Эта работа-эссе посвящена теме образования, или "ученичества". В эссе я попытался рассмотреть, что такое образование, каким должны быть идеальные качества учителя и ученика, их взаимоотношения.
Вначале необходимо определить или предположить, как были образованы ключевые слова, используемые в работе.
Возможно, слово "образование" появилось так. В слове "образование" присутствует слово "образ". Значит, одним из составляющих обучения являются образы, без них образование невозможно. Процесс образования проходит в беседе между учеником и учителем. В беседе учитель формирует образ и "передает" его ученику. Ученик после беседы обрабатывает этот образ и формирует свой собственный. Образ ученика не всегда верен и правилен, поэтому учитель контролирует образы ученика, то есть проводит контрольные.
Зачем человек должен учиться, ведь можно прожить без знаний? Махатма Ганди сказал:
"Человек сделан из трех составляющих: тела, ума и души. Из них только душа постоянна. Благодаря ей, действует ум и тело. Следовательно, мы можем назвать образованием то, что открывает свойства души".
Человек, который не получает образования, не развивает душу, не открывает свойства души, разума. Душа не развивается, а если она находится в застое, то человек иссыхает, умирает в духовном смысле.
Образование, которое дает школа и без которого нельзя обойтись в современной жизни, помогает человеку лучше познать мир вокруг себя. Если ему привить интерес к окружающему его миру, то у ученика самопроизвольно появится желание учиться, познавать. Однако здесь не совсем корректно слово "привить". Слово "привить" имеет назидательный, агрессивный оттенок. Этого в образовании быть не должно.
К сожалению, сейчас настоящее образование, настоящее обучение в школах не ведется. По мнению Ганди, "истинное образование – это то, которое помогает в познании собственной сущности, Бога и Правды".
Это очень важное высказывание, поскольку оно характеризует смысл образования. Не важно, как много ты знаешь, важно, можешь ли ты использовать свои знания. Обучаясь, ученик раскрывает себя, открывает свои способности. Учитель направляет ученика на нужный путь, на нужную дорогу, на ту дорогу, на которой ученик максимально проявит себя.
"Все виды образования могут осуществляться без указаний главной цели. Но тогда они – средство зарабатывать на жизнь, но не образование".
Махатма Ганди
Часто, к сожалению, встречаются ситуации, когда учителю не важно, понял ученик материал или не понял. Понял – молодец, не понял – садись, два. У ученика нет никакой причины стремиться проявлять себя. Из-за этого не раскрываются истинные возможности обучаемого. Процесс обучения становится сложным, из-за этого ученики не любят учителя, учитель, в свою очередь, своих "необучаемых" учеников. Эту ситуацию описал Конфуций в своих работах:
"Нынче учителя читают нараспев дощечки с письменами, множат их толкования, но не задумываются над смыслом преподанного ими. Поэтому ученики не проявляют рвения в науках, а учителя не раскрывают их талантов. Ученики остаются невежественными и ненавидят учителя, страдают от трудностей учения и не видят в нем пользы. Даже если они закончат свое обучение, они еще больше отдалятся от знаний".
Значит, надо сделать обучение для ученика интересным, необходимым. Надо "открыть" способности человека.
Но как? Необходимо выбрать правильный путь образования. Для каждого ученика он будет своим, нет единственного правильного. И этот правильный путь приведет ученика в сферу знаний.
"Есть три способа образования.
Первый через наказание. За любое нарушение в образовательном процессе наказание. Этот метод бесполезен, более того, он вреден.
Второй через безразличное отношение к ученику. Учителя часто говорят: Какое дело мне до этого ученика? Тогда теряется смысл совместной деятельности, а, следовательно, и смысл образования.
Третий через любовь. "Внутренняя чистота – самый первый и важный урок. Если провинился ученик, то наказать себя должен учитель".
Махатма Ганди
По мнению Махатмы Ганди, единственно правильным путем является любовь, любовь к ученику.
Первый способ является наихудшим для образования, поскольку в этом случае ученик накапливает ненависть к учителю, а не уважение.
Второй способ также не подходит для образования, поскольку при безразличном отношении невозможно передать всю глубину знаний; если учителю все равно, что происходит с учеником, то и ученику все равно, что знает учитель. Также бесполезность второго способа подтверждается мыслью Конфуция.
Третий способ наиболее правилен и корректен по отношению к ученику. В этом случае за промахи и ошибки ученика наказание получает учитель. В ошибках ученика виноват учитель. Однако этот метод должен применяться с самого начала образовательного процесса, иначе обучение перестанет им быть.
