Управление школой, N48, 2004 г.

Ожившая легенда

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, 
Хвала тебе! – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной: 
Все тот же ты для чести и друзей. 

                    А.С.Пушкин. "19 октября" 

Эти строки об Александре Горчакове – русском дипломате, государственном канцлере, однокласснике Пушкина – знают все ученики этой школы. Так же, как знают о том, что Горчаков более четверти века руководил внешней политикой России и пережил всех своих однокашников по Царскосельскому лицею. Знание этих фактов из жизни князя – не пустое бахвальство. Ведь школа, в которой учатся ребята, носит имя А.М.Горчакова. Так что, как говорится, положение обязывает…

Кроме этого, 40 мальчиков – нынешних учеников школы им. А.М.Горчакова, работающей по принципу интерната, – изучают особенности национального характера испанцев в Испании, сдают публичные экзамены, возрождая в памяти репинскую картину "Пушкин на публичном экзамене в лицее", осваивают столярное ремесло, делая в школьных мастерских мебель для своих комнат. А еще знают историю семьи Брюлловых. Последнее – не столько необходимость, сколько тоже обязанность: школа размещается в помещениях дачи Брюлловых в Павловске, и потому не знать историю, с которой ты соприкасаешься изо дня в день, как-то неудобно. К тому же несколько лет назад школе была передана в дар часть архива Брюлловых – письма, рисунки, фотографии. И теперь экскурсии, которые ребята проводят для посетителей в брюлловской гостиной, подкрепляются подлинными документами.

Здесь вообще легко быть в контексте культуры. Вокруг все напоминает об истории и культуре прошлых времен. Расположенная в старом Еленинском квартале Павловска, школа словно впитывает в себя культурный слой: напротив школы когда-то был дом-мастерская Клодта, чуть правее – дом архитектора Горностаева, участвовавшего в постройке Михайловского театра в Петербурге и восстановлении Зимнего, а в пяти минутах ходьбы от школы возвышается крепость Бип, возведенная по указу императора Павла I (кстати, чаще всего БИП расшифровывается как Бастион Императора Павла). По данным историков, сооружение это никогда не имело оборонительного значения и использовалось Павлом I только в качестве жилого дома, когда он приезжал в Павловск.

Человеку, решившемуся в 1999 году на создание школы в окружении былого великолепия, к счастью, до сих пор удается отстаивать квартал от новорусской застройки. Более того, не так давно удалось даже начать работы по воссозданию крепости Бип в ее первоначальном виде. А еще у него получилось найти и пригласить на работу садового архитектора – активную и инициативную энтузиастку, под чутким руководством которой учащиеся из заросшей бурьяном земли вокруг школы сделали благоустроенную территорию – дорожки для прогулок, клумбы, поляну с тренажерами.

От неординарной школы веет какой-то загадкой, нереальностью. По крайней мере, я не раз ловила себя на этой мысли в первые часы, которые провела там. Однако тайна исчезла в тот момент, когда я познакомилась с тем, кто пять лет назад выступил в роли главного действующего лица в этой истории.

Кудесника, организовавшего школу, зовут Сергей Эдидович Гутцайт. Он учредитель школы, полностью финансирующий обучение всех без исключения учеников. Уроженец Одессы, сегодня он известный петербургский предприниматель. Среди его крупных проектов, поставленных на ноги до школы, – ресторан "Подворье" возле станции "Павловск" и знаменитая теперь уже туристическая, фольклорная деревня Мандроги (на реке Свири). Да-да, именно в этой деревне наш президент собственноручно вылепил как-то летом горшок из глины, и именно здесь теперь останавливаются теплоходы с туристами, путешествующими в этих краях по рекам.

Зачем человеку, далекому от педагогики, понадобилось затевать школу? Я попыталась расспросить об этом самого Сергея ГУТЦАЙТА, и вот что из этого вышло.

– Сергей Эдидович, как вы пришли к мысли о создании школы? Зачем вам это?

