для задачи верного
воспроизведения цвета (в режиман High Color и True Color) такая
регулировка может оказаться и вредной. В высококачественных мониторах
предусматривают возможность регулировки цветовой температуры (Colour
Temperature) белого цвета, вручную или используя канал DDC. "Истинно
белый" цвет имеет температуру между 5000 и 10000 К. Kodak, например, для
цветной фотопечати принимает за белый цвет с температурой 5300 К. В
мониторах используют более высокие значения я 6500 и даже 9300 К.
Произвольное значение температуры белого цвета можно задать
балансировкой яркости двух цветов (красного и синего) относительно
фиксированного уровня зеленого. Конечно, с такими нюансами столкнутся
только пользователи, связанные с задачами точной цветопередачи (хранение
и отображение репродукций картин, профессиональная цветная печать и
т.п.). Рядового пользователя больше интересует чистота цвета (Colour
Purity), которая может ухудшаться при намагничивании элементов
кинескопа. Для размагничивания кинескопа предназначена специальная
катушка, расположенная по контуру экрана. Она кратковременно включается
в момент включения монитора, но некоторые мониторы позволяют выполнить
размагничивание (Degauss) и во время работы. Важным параметром
монитора, не имеющим численного определения, является качество сведения
лучей. При хорошем сведении тонкие белые линии (например, символы)
должны быть белыми, а не радужными. Сведение лучей чаще всего "хромает"
по углам экрана. Регулировка сведения я занятие непростое, а плохое
качество сведения бывает трудно предъявить как претензию на гарантийный
ремонт или замену монитора. Поэтому имеет смысл "покапризничать" при
приобретении монитора, по возможности выбирая самый хороший из ряда
предложенных я даже в пределах одной модели может оказаться большой
разброс качества.
|