Школа им. А.М.Горчакова
А.С.Цветков
Информатика
программа для 5-11 классов
Программа преподавания информатики в школе им. А.М.Горчакова включает в себя «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике» (приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.99). Программа соответствует как уровню А, так и уровню Б.
Дополнительно к этому
программа использует углубленную авторскую программу «Информатика»,
разработанную А.С.Цветковым и Н.В.Мартыновой и утвержденной
в 1997 г. в Университете педагогического мастерства СПб.
Программа дает основные навыки и умения как в пользовательских, так и в профессиональных областях использования компьютера.
Обучение в 5-м классе является введением в такие направления, как теоретические основы информатики, основы операционных систем, создание простейших текстов и презентаций, поиск в Интернет. В дальнейшем эти разделы рассматриваются подробно. Но уже после обучения в 5-м классе учащийся будет уметь выполнять практические работы по другим предметам, требующие использования компьютера, вне уроков информатики.
В 6-м классе изучаются три основные темы. Создание и верстка документов в редакторе MS Word, обработка растровых изображений в графическом редакторе Adobe Photoshop, создание презентаций в MS PowerPoint.
Весь 7-й класс посвящен изучению классического программирования на языке Pascal. Мы рекомендуем у использованию систему разработки программ ABC Pascal.
В 8-м классе школьники учатся профессионально использовать ресурсы Интернет и создавать свои собственные Web-страницы и сайты. В конце года предполагается проведение проектной работы по созданию сайта на заданную или выбранную учащимся тему.
В 9-м классе изучается несколько прикладных пакетов: электронные таблицы MS Excel, настольная издательская система MS Publisher, система работы с векторными изображениями Corel DRAW. В конце года отводится время на теоретические основы информатики
В 10-м классе учащиеся овладевают системой управления базами данных MS Access в процессе работы над заданным проектом. Также в этом классе изучается технология создания активных серверных страниц и доступ к базам данных. Осваивается математическая программа MathCAD. Изучаются основы работы в Linux.
В 11-м классе изучается современное программирование в среде .NET, язык C# и разработка оконных приложений. Заканчивается обучение знакомством с программами обработки звука и видео.
5 класс
Основы информатики, единицы измерения информации, основные навыки работы с компьютером, организация файловой системы, создание простейших текстовых документов, основы поиска информации в Интернет.
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Техника безопасности работы в компьютерном классе |
1 |
2 |
Понятие информации, единицы измерения количества информации, передача информации, кодирование. |
3 |
3 |
Основы устройства компьютера: центральный процессор, оперативная память, внешняя память, устройства ввода-вывода. |
2 |
4 |
Современный персональный компьютер, основные характеристики. Внешние устройства персонального компьютера.
|
2 |
5 |
Понятие об операционной системе. Назначение и состав. Наиболее распространенные операционные системы для персональных компьютеров. |
2 |
6 |
Файловая система. Имя файла, иерархическая структура каталогов. |
2 |
7 |
Работа с разными файловыми менеджерами. Архиваторы форматов zip и rar. |
2 |
8 |
Локальная сеть. Навигация по сети. Сетевые принтеры. |
2 |
9 |
Проверочные и контрольные работы |
2 |
10 |
Принципы организации безопасной работы в Windows 2000/XP |
2 |
11 |
Основы работы в текстовом редакторе Word |
4 |
12 |
Работа со словарями и системами перевода |
4 |
13 |
Основы навигации в Интернет. Броузер Internet Explorer. Основные поисковые системы. |
2 |
14 |
Работа с электронной почтой через броузер и посредством почтовых программ |
2 |
15 |
Просмотр и манипуляция изображениями средствами ОС и менеджера ACDSee. |
2 |
16 |
Проверочные и контрольные работы |
2 |
|
Всего |
36 |
Практические умения учащихся:
Манипуляция файлами, как локального компьютера, так и в сети; набор несложных текстовых документов, поиск ресурсов в интернет, создание несложных презентаций.
6 класс
Создание сложных текстовых документов, редактирование растровых изображений.
Создание презентаций.
