« НЕВСКОЕ ВРЕМЯ »


КУЛЬТУРА    


МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ: Я ДОЛЖЕН УЙТИ СО СЦЕНЫ С УСПЕХОМ

 
АЛЕКСАНДР УРЕС, фото автора   

/ 23.03.2002 /

Журналистское сообщество прежде всего интересовал вопрос: что вдруг? Почему это всенародный писатель-сатирик Михаил Жванецкий, никогда ранее не встречавшийся с представителями петербургских СМИ, вдруг взял и собрал в "Европейской" пресс-конференцию, на которую набежало изрядное количество пишущего и снимающего народа.

"Вы что, не любите журналистов?" - кокетливо спросили мастера пера и микрофона. Это предположение Жванецкий с ходу отверг. Журналистов он, конечно же, очень даже приемлет, особенно журналисток. Правда, тут же оговорился, что всерьез их любить нельзя, ибо после завершения романа раньше или позже полученные сведения будут преданы огласке. Профессиональное всегда возьмет верх над женским. А с петербургскими журналистами не встречался просто потому, что никто об этом не просил.
Следующий вопрос был задан, разумеется, про криминальную историю с разбойным нападением на мэтра отечественной сатиры и угоном "мерседеса", которая огорчила, возмутила, вызвала негодование многих. Пострадавший сразу же опроверг некоторые домыслы, мелькавшие в прессе. "Если вам нужен очевидец, - то это я!" - заявил Михаил Михайлович. Нет, никакой машины не нашли, и, кажется, никто ее особенно не искал. Страховку выплатили, а дальше наступила тишина. Знаменитый портфель, слава богу, цел. Он просто в тот день остался дома. А вот сумка с шестью записными книжками, полными заметок, набросков, замыслов, которые вносились туда в течение нескольких лет, исчезла вместе с автомобилем.
Теперь многие советуют Жванецкому нанять телохранителей. Но он не представляет, как можно жить круглые сутки на глазах у посторонних людей. Считает себя человеком сугубо частным. "Я всегда был один и останусь один. Просто эта машина недостойна меня. Ей, видимо, был нужен более солидный хозяин. Я взял не по чину".
"А что вы можете сказать по поводу завтрашнего концерта в БКЗ, почему он благотворительный?" - приступили журналисты к главной теме.
"По поводу завтрашнего концерта лучше поговорить послезавтра, когда он уже состоится, - отвечал Жванецкий. - А благотворительный он потому, что весь сбор я направляю в фонд Школы имени А. М. Горчакова". Тут Михаил Михайлович представил собравшимся Сергея Гутцайта, предпринимателя, мецената, владельца ресторана "Подворье" и создателя Школы имени А. М. Горчакова. Дальше последовал рассказ о школе, который Жванецкий и Гутцайт вели попеременно.
Она существует уже пять лет. Была задумана и осуществляется как современное повторение знаменитого Царскосельского лицея, среди выпускников которого, кроме самых известных - Пушкина и Горчакова, целая плеяда славных деятелей Российского государства. Помимо традиционной программы средней школы здесь изучаются многие языки, ораторское искусство, основы культуры речи и дискуссий. Учащиеся осваивают компьютерные технологии, автодело, конструирование и домоводство. Овладевают прикладными искусствами, домашним музицированием, художественной фотографией и танцами. Они становятся профессиональными туристами. Обходят-объезжают всю Россию от Ленинградской области до Камчатки, а потом и весь мир от Швеции до Японии. Духовное развитие сочетается с физическим: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, теннис, верховая езда и спортивные танцы...
Сейчас в школе учатся 18 мальчиков, выходцев из малообеспеченных семейств российской интеллигенции. Они не только учатся, но и живут в здании бывшей дачи Александра Брюллова в Павловске. Школа имени Горчакова - интернат. Дети, разумеется, особо одаренные и уже, по мнению педагогов, подают серьезные надежды. Девиз школы: образованность, ответственность, нравственность. В ее попечительский совет входят и президент страны, и Мстислав Ростропович, крупные банкиры и предприниматели. И Михаил Жванецкий.
Словом, школа нашей мечты. Жванецкий рассказал, что побывал в этой школе, познакомился с учениками, бытом и учебным процессом. И существование этой школы вселяет в него надежду на появление у нас настоящей высокообразованной элиты, нового дворянства в лучшем смысле этого понятия.
Дальнейший разговор касался самых разнообразных тем. Спрашивали про телевидение. Жванецкий ответил, что нынешнее состояние телевидения ему представляется крайне убогим. Сам он смотрит только информационные программы.
- А как вам нынешний Петербург?
- Мне кажется, он меняется в лучшую сторону. Очень многое дает президентское внимание. Надо вытаскивать город из той ямы, в которой он оказался. Кстати, о воспитании. Я свое воспитание получил как раз здесь. Меня воспитало знакомство с Товстоноговым, Райкиным. Меня воспитывал ленинградский балет и ленинградские красавицы. Словом, все лучшее, что было в этом городе. Мое любимое, главное место не центр, а Ульянка, проспект Симоняка. Там как-то очень много неба, и, когда я там жил, стояла цистерна с пивом. Вот небесный свод, цистерна, и от всех домов-коробок с утра к этой цистерне сходятся люди. Это для меня Ленинград. Ну еще, конечно, театры и женщины, питерские, отсыревшие, добрые. Но о них я уже много раз говорил.
- Как вы относитесь к "Золотому Остапу", который в этом году будет проходить в десятый раз?
- Не знаю, мне кажется, что "Золотой Остап" превратился в тусовку своих, междусобойчик. Собираются где-то за закрытыми дверями и шутят, а публика остается ни при чем. В Одессе устраивают хотя бы шествие, в котором может принять участие каждый...
- А почему нет новых одесских анекдотов?
- Да потому, что нет тех людей, которые их придумывали. Уехали 200 тысяч человек. А потом деревня вошла в город. Полно молодых, но каких-то ущербных лиц. К тому же эти люди почему-то не мытые снизу. Смотришь на эти ноги в шортах и чувствуешь, что не может их владелец смешной анекдот сочинить.
- Все-таки, какова будет программа завтрашнего концерта? Будете ли читать что-нибудь новое?
- Обязательно. Первое отделение вообще все будет состоять только из нового. А второе из старого. Это такой способ страховки. Если первое отделение примут не очень, то уж во втором возьму реванш. Я должен уйти со сцены с успехом...




© "Невское время", 2001, 2002    E-mail: editorial@nvspb.ru