– Принимать участие в организации жизни, в формировании ценностей в обществе, согласитесь, можно по-разному. Для этого есть агрессивные методы – политика, большой бизнес, а есть и неагрессивные, но не менее эффективные. Вложение денег в образование как раз относится к последним. Я сделал свой выбор. Мне хочется влиять на формирование ценностей в обществе, но не хочется делать это агрессивно. К тому же идея создания школы жила во мне на протяжении нескольких лет. Я ее постоянно обдумывал, тщательно анализировал. Надо сказать, что вообще я не всегда реализую то, что задумываю. Обычно из десяти задуманных проектов серьезно получается один. А со школой помог еще и случай.

– Счастливое стечение обстоятельств?

– Да, можно так сказать. С учетом моего опыта реставрации некоторых исторических построек, мне предложили взять в аренду как раз это здание – дачу семьи Брюлловых. По сравнению с другими памятниками в Павловске оно было в более приличном состоянии, но уже через год-два начало бы разрушаться. Например, в той башне, где у нас сейчас находятся и кабинет историков, и компьютерный центр, и небольшая библиотека, уже сгнили перекрытия, грозившие обрушиться в любой момент. А ведь это дом Александра Брюллова – старшего брата Карла Брюллова, знаменитого живописца. Александр построил в Павловске десятки зданий, реставрировал Зимний дворец.

Уже начав работы по реставрации дома, я стал все чаще возвращаться к мысли о школе.

– У вас был образ будущего учебного заведения? Вы сумели его реализовать?

– Об образе говорить трудно. Я ведь к педагогике вообще не имел никогда никакого отношения, кроме того что учился в школе и вузе. Единственное, в чем я был уверен с самого первого дня, так это в том, что школа должна максимально напоминать Царскосельский лицей, хотя и не копировать его. Хотелось сделать такой действующий, живой памятник Пушкинскому лицею. Убежден, что это образовательное учреждение, воспитавшее целую плеяду блестяще образованных государственных и общественных деятелей, заслуживает гораздо большего, чем быть просто фактом истории и музейным объектом. Оно дало России восемь министров! Однако мы специально называемся школой и не хотим никаких формальных намеков на похожесть. Станем ли мы современной версией Царскосельского лицея – покажет время.

– Как подбирали себе команду? Где искали учителей?

– Мне в течение целого года пытались объяснить, как это надо делать, где искать. А потом я решил довериться своей интуиции и своим принципам. Решил, что буду рассказывать будущим педагогам о школе, о том, какой я хочу ее видеть, и если буду чувствовать в собеседнике понимание и желание участвовать в таком проекте, приглашу его на работу. Таким образом, я набрал первых пять-шесть человек, и мы с головой окунулись в работу. Потом постепенно находились другие учителя. А еще был долгий процесс поиска капитана корабля, то есть директора. Он нашелся не сразу. В первый год работы школой управляли коллективно. И только потом уже появилась Елена Ивановна – нынешний директор, с которой мы теперь часто спорим.

– В чем же суть споров?

– Раньше я говорил: вы знаете, как нужно, как правильно что-то делать в школе, так и делайте. А теперь все чаще, анализируя нашу работу, агитирую свою команду за то, чтобы пересмотреть какие-то решения, поменять подходы. Все-таки уже шесть лет я кручусь в педагогической среде, в чем-то начал разбираться и сомневаться, мне небезразличны наши ученики, педагоги. Вот и рождается в споре истина. Ведь поставлена высокая планка. Я уверен, что эта школа, раз уж она появилась на свет, должна быть лучшей, и лучшей во всем.

– Выпускного класса в школе еще не было. Но можно ли уже сейчас предположить, где ваши воспитанники продолжат образование?