№ |
Тема |
План |
1.1 |
Редактирование текстов в редакторе Microsoft Word. Форматирование абзаца. Шрифты. Стили. Макет страницы и печать. |
2 |
1.2 |
Редактирование текстов в редакторе Microsoft Word. |
4 |
1.3 |
Редактирование текстов в редакторе Microsoft Word. |
4 |
1.4 |
Редактирование текстов в редакторе Microsoft Word. |
4 |
1.5 |
Проверочная работа |
1 |
2.1 |
Редактирование растровых изображений в Adobe Photoshop. |
2 |
2.2 |
Редактирование растровых изображений в Adobe Photoshop. |
2 |
2.3 |
Редактирование растровых изображений в Adobe Photoshop. |
2 |
2.4 |
Редактирование растровых изображений в Adobe Photoshop. |
2 |
2.5 |
Редактирование растровых изображений в Adobe Photoshop. |
2 |
2.6 |
Проверочная работа |
1 |
3.1 |
Создание презентаций в PowerPoint. Использование шаблонов оформления и содержания. |
1 |
3.2 |
Создание различных эффектов при демонстрации. |
2 |
3.3 |
Использование таблиц. Шрифты и стили. |
2 |
3.4 |
Работы с изображениями |
2 |
3.6 |
Вставка видео и звука в презентацию. |
2 |
3.6 |
Проверочная работа |
1 |
|
Всего |
36 |
Практические умения учащихся:
Создание сложных текстовых документов, содержащих таблицы, списки, рисунки. Обработка растровых изображений. Создание презентаций.
7 класс
Алгоритмы и типы данных. Основы программирования.
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Язык программирования Pascal. Основы работы с средой Turbo Pascal. Ввод/вывод на консоль. Простейшие программы. |
2 |
2 |
Типы данных и переменные. Различия между целочисленным и вещественным типами данных. Описание скалярных переменных. Арифметические выражения. Оператор присваивания. |
2 |
3 |
Оператор if и алгоритмы с развилками. Логические выражения, операции AND, OR и NOT. Решения линейных и квадратных уравнений. |
2 |
4 |
Операторы цикла repeat ... until и while. Циклические алгоритмы. Отладка программ с помощью отладчика. |
2 |
5 |
Целочисленные вычисления. Операторы цикла for. Решение вероятностных задач. |
2 |
6 |
Символьные вычисления. Типы данных char и string. Оператор case. |
2 |
7 |
Работа с консолью. Использование модуля CRT. |
2 |
8 |
Подпрограммы: функции и процедуры. Способы передачи параметров: по значению и по ссылке. |
2 |
9 |
Использование подпрограмм для структуризации сложных программ. Объединение подпрограмм в модули. |
2 |
10 |
Структурированные типы данных. Массивы одномерные и многомерные. Задача о поиске значения в массиве. |
2 |
11 |
Задача о сортировке одномерного массива. |
2 |
12 |
Графическая библиотека BGI. Построение графиков и диаграмм. |
2 |
13 |
Задачи моделирования с использованием графики. |
2 |
14 |
Структура данных запись. Массивы записей. |
2 |
15 |
Работа с файловой системой. Текстовые и двоичные файлы. Вывод текста и массивов записей в файлы. |
2 |
16 |
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Поля и методы. Наследование и инкапсуляция. Виртуальные правила. |
4 |
17 |
Резервное время или проект |
2 |
|
Всего |
36 |
Практические умения учащихся:
Создание моделей, алгоритмов для решения разнообразных задач. Написание кода программ на языке Pascal.
8 класс
Создание презентаций. Создание web-страниц и сайтов.
