Школа для Пушкина

Особенности климата Франции дети из этой школы изучают под Парижем, а историю Египта - на берегах древнего Нила

Антон Зверев

Прежде чем начать собственный педагогический проект, пятидесятилетний уроженец Одессы, выпускник того самого Института инженеров морского флота, что "имени Жванецкого", Сергей Эдидович Гутцайт перепробовал много ремесел. Выращивал скот, торговал собственноручно выращенной (а не купленной у государства) зеленью на рынке, кроил одежду на заказ, служил коком на яхте, давал домашние обеды для любителей национальной кухни. Наконец, подъехав ближе к Северной столице, открыл свой ресторан "Подворье" в центре Павловска.

И вновь успех, притом ошеломляющий. Кто бы теперь ни наведывался к нему в гости - принц Чарльз, Катрин Денев или Владимир Путин, - все возвращались сюда снова. Ходит слух, что нет такого блюда среди тех, что выдумало человечество, которое в "Подворье" готовят дольше десяти минут. Ну, максимум за 20.
Такой человек: за что ни берется, все получается "тщательно" (его любимое словечко).
И только одного умения Сергей Гутцайт лишен практически с пеленок...

С ленты диктофона:

"Да, я отец двоих сыновей, - почти застенчиво выдавливает из себя известный бизнесмен и ресторатор. - Но подпускать меня к ним близко не рекомендуется: либо придираться начну без повода, либо пройду мимо, как чужой. Даже маленького внука Диму легонько, бывает, потреплю по макушке - и скорее на работу, чтобы спросить ничего не успел..."
Оригинальный педагог, не так ли? С другой стороны, если взглянуть на вещи прагматично: разве обязан человек, который строит морские суда, владеть, скажем, техникой установки парусов, ремеслом сварщика, крановщика или умениями лоцмана?
От Царского Села до Павловска - пять минут на автомобиле, не больше.

От Царскосельского лицея, где воспитывался юный Пушкин, до современной школы имени его одноклассника Горчакова - два без малого столетия надрывных споров о моделях школы будущего, тщетных попыток повторить однажды совершившееся рядом чудо.

ОПЫТ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ

Говорят, что первым лицеистам повезло с учителями и друг с другом. В то же время, по свидетельству биографов, Антоша Дельвиг начал говорить только в четыре года. "На 14-м году он не знал никакого иностранного языка и не оказывал склонности ни к какой науке", - утверждает Пушкин. А Виля Кюхельбекер, глуховатый на одно ухо, любимый объект нападок и подначек одноклассников! Были жестокие кулачные бои, воспитанников наказывали карцером, в их среде обозначились даже свои деды и черпаки. Вот вам и "золотой век" Лицея. Нет, давайте откровенно: нынешние дефектологи живо отсеяли бы нескладного, болезненного Кюхлю в какой-нибудь спецкласс вспомогательной школы. А ленивца Дельвига, которого к первому уроку редко удавалось добудиться, точно определили бы во второгодники. И в итоге довели бы парня, прости Господи, до криминала. Но ведь на то и школа, чтобы отсеивать и исключать, переводить и доводить. Не странно ли: все, как один, новаторы от педагогики мечтают устроить свою школу по-лицейски, а посмотришь - снова по-полицейски. С вызовами, наездами, слезами, перезагрузкой по полной программе...

Архитектурные шедевры, мелькающие по обе стороны дороги, радуют глаз изяществом, забытой роскошью отделки. Трасса ныряет к мосту через Тызву, и вот на холме - школа, лицей XXI века. Она расположена в бывшем павловском имении художника Брюллова и любовно восстановлена друзьями и воспитанниками Сергея Гутцайта.

Приезжаем - первый прокол: самые младшие воспитанники, пятиклассники, помешанные на Гарри Поттере, учинили в школе революцию, свергли профессора Дамболдора и уехали в "фамильную" деревню С.Гутцайта Верхние Мандроги (между Ладогой и Онегой, в 300 км от Питера) строить сказочное государство по собственному проекту.
Пришлось отправиться к старшеклассникам на урок английского языка, который вела молоденькая г-жа Руфь, гражданка Ирландии. Ребята сидели за круглым столом и разговаривали, почти не обращая на гостей внимания: как выяснилось, дети привыкли к делегациям со всех концов страны и мира. После занятия один из лицеистов, девятиклассник Дима Румянцев, признался, что именно на этих уроках впервые оценил творчество "Битлз", особенно их "Белый альбом". А еще он любит "образовательный туризм" - один из самых популярных здесь способов изучения наук. Раз в год лицеисты совершают вояжи за границу. Положим, намечен визит в Грецию, и вся школа, как по тревоге, переходит на общение по-гречески, изучает тамошние национальные танцы, кухню, ритуалы. Каждый ученик обязан придумать себе тему для исследования, чтобы по возвращении из "загранки" публично обменяться опытом со сверстниками. По итогам каждой поездки выпускают иллюстрированный журнал, устраивают семинары, турниры ораторов.

"Сам я с языками не шибко дружу, - делится г-н Гутцайт, - чувствую себя на чужбинах не совсем уютно. В Америке испытал из-за своего косноязычия что-то вроде культурного шока. Поэтому, глядя на моих свободно "шпрехающих" воспитанников, испытываю двойное удовольствие. Радуюсь их свободе и раскованности. Во-вторых, уверен: познавая "тот" мир, они и на свой родной край начинают смотреть другими глазами".