– О, это самая большая проблема. С одной стороны, мы хотим, конечно, им помочь в выборе. Но с другой – не хотим ничего навязывать, решать за них. Ведь уже пять лет мы учим их спорить с нами, не стесняясь доказывать свою точку зрения. Поэтому, предлагая им какие-то варианты, кажущиеся нам конструктивными, выбор оставляем за ними. Но мы обязательно предоставим им возможность зарабатывать и оплачивать свое обучение в вузе. Нам кажется, что это удастся. Пока же я объясняю, что они должны получить фундаментальные знания, которые всегда необходимы, пользоваться вовсю образовательными путешествиями, которые мы устраиваем для них по два-три раза в год, учиться делать что-то своими собственными руками в наших мастерских. А конкретную профессию выбирать уже на студенческой скамье.

Нам хотелось бы, чтобы наши воспитанники в будущем стали командой единомышленников. Чтобы они жили не только для себя, а смогли бы создавать проекты, подобные этой школе. Девиз нашей школы – "Образованность. Ответственность. Нравственность". Если наши дети поймут глубокий смысл этих слов, не исключено, что впоследствии они совершат нечто для общей пользы. Но даже если никто из наших выпускников не добьется сверхрезультата, школа не станет хуже. Само по себе существование хорошей школы – это хороший результат как пример, образец для подражания.

– Каким вам видится будущее школы, а возможно, и нашей системы образования?

О своих впечатлениях от учебы рассказал студент 10 класса Виталий АШИЧЕВ.

– Виталий, как ты попал в эту школу?

– Я учился в средней школе города Подпорожье на реке Свири. Однажды на родительское собрание в школу пришли люди и рассказали о проекте школы. Мое имя было названо в числе лучших учеников. Потом к нам домой приходил будущий воспитатель. Он смотрел, какие книги я читаю, мы с ним говорили о литературе, и в итоге мама сказала, что если я хочу уехать, то пожалуйста. Так что учиться здесь или нет – это был полностью мой выбор.

– Что тебе нравится в школе?

– Нравятся отношения с учителями. Они нам доверяют, мы с ними советуемся, у нас в школе дружная атмосфера. Очень многому учишься. Причем не только обычным предметам – математике, физике, а, например, разговаривать, общаться с людьми. Есть интересные специальные предметы, скажем – ораторское искусство. Публичные экзамены также способствуют раскрепощенности, умению говорить, выступать, представлять свою точку зрения, защищать свой проект.

– Какой проект больше всего нравится?

– Тот, который мы делали после визита в Испанию, – журнал "Уголек". Я был его главным редактором; в моей группе было несколько человек, каждый занимался своим делом – фото, стихи, проблемные статьи, корректура...

– А что запомнилось из путешествия по Испании?

– Мы были в одном маленьком городке, к сожалению, не помню его названия, но он расположен на берегу океана. Океан – это потрясающе красиво.

– Знаете, часто говорят, что надо жить сегодняшним днем. Но для меня прошлое и настоящее – только трамплин для будущего. Я всегда смотрю с надеждой вперед. Меня волнует, что будет через пятьдесят, сто лет. Не только в нашей школе, а в общем строе жизни. И тот процесс, который сегодня происходит в школе, на других моих предприятиях, для меня важен не как сегодняшний результат, а только как тот, который принесет что-то не послезавтра или через неделю, а через несколько лет. И мне кажется, что если именно так относиться к школе, то в будущем получится толковый результат.

Если же говорить о системе образования в целом, то я думаю, что мы потеряли инструмент пропаганды. Слово "пропаганда" стало, к сожалению, ругательным. Его заменяют такими, как "пиар", "реклама". Но это не совсем верно. У нас нет именно пропаганды тех позитивных явлений, решений и результатов, которые связаны с образованием. Государство не осознает, что именно с помощью пропаганды удавшихся свершений можно привлечь внимание к образованию.

В последнее время, правда, стали относиться к проблемам образования серьезнее, кажется, поняли, что без него не сделать карьеру. Но чиновники по-прежнему хотят выгадывать за счет образования. Людей, которые умели бы себя отдавать и которым есть что отдавать ради какого-то дела, единицы. В сегодняшней образовательной структуре нет людей, которые были бы заинтересованы в развитии школы. И даже наши проекты, которые мы пытаемся сейчас продвинуть, весьма позитивные и эффективные, государству не особо интересны.