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Возникновение и структура Internet. Протоколы TCP/IP. Сервисы Internet: FTP, электронная почта, телеконференции, Telnet, Http. |
2 |
2 |
Адрес в Internet. IP-адрес, доменный адрес. DNS-сервер. Подключение к Internet через телефонную сеть. |
2 |
3 |
Представление и содержание в информации. Понятия о языках SGML, HTML, CSS. Структура простейшего HTML документа. Теги и атрибуты. Web-серверы и клиенты. Броузеры. Версии HTML. Поддержка HTML в IExplorer и Netscape. Понятия о других броузерах: Opera, HotJava и др. |
2 |
4 |
Основные теги структуры документа: параграфы, заголовки, списки. |
2 |
5 |
Изображения, форматы графических файлов в Internet, выравнивание. |
1 |
6 |
Ссылки и метки. Виды ссылок. |
2 |
7 |
Тег <BODY> и общее оформление документа. Цвета в HTML. |
1 |
8 |
Логические и визуальные теги форматирования. Тег <FONT>. |
1 |
9 |
Таблицы. Использование таблиц для оформления страницы. |
1 |
10 |
Проверочная работа |
1 |
11 |
Стиль и дизайн оформления страницы. Академический стиль. Стилевой файл и язык CSS. |
2 |
12 |
Фреймы их их использование фреймы. |
1 |
13 |
Проверочная работа |
1 |
13 |
Интерактивные страницы. Примеры простейших программ на JavaScipt. |
2 |
14 |
Операторы языка JS. Классы и объекты. |
2 |
15 |
Объект Windows. |
2 |
16 |
Объект Document. |
2 |
17 |
Создание диалоговых форм. JavaScript и формы. |
2 |
18 |
JavaScript и изображения. |
2 |
19 |
JavaScript и Cookie. |
1 |
20 |
Проект по созданию небольшого сайта. |
4 |
|
Всего |
36 |
Практические умения учащихся:
Создание web-страницы и небольших сайтов. Использование интерактивных элементов.
9 класс
Использование MS Excel, MS Publisher и CorelDRAW.
Теоретические основы информатики
№ |
Тема |
Часы |
1.1 |
Обзор MS Excel. Использование MS Excel для создания сложно-отформатированных таблиц. |
2 |
1.2 |
Математические вычисления в MS Excel. Формулы и функции |
2 |
1.3 |
Статистические функции MS Excel |
2 |
1.4 |
Текстовые функции MS Excel |
2 |
1.5 |
Построение диаграмм в MS Excel |
2 |
1.6 |
Импорт и экспорт данных в MS Excel |
2 |
1.7 |
Манипуляция данными. Создание простейших баз данных. |
2 |
1.8 |
Проверочная работа |
2 |
2.1 |
Верстка текстового документа (газеты, журнала) с помощью издательской системы MS Publisher. Макет и его наполнение. |
2 |
2.2 |
Вставка изображений. Пространственное и цветовое разрешение. |
2 |
2.3 |
Элементы оформления страницы. Колонтитулы, заголовки, номера страниц и пр. |
2 |
2.4 |
Проверочная работа по созданию макета своей собственной публикации. |
2 |
3.5 |
Работа с векторной графикой в программе CorelDRAW. Основные приемы работы. Основные инструменты рисования. Группировка объектов. |
2 |
3.6 |
Трансформация объектов. |
2 |
3.7 |
Перемещение по объекту. Кривые. Методы преобразования кривых. |
2 |
3.8 |
Пересечение и объединение объектов. «Искажения» объектов |
2 |
3.9 |
Работа с цветом. Заливки. |
2 |
3.10 |
Работа с текстом. Контуры. |
2 |
3.11 |
Эффекты CorelDRAW. |
2 |
3.12 |
Зачетная работа |
2 |
4.1 |
Определение и основные свойства информации. Информационные модели. |
2 |
4.2 |
Информационные модели в природе. Кодирование. |
2 |
4.3 |
Принципы устройства компьютера: ЦП, ОП, внешняя память, УВВ |
2 |
4.4 |
ЦП современных компьютеров: разрядность, частота и другие характеристики. |
2 |
4.5 |
Оперативная память и ее влияние на быстродействие |
1 |
4.6 |
Устройства внешней памяти: ЖД, CD/DVD и прочие устройства |
2 |
4.7 |
Устройства ввода/вывода (видеосистема, принтеры, сканеры, манипуляторы, звуковые карты, устройства видео-захвата и пр.) |
4 |
4.8 |
Назначение и функции операционной системы (ОС) |
2 |
4.9 |
Обзор современных ОС для ПК |
2 |
4.10 |
Сбор сведений о системе. Основные неполадки в работе компьютера. Утилиты тестирования работоспособности сети. |
2 |
4.11 |
Внутреннее устройство файловой системы |
2 |
4.12 |
Роль и назначение сервера и контроллера домена |
2 |
4.13 |
Утилиты архивации и шифрования. Антивирусная защита систем |
2 |
4.14 |
Зачет |
1 |
|
Всего |
68 |
Практические умения учащихся:
Работа с электронными таблицами. Создание публикаций для профессиональной печати. Создание векторных изображений в CorelDRAW. Умение подобрать компьютер с нужными характеристиками, определить конфигурацию компьютера, дать рекомендации по усовершенствованию компьютера, найти и обезвредить вирус в системе.
