А.С.Цветков

Программа по информатике

Профильный курс

10 класс

Основные темы

1.      Язык С

2.      Объектно-ориентированное программирование C++

3.      Построение Windows-приложений в MFC

 

Источник: Облегченная программа А.С.Цветкова для студентов 1-го курса СПбГУ

68 часов

 

1)      Ведущие идеи

 

2)      Принципы отбора и организации учебного материала

Профильный курс по информатике в школе им. А.М.Горчакова читается в дополнении к базовому, поэтому он содержит материал, не находящийся в непосредственной связи с базовым курсом, и является в достаточной мере самостоятельным.

Профильный курс вводит учащихся в мир профессионального программирования, в котором язык C/C++ занимает ведущую позицию. Кроме того, язык C/C++ является синтаксической основой многих других языков программирования.

Программный интерфейс ОС  Windows – одна из самых сложных тем в программировании вообще. Однако использование библиотеки MFC позволяет даже школьнику научиться строить полнофункциональные оконные приложения.

Изучение программного интерфейса ОС Windows будет продолжено в 11 классе.

 

3) Основные научные понятия:

·        Типы данных с C

·        Алгоритмические структуры

·        Функции

·        Классы

·        Наследование

 

4) Ожидаемый результат
В результате освоения курса учащийся должен

·        Уметь создавать консольные приложения, написанные на языке С/С++

·        Уметь адекватно выбирать типы данных, необходимы для решения той или иной задачи

·        Уметь структурировать сложный алгоритм, используя функции C

·        Понимать основные принципы объектно-ориентированного программирования

·        Уметь создавать несложные оконные приложения с помощью MFC

5) Распределение баллов по осваиваемым умениям и способ организации контроля

Какие умения и компетенции проверяются?

Способ организации контроля

Баллы

Знание и умение пользоваться языком C для создания консольных программ

Практическая работа на уроках

Синтаксический тест

125

Разработка класса для моделирования реального объекта

Практическая работа на уроках

 

75

Создание оконного приложения с органами управления

Практическая работа на уроках

100

 

6) Итоговый контроль:

 

 

8) Организация самостоятельной работы

Подготовка проектов работы по индивидуальным заданиям

9) Перечень основных и дополнительных источников информации: учебники, учебные пособия, фильмы и др.

 

Учебники

 

Учебные пособия и справочники

 

Список внеклассного чтения по предмету

 

Содержание программы

Тема

Часы

Баллы

1.1

Введение. Типы данных

    1.     Алгоритмы и способы их записи.

    2.     Понятие о языках программирования. Компилятор, среда разработки.

    3.     Алфавит, константы, идентификаторы, ключевые слова, комментарии

    4.     Пример простой программы.

    5.     Оператор printf

    6.     Переменные. Базовые типы данных. Инициализация переменных.

    7.     Константы.

    8.     Операция присваивания и арифметические выражения.

 

4

20

1.2

Основные алгоритмические структуры

    9.     Подробнее о функциях printf() и scanf(). Форматы ввода/вывода.

10.     Операции отношения.

11.     Логические операции.

12.     Операторы if, if-else, switch

13.     Операторы цикла while, do-while

14.     Оператор for

15.     Вложенные циклы.

16.     Операторы break, continue, goto

 

4

20

1.3

Массивы и указатели

17.     Массивы. Описание. Ввод/вывод массивов.

18.     Задачи, приводящие к использованию массивов. Сортировка и поиск.

19.     Строки символов.

20.     Функции для работы со строками.

21.     Указатели. Операции с указателями, связь указателей и массивов.

22.     Массивы указателей.

 

8

25

1.4

Функции

23.     Функции в языке C.

24.     Оператор return.

25.     Передача аргументов функции.

26.     Прототипы функций.

27.     Область видимости имен.

28.     Классы памяти переменных

29.     Рекурсивные функции.

30.     Функции с переменным числом параметров.

 

6

20

1.5

Типы данных, определяемые пользователем

31.     Структуры.

32.     Прочие типы, определяемые пользователем.

33.     Объединения. Доступ к отдельным битам.

34.     Переименование типов.

35.     Ввод/вывод в файлы.

36.     Стандартные библиотеки языка C.

 

6

20

1.6

Динамические структуры данных

37.     Динамическое выделение и освобождение памяти.

38.     Работа с динамическими массивами.

39.     Динамические структуры данных. Стек и очередь.

40.     Бинарные деревья.

 

8

20

2.1

Объектно-ориентированное программирование и язык C++

41.     Принципы объектно-ориентированного подхода в программ­ировании.

42.     Особенности C++, не связанные с ООП. Перегрузка функций и операций.

43.     Способы передачи аргументов функции в C++.

44.     Понятие класса и объекта. Поля и методы.

45.     Конструкторы и деструкторы.

46.     Переопределение операций для объектов.

47.     Использование объектов.

 

8

25

2.2

Наследование в ООП

48.     Наследование. Директивы puplic и private.

49.     Виртуальные функции.

50.     Массивы указателей на объекты. Создание массивов родственных объектов.

51.     Передача объектов как аргументов функций.

52.     Множественное наследование.

53.     Чистые виртуальные (абстрактные) методы.

54.     Статические члены класса.

 

4

25

2.3

Шаблоны, исключения, дружественные функции

55.     Структуры и классы.

56.     Дружественные классы и функции.

57.     Шаблоны функций.

58.     Шаблоны классов.

59.     Обработка исключений.

60.     Пространства имен.

 

4

25

3.1

Формы MFC

61.     Первое приложение

62.     Дизайнер форм

63.     Установка обработчика событий

 

4

30

3.2

Элементы управления, свойства и события

64.     Свойства элементов управления

65.     Сообщения Windows и события MFC

66.     Связывание элементов управления и переменных

 

6

30

3.3

Использование мыши и клавиатуры

67.     Обработчики событий мыши

68.     Обработка сообщений клавиатуры

69.     Создание меню

70.     Связывание пунктов меню и кода

 

6

40

 

Всего

68

300