Возможно, когда появится больше людей, предлагающих "снизу" маленькие, но работающие идеи, что-то начнет меняться. Потому что, по большому счету, с помощью одной такой школы, как наша, мир, конечно, не изменить…

…Кто же те счастливчики, которые попали в школу им. А.М. Горчакова? Как строится у них учебный день и чем они, собственно, платят за право жить так, как живут сегодня?

Как выяснилось из экскурсии по школе и беседы с воспитанниками и их наставниками, учебный день ребят заполнен до предела. Причем как тех, кто учится сегодня в десятом классе, так и пятиклассников, начавших обучение здесь в сентябре уходящего года. В школе помимо традиционных общеобразовательных предметов есть и такие дисциплины, как развитие культуры речи, ораторское искусство, культура дискуссии. Есть практически неограниченные возможности для занятий спортом, компьютерными технологиями, автоделом, дизайном, музыкой (причем по выбору каждого учащегося), прикладными искусствами.

Скучать некогда: дети трудятся по 8-10 часов в день. Правда, и успели сделать они к 15-ти годам столько, сколько иным не удается успеть и к 30-ти. Уже "освоены" Греция и Египет, Испания и Великобритания, Эстония и Финляндия. А поездки и походы по России – Псков, Карелия, Алтай, Долина гейзеров!.. Каждое такое мероприятие – не просто отдых и знакомство с достопримечательностями, но и ролевые игры и исследовательские проекты, для которых мальчишки самостоятельно придумывают тему и защищают на публичном экзамене, вернувшись в стены своей школы-дома.

Мне показывали журнал "Уголек", который ребята сделали после поездки в Испанию. Стихи, иллюстрации, макет и верстка издания – кажется, нет ничего такого, что было бы не под силу юным "горчаковцам". В процессе работы над изданием ребята придумали слоган: "Память рождается ночью". На его основе и пытались найти наиболее яркие черты испанского характера. Проект защищали все вместе на публичном экзамене, перед комиссией. Хотя за каждый отдельный вид работы ученики получали баллы в свою копилку (в школе действует система так называемого накопительного балла. – Прим. ред.).

"Каково оно – работать в такой школе?" – интересуюсь я за обедом у замдиректора школы Бориса НЕУПОКОЕВА. "Работа здесь – это образ жизни, – откровенничает он. – По-другому не получается. Трудимся по двенадцать-четырнадцать часов, едва успеваем выполнить все, что сами для себя наметили. Но и отдыхать умеем. Например, я заядлый турист-походник. В свое время с друзьями и на байдарках плавали, и с рюкзаками километры считали. Теперь с удовольствием учу этому ребят, и друзья мои часто к нам присоединяются в походах. И радость, и польза".

Что же касается географии тех мест, откуда приехали ребята, то она весьма скромна. В основном это дети из малообеспеченных или многодетных семей городка Подпорожье, то есть как раз из тех мест, где раскинулась деревня Мандроги. Есть несколько мальчиков из Павловска, Пушкина и Петербурга. Дети живут в школе постоянно, не реже одного раза в месяц уезжают на выходные домой и имеют возможность неограниченного общения со своими родными на территории школы. Cистема отбора в школу включает знакомство с семьей, разговор со всеми членами семьи о пристрастиях, увлечениях, характере будущего воспитанника, о том, какую работу по дому выполняет ребенок. Основным принципом при отборе детей стала любовь к чтению, к процессу обучения, а также любознательность и общительность. "Ребенок, не читавший до десяти лет, вряд ли начнет с азартом и вдохновением читать в одиннадцать-двенадцать лет, – убеждены педагоги школы. – Кроме того, мы целенаправленно берем детей из малообеспеченных семей, семей интеллигенции, потому что наша школа должна именно им дать шанс учиться. А еще мы всегда ищем здоровых детей. И это самое сложное".