10 класс
Работа с базами данных. Динамические Web-страницы.
Система математического проектирования MathCAD.
Основы работы в Linux
№ |
Тема |
Часы |
1.1 |
Понятие о системах управления базами данных. Реляционная база данных. |
1 |
1.2 |
Основы MS Access. Понятия о таблицах, запросах, формах, отчетах. Использование мастеров по работе с этими объектами. |
3 |
1.3 |
Проектирование БД. Понятие о связях между таблицами. Типы связей. |
2 |
1.4 |
Работа с таблицами. Использование первичного ключа. Маски ввода. Создание подстановок и связей. |
2 |
1.5 |
Запросы. Создание запросов в конструкторе запросов. Запросы к связанным таблицам. |
2 |
1.6 |
Выражения. Вычисляемые поля. Условия отбора. Встроенные функции. |
2 |
1.7 |
Использование языка SQL. |
4 |
1.8 |
Импорт и экспорт данных в MS Access |
2 |
1.9 |
Работа с формами MS Access. Виды форм. Использование различных элементов управления. Использование мастеров. |
4 |
1.10 |
Разработка приложения. Создание главной формы приложения. |
2 |
1.11 |
Печать и использование отчетов. |
2 |
1.12 |
Зачет MS Access |
2 |
2.1 |
Технология Active Server Pages. Язык VBScript. Создание простых динамических страниц. |
2 |
2.2 |
Объекты Request и Response. Объект Server. |
2 |
2.3 |
Обработка данных форм средствами ASP |
2 |
2.4 |
Технология доступа ADO к базам данных из web-страниц |
2 |
2.5 |
Зачет по ASP |
2 |
3.1 |
Основы работы в системе автоматического проектирования MathCAD. Использование MathCAD для простых вычислений. |
2 |
3.2 |
Аналитические вычисления и упрощение выражений. |
2 |
3.3 |
Построение двумерных графиков функций. |
2 |
3.4 |
Построение трехмерных графиков и диаграмм. |
2 |
3.5 |
Численное решение уравнений |
1 |
3.6 |
Решение систем линейных уравнений |
1 |
3.7 |
Численное и аналитическое дифференцирование и интегрирование |
2 |
3.8 |
Зачетная работа |
2 |
4.1 |
Семейство ОС Linux. Понятие о свободно-распространяемом ПО |
2 |
4.2 |
Пользовательский интерфейс Linux. Организация файловой системы |
2 |
4.3 |
Стандартные приложения Linux (Броузеры, MC, Emacs, и т.п.) |
2 |
4.4 |
Приложения Open Office (OO Writer, OO Express, OO Draw и т.п.) |
4 |
4.5 |
Графический редактор GIMP |
2 |
4.6 |
Мультимедийные программы |
2 |
4.7 |
Зачет |
2 |
|
Всего |
68 |
Практические умения учащихся:
Проектирование и разработка реляционной базы данных. Создание приложения доступа к данным в MS Access и посредством Web-интерфейса. Работа с математическими выражениями, решение уравнений, аналитические преобразования средствами MathCAD. Работа в операционной системе Linux.
11 класс
Современные информационные технологии: компьютеры и операционные системы.
Работа с мультимедиа-информацией.