Кстати, очутившись в лондонском Гайд-парке, один из его лицеистов воскликнул: дескать, подумаешь, невидаль - наш Павловский парк в сто раз красивее!
"Понимаете, - осторожно комментирует Сергей Эдидович, - заграниц они повидали больше, чем мы. Значит, избавлены от преклонения перед импортом. Так что теперь если и станут патриотами, то уж точно не квасными, не слепыми - вот ведь что важно".
16-летнего Егора Путру мы застали в книжном холле за компьютером: юноша готовил авторскую работу по наследию Александра Горчакова, чье имя и носит лицей. "Почему Горчаков? - переспрашивает Егор. - Великий русский канцлер XIX века, полагаю, на своем поприще сделал не меньше, чем другой Александр в поэзии".

На столе зазвонил телефон. Егор, извинившись, мигом снял трубку: "Алло, школа Горчакова!" Вот как - они еще и секретарями учатся работать, не откладывая в сторону учебники. И вообще будущие Пушкины многое делают сами - по очереди моют за собой посуду, убирают мусор, метут двор, поддерживают порядок в спальнях и классах, даже проводят экскурсии по школе для заезжих педагогов, деятелей искусства, меценатов и политиков.
С ленты диктофона.

"Педагогика, по-моему, это начало всех начал. Самый правильный, хотя и самый долгий способ переустройства мира. Вы спрашиваете, станут ли эти дети крупными руководителями? Честно, не знаю. Но если и войдут во власть, то целой командой, а не одиночками. А вообще говорить о результатах слишком рано. Приезжайте лет через двадцать или даже через сто - школа будет работать, не сомневайтесь. Ради этого живу..."

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ШОУ

Культурный фон этих мест завораживает: как говорится, приборы "зашкаливают" - вон за бугром белеет мастерская Клодта, рядом дом Бенуа, а на этой даче жил Жуковский. Понятно, почему дети даже в июне не спешат отсюда домой, умоляя взрослых дать шанс хотя бы поработать на стройке. Тут не только игра мускулов или выгодная подработка, нет, вся окружающая их красота - живой учебник под открытым небом: по истории, словесности, архитектуре, географии...

Что же касается классических уроков, в них тоже нет недостатка.

Помимо традиционного английского, дети осваивают испанский язык, постигают ораторское искусство, основы культуры речи и дискуссий. Моделируют веб-страницы в Интернете, изучают автодело, конструирование, домоводство. Овладевают игрой на гитаре, волынке, балалайке, рояле - кто во что горазд. Духовное развитие сочетается с физическим: футбол, баскетбол, волейбол (на выбор) - ежедневно перед обедом; плавание - дважды в неделю, плюс к тому теннис, верховая езда, спортивные танцы; зимой - лыжи и коньки. Да, помимо всего вышеперечисленного, школа повально "болеет" байдарочном спортом.

По мнению Михаила Жванецкого (одного из духовных спонсоров лицея), существование этого педагогического чуда вселяет надежду на появление у нас настоящей высокообразованной элиты, нового дворянства в лучшем смысле этого слова. В попечительский совет Павловской школы входят и президент страны, и Мстислав Ростропович, и Валентина Матвиенко.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Частная школа им. А.М. Горчакова основана в 1999 г. Обучение полностью бесплатное. Все воспитанники - дети из малообеспеченных, многодетных семей Подпорожского, Лодейнопольского, других районов Ленинградской области. Возраст ребят от 10 до 16 лет. Домашние задания упразднены - дети берут их себе по желанию. Девиз школы: "Образование, ответственность, нравственность" - сокращенно "ООН". Сверхзадача, сформулированная в концепции: "Образованность и воспитанность выпускников должны соответствовать самым высоким требованиям общества к государственным деятелям, вплоть до главы государства".

С ленты диктофона.

"Я человек не то чтоб дюже образованный, - чуть слышно вздыхает Гутцайт. - Могу перепутать год, стиль постройки. Но твердо знаю: буду здесь, пока не воссоздам по подлинным чертежам из архивов это забытое великолепие в первоначальном виде. (Указывает на карту Павловска. - А.З.) Большую часть территории так называемого Еленинского парка, давних владений княжны Елены, площадью в 42 гектара, мы уже очистили от хлама. Но работы еще много: взгляните, что предстоит отреставрировать. Дореволюционный Павловск был культурным центром мира, здесь "гулял" цвет интеллигенции. Баня купцов Михайловых, потешная крепость БиП - бастион императора Павла... Оглянитесь: вокруг нет ни одного неисторического здания!"

Покидая школу им. Горчакова, почему-то вспомнил эпизод из жизни его одноклассника. Однажды Александра Сергеевича Пушкина (дело было в Кишиневе, уже после Лицея) попросили "на спор" указать на карте Альпы. Вышел конфуз: поэт не показал, а вызванный тут же крепостной слуга одного из офицеров сумел. При этом величайший книгочей и эрудит, национальная гордость России звонко хохотал...


В человеке помимо прочего существует одна из настоятельнейших потребностей - проявить себя, сделать то самое, ради чего он и явился в этот мир. Школа как раз и должна помочь детям выполнить свой главный авторский, Богом назначенный проект на земле.