Поняв, что со здоровьем у юного поколения есть проблемы, школа решила попробовать исправить положение. Поэтому-то особое внимание с самого начала здесь и уделяли спорту. Усилия увенчались успехом: у сегодняшних десятиклассников при всей интенсивности обучения в последние пять лет изменилась осанка, исчезло плоскостопие, улучшилось зрение. Сбалансированное питание, свежий воздух, зарядка, разумный распорядок дня – вот в чем, по мнению педагогов, причина таких перемен.

Насколько трудно или легко управлять такой частной школой, какова роль директора во взаимоотношениях с коллегами и воспитанниками – об этом рассказывает директор школы им. А.М.Горчакова Елена КАЗАКОВА.

– Елена Ивановна, где вы работали до того, как стали директором этой школы? Как вы попали сюда?

– В тот момент, когда мне предложили возглавить школу, я была первым ректором Института специальной педагогики и психологии. Но помимо преподавательской деятельности я часто выступала в роли научного руководителя ряда образовательных проектов. Например, долгое время осуществляла научное руководство знаменитой санкт-петербургской гимназией № 56 (гимназия № 56 – победитель конкурса "Лучшие школы России". – Прим. ред.). Были и другие школы, которые я помогала выстраивать. Например, в конце 90-х годов мне предлагали возглавить проект "Школа-кругосветка". Под него уже был арендован корабль: предполагалась, что дети будут плыть на лайнере в течение всего года, учиться и одновременно путешествовать. Я консультировала людей, которые все это задумывали, но уже тогда понимала его утопичность. Так и вышло: проекту не суждено было стать явью. Поэтому, когда проект школы А.М.Горчакова только разрабатывался и Сергей Эдидович предлагал мне стать директором, я решила, что это очередная утопическая идея бизнесмена, далекого от школы и образования, и отказалась.

Вторая наша с ним встреча состоялась в тот момент, когда школа уже отработала целый год. Мой аспирант, работавший тогда в школе, несмотря на мое сопротивление, все-таки уговорил приехать и посмотреть на школу, на детей. Я посмотрела, снова поговорила с Сергеем Гутцайтом и услышала от него слова, которые мне понравились. Он тогда впервые сказал, что хотел бы возродить легенду Царскосельского лицея, "оживить" ее. Тогда-то я и задумалась, что, возможно, стоит ухватиться за редкий подарок судьбы.

Знаете, есть легенды, которые возвышают человека, если он становится к ним причастным. К таким несомненным легендам я отношу как раз Царскосельский лицей, а еще Республику "Шкид", Фрунзенскую коммуну вместе с последующим лагерем "Орленок". Или, скажем, гений Макаренко, о котором я недавно рассказывала нашим ученикам. Что бы мы ни говорили про эпоху, он-то был совершенно гениальный технолог. Такие имена дают возможность гордиться собственным прошлым, собственной страной и собственной культурой. Судя по той литературе, которую мы сегодня читаем, Царскосельский лицей не был хорошим (в сегодняшнем понимании) образовательным учреждением. Но он породил легенды и идеи, которые много лет влияли на мышление людей. Эта возможность – возродить старинную идею в новом времени – показалась интересной. Вот я и стала впервые в жизни директором школы.

– Не жалеете о своем выборе сегодня?

– Не жалею, потому что за четыре года накоплен огромный опыт и проведена серьезная и интересная работа, которая сделала нас на шаг ближе к возрождению легенды лицея. В школе собрались удивительные педагоги, и нам удается воспитывать очень симпатичных детей, которых школе полностью доверили родители. Ребята сегодня свободно говорят на двух языках, свободно обращаются с техникой, любят читать, у них появились свои жизненные установки. Они действительно хорошие ученики, побеждающие на олимпиадах… Все это внушает некоторую надежду на будущее.

– Елена Ивановна, есть какие-нибудь особенности управления такой школой, как ваша?