№ |
Тема |
Часы |
1.1 |
Основы языка C#. Классы C#. Композиция приложения. Операторы циклов. Операторы развилки. Статические методы. Массивы. Многомерные массивы. Работа со строками. Пространства имен. |
4 |
1.2 |
Объектно-ориентированное программирование в C#. Определение класса. Инкапсуляция. Свойства. Наследование. Абстрактные методы. "Запечатанные" классы. Приведение типов. Обработка исключений. |
4 |
1.3 |
Интерфейсы и коллекции. Использование интерфейсов. Реализация интерфейсов. Наследование от нескольких интерфейсов. Клонируемые объекты. Сравниваемые объекты. |
2 |
1.4 |
Дополнительные возможности классов. Создание пользовательского индексатора. Перегрузка операторов. Делегаты. События. |
4 |
1.5 |
Сборки, потоки и домены приложений. Обзор сборок .NET. Создание однофайловой сборки. Частные сборки. Сборки для общего доступа. Политика версий .NET. Работа с потоками. Домен приложения. |
4 |
1.6 |
Окна. Введение в Windows.Forms. Обзор пространства имен Windows.Forms. Анатомия формы. Класс Component. Класс Control. Класс Form. Создание меню. Панель инструментов. Строка состояния. |
4 |
1.7 |
Графика. Введение в GDI+. Обзор пространства имен GDI+. Пространство имен System.Drawing. Сеансы вывода графики. Системы координат. Работа с цветом. Работа со шрифтами. Пространство имен Drawing2D. Вывод изображений. Работа с ресурсами. |
6 |
1.8 |
Ресурсы. Работа с меню и диалоговыми окнами. Элементы управления. |
6 |
1.9 |
Зачетная работа |
2 |
2.1 |
Цифровая обработка звука. Два способа хранения звука (Wave и его модификации, и MIDI). |
2 |
2.2 |
Запись, нормализация, сохранение звука в форматах wav, mp3, wma в программе SoundForge. |
2 |
2.3 |
Устранение дефектов записи. Очитка от шума и щелчков. |
2 |
2.4 |
Добавление различных эффектов (эхо, хор и т.п.) |
2 |
2.5 |
Зачет по цифровой обработке звука |
2 |
3.1 |
Обработка видео в программе Adobe Premiere. Захват видеопотока. Способы хранения видеоинформации. |
2 |
3.2 |
Возможности программы Windows Movie и Pinnacle Studio |
2 |
3.3 |
Основные операции монтажа. Обрезка и наложение видеофрагментов. Видеопереходы. |
2 |
3.4 |
Наложение звука и звуковых эффектов. |
2 |
3.5 |
Использование титров. Экспорт готового фильма на кассету или в файл формата DVD или DivX. |
2 |
3.6 |
Профессиональные программы создания оптических дисков (Nero) |
2 |
3.7 |
Зачет по обработке видео. |
2 |
|
Всего |
60 |
Практические умения учащихся:
Умение разработать программу в среде .NET, умение создать оконное приложение с развитым интерфейсом. Запись и обработка звука. Запись и видеомонтаж.
Литература
Общая
1. Программно-методические материалы: Информатика 7-11 кл., сост. Л.Е.Самовольнова, «Дрофа», М. 2001.
2. Щикот С.Е и др., Пособие для подготовки к ЕГЭ по информатике, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003.
3. Е.Ю.Пестерова, Информатика. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс: Учебное пособие.
4. Примерные билеты и ответы по информатике для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений. Сост. Н.Л.Угринович, «Дрофа», М. 2005.
5. Учебник «Информатика 5-6 класс» по редакцией Н.В.Макаровой, «Питер», СПб, 1999.
6. Учебник «Информатика 7-9 класс» по редакцией Н.В.Макаровой, «Питер», СПб, 1999.
7. Учебник «Информатика 10-11 класс» по редакцией Н.В.Макаровой, «Питер», СПб, 1999.
Устройство компьютера и операционные системы
8. М.Гук, Аппаратные средства IBM PC. «Питер», СПб, 2001.
9. С.Тейт, Windows 2000 для системного администратора. «Питер», СПб, 2001.
10. MS Windows 2000 Server и Professional под редакцией А.Чекмарева и Д.Вишнякова, «BHV», СПб, 2000.
11. П. Мюллер, Полное руководство по Microsoft Windows XP, «Питер», СПб, 2002.
12. Э. Ботт, К. Зихерт, Эффективная работа. Windows XP, СПб, 2005.
Работа с приложениями MS Office: Word, Excel, PowerPoint, Publisher, Access
13. М.Хэлворсон, М.Янг, Эффективная работа с Microsoft Office 2000, Microsoft Press, «Питер», СПб, 2001.
14. Додж М., Эффективная работа с Microsoft Excel 2000, Microsoft Press, «Питер», СПб, 2002.
15. Д.Вейскас, Эффективная работа с Microsoft Access 2000, Microsoft Press, «Питер», СПб, 2001.
16. Самоучитель Microsoft PowerPoint 2000, Microsoft Press, «Эком», М., 2002.
17. Самоучитель Microsoft Publisher 2000, Microsoft Press, «Эком», М., 2002.
18. Официальный учебный курс Microsoft Access 2003, «Эком», М., 2004.
19. В.Кузьмин, Учебный курс Microsoft Excel 2003, «Эком», М., 2004.
20. Берлинер Э.М., Microsoft Word 2003, «Бином», М., 2004.
Обработка изображений
21. Д. Мак-Клелланд, Photoshop 6 для Windows, «Диалектика», М., 2001.
22. Ю.Гурский, Г.Корабельникова, Эффективная работа с Photoshop 6.0, СПб, 2001.
23. Гурский Ю., Биржаков Н., Лучшие трюки и эффекты Photoshop CS. «Питер», СПб, 2005.
24. Ю.С.Коватюк, CorelDRAW 10 для дизайнера, «Диасофт», СПб, 2001.
25. Бурлаков М.В., CorelDRAW 12, «БХВ» СПб, 2004.
Обработка звука и видео
26. Кузнецов С.Д., Редактор звуковых файлов Sound Forge 5.0. Руководство пользователя. «Майор», М., 2002.
27. Скотт Р. Гарригус, Sound Forge. Музыкальные композиции и эффекты. «БХВ», СПб, 2003.
28. А.Иванов, Видеомонтаж на компьютере, After Effects 5.0, Adobe Premiere 6.0, «Корона», СПб, 2002.
Создание Web-страниц
29. А.Матросов, А.Сергеев, М.Чаунин, HTML 4.0, СПб, 2001.
30. Кирсанов Д., Веб-дизайн: Книга Дмитрия Кирсанова, «Символ-Плюс», СПб, 2003.
31. А.Хоумер, К.Улмен, Dynamic HTML, Справочник, «Питер», СПб, 2000.
32. Р.Дарнелл, JavaScript, Справочник, «Питер», СПб, 1998.
33. М. Браун, Д. Ханикат, Использование HTML 4, 2000 г.,
Программирование в системе Pascal
34. С.А.Немнюгин, Turbo Pascal, Учебник, «Питер», СПб, 2001.
35. С.А.Немнюгин, Turbo Pascal, Практикум, «Питер», СПб, 2001.
36. Ю.Федоренко, Алгоритмы и программы на Turbo Pascal, «Питер», СПб, 2001.
37. Н.Культин, Turbo Pascal в задачах и примерах, «БХВ», СПб, 2002.
38. О.Зеленяк, Практикум программирования на Turbo Pascal, «Диасофт», СПб, 2001.
39. В.Б.Попов, Turbo Pascal для школьников, «Финансы и статистика», М., 1996.
Программирование в C#
40. Троелсен Э., С# и платформа .NET. Питер. 2004.
41. Фролов А.В., Фролов Г.В., Язык C#. Самоучитель. Питер. 2003
MathCAD
42. Бидасюк Ю.М., Mathsoft MathCAD 11: Самоучитель., «Диалектика», СПб, 2004 г.
43. Дьяконов В., Mathcad 2000., Учебный курс, «Питер», СПб, 2001
Работа в Linux
44. Колесниченко Д.Н. Linux-сервер своими руками. «Наука и Техника», СПб, 2004 г.
45. Д. Н. Колисниченко, Самоучитель Linux. Установка, настройка, использование, «Наука и Техника», СПб, 2004 г.