– Совершенно точно могу сказать, что управление обычной школой и такой камерной, как наша, – это абсолютно два разных процесса. Большой школой управлять проще. Там работает четко выстроенная структура, которая давным-давно освоена наукой. И задача директора массовой школы состоит в основном в том, чтобы "простроить" структуру управления и грамотно составить циклограммы. Кроме того, большая школа достаточно устойчива, и, поднявшись на ноги, она может продержаться довольно долгое время. Мы же у себя в школе говорим, что если сегодня не придумано что-то новое, то завтра мы начнем деградировать. Это закон любой маленькой, закрытой системы – все процессы здесь идут интенсивнее. Поэтому маленькая школа постоянно должна помнить, что если она сегодня не поднялась на одну ступеньку вверх, то опустилась на десять ступеней вниз. Это наше первое важное отличие от массовой школы.

Второе отличие в том, что маленькое пространство умирает от четкой его организации. Хотя организовать его – проще простого. Но многие вещи, безопасные в большой школе за счет большого пространства, нашу камерную школу просто погубят. Об этом постоянно приходится помнить. И худшая вещь, которую я могу сделать, – это начать управлять каждым шагом педагога, ребенка. Моя задача – договориться с педагогами о смыслах, содержании, направлении работы и отпустить их в свободное плавание, поддерживая, создавая соответствующие условия и анализируя в финале какого-либо действа.

Еще одна специфическая особенность: все наши учителя, и я в том числе, находимся очень близко от детей. Если директор обычной школы может позволить себе не знать, какое настроение сегодня у конкретного ученика конкретного 6-го "А" класса (и это естественно, так как у него практически нет возможности это узнать), то я не могу себе этого позволить, потому что я волей-неволей вижу этого ребенка с самого утра, еще за завтраком. И это сильно меняет статус директора. Из директора я уже превращаюсь в партнера. И это сотрудничество, содружество как способ управления здесь становится очень важным. Как вы понимаете, при такой жизни в силу вступают совсем другие законы и принципы. Словом, есть у малой школы и плюсы, и минусы.

– И какие же минусы?

– Например, ограниченность человеческого ресурса. Скажем, я не могу все время насыщать школу человеческим ресурсом. Здесь не может быть моря взрослых, потому что дети тогда сойдут с ума. Ведь любой взрослый, проходя мимо ребенка, захочет сделать ему замечание, сказать что-то. А ребенку тут жить надо. И жизнь эта должна быть комфортной, удобной. Если мне нужен специалист, я его, разумеется, приглашаю. Но я должна сделать так, чтобы люди, которые приходят сюда, были бы полифоничными, очень разными. И часто я должна для этих людей придумывать специальные программы, акции, чтобы состоялся и педагог, и учащийся.

Озвучу тривиальную мысль, которую мы часто обсуждаем с детьми: воспитание – это не нотация, а образ жизни, который педагог ведет рядом с воспитанником. В этом смысле весь наш образ жизни проходит на глазах у детей. И если учитель сам посещает филармонию, ходит в театр, читает литературу, занимается спортом, то он учит этому же детей. Другими словами, образ жизни становится средством воспитания и управления. А это безумно сложно.

– Сколько учителей работает в школе?

– Если говорить вообще о взрослых, которые работают с ребятами, то огромное число – 35 человек. Из них восемь специалистов – это люди, которые обслуживают несколько наших зданий, а также два водителя, два повара, кастелянша, уборщица и завхоз (он же столяр, плотник и так далее). Есть, конечно, учителя на постоянной основе. Например, мой заместитель и по совместительству учитель истории – Борис Неупокоев. Еще 15 человек – это почасовики. Ведь у каждого нашего ребенка свой преподаватель музыки, каждый учится играть на том музыкальном инструменте, на котором хочет. Есть спортивный руководитель. А еще детей, как вы понимаете, надо одевать, кормить, лечить. Ведь мы оказались определенным образом заместителями их родителей. И должны соответствовать этому званию!

Яна САРТАН,
Москва – Санкт-Петербург – Павловск – Москва