Будет неправильным сказать, что во время обучения только ученик получает знания. Поэтому и говорят, что "учитель и ученик растут вместе". Готовя беседы с учениками, разговаривая с учениками, учитель познает для себя, открывает новые сферы, новые области в обсуждаемой теме. Этим и хороши беседы, поскольку в них можно обнаружить множество вещей и никогда нельзя сказать, что нечто совершенно правильно или совершенно неправильно.
Также стоит добавить, что бывают случаи, в которых ученик превосходит учителя. Всем известна фраза Жуковского, адресованная Пушкину: "Ученику от побежденного учителя". Или же почти такая же фраза Макса Линдера, американского актера немого кино, обращенная к Чарли Чаплину.
В книге Германа Гессе "Игра в бисер" происходит диалог между мастером игры и Иозефом Кнехтом, его учеником.
Кнехт: ...Все можно толковать так и, этак. Всю мировую историю можно рассматривать как развитие и прогресс, и с таким же успехом можно не видеть в ней ничего, кроме упадка и бессмыслицы. Неужели нет истины? Неужели нет настоящего, имеющего законную силу обучения?
Мастер: Истина есть, дорогой мой! Но учения, которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, – такового учения нет. Да и стремиться надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию самого себя. Божество в тебе, а не в понятиях и в книгахЕ
Гессе считает, что божественное начало заключено в каждом человеке, поначалу оно находится в спячке. Учитель пытается раскрыть его, формируя характер, талант. Ученик, он как цветок, если удастся раскрыть его, то он только украсит собой мир. Цветок, который раскрылся, будет требовать и получать все больше знаний, этот цветок будет расти и в скором времени вырастет в более мощное и красивое растение. Нераскрывшийся ученик просто проживет свою жизнь, не поняв свои возможности. Для того чтобы мир стал ярче и красивее, нужны учителя. Учителя должны помочь ученику раскрыться. Для этого необходимо сделать так, чтобы впереди процесса познания и обучения шел ученик, а учитель его всего лишь подталкивал в нужное русло, в нужном направлении. Когда учитель, как поводырь, слепо ведет за собой ученика, то это не образование, а простое получение знаний.
Учитель может предстать перед учеником как идеал, носитель знания, то есть человеком, который откроет ему мир знаний. Тогда учитель будет открывать дорогу, то есть вести за собой ученика. Здесь очень важно уточнить, что учитель не тащит за собой, а указывает путь.
Иногда у ученика пропадает всякое желание учиться. Как выйти из создавшегося кризиса? Вот как Герман Гессе описывает такую ситуацию: "Один из редких приездов мастера пришелся однажды на ту пору, когда утомленный и изнуренный своей задачей Йозеф с трудом сохранял душевное равновесие. Мастер мог понять это по некоторым намекам юноши, но гораздо яснее почувствовал это по его усталому виду, по его беспокойным глазам и какой-то несобранности. Он задал несколько пытливых вопросов, заметил уклончивость и скованность ученика, перестал спрашивать и, серьезно встревожившись, пригласил Кнехта в класс, якобы чтобы показать ему одно маленькое открытие. Велев ему принести клавикорды, он втянул Кнехта в рассуждения о возникновении сонатной формы, благодаря чему ученик забыл в какой-то мере о своих заботах и, увлекшись, стал ненапряженно и благодарно слушать его слова и его игру". Мастер выводит ученика из состояния напряженности. Он затрагивает те темы, которые ему интересны в тот момент. Рассуждая на некоторые темы, ученик выводится из утомленного состояния, тем самым проходя точку кризиса.
Иногда человек ищет другого человека, с совершенно противоположными взглядами, для того, чтобы разобраться в волнующих их проблемах. Гессе так описывает такую ситуацию: "И вот я отправился в паломничествоЕ ЕА тем временем с братом Иосифом произошло то же, что и со мной, и он, поступил так же, как я, каждый обратился в бегство, чтобы получить совет у другого. Когда я затем, еще не дойдя до его хижины, увидел его, я узнал его при первом разговоре, он был таким, каким я представлял его себе. Но он тогда тоже спасался бегством, ему было плохо, так же плохо, как и мне, или еще хуже, и он вовсе не был расположен выслушивать исповеди, а жаждал сам исповедаться и переложить свою беду на чужие плечи. Это было тогда для меня удивительным разочарованием, я очень опечалился. Ведь если этот не знавший меня Иосиф тоже ушел от своего служения и потерял смысл своей жизни, разве это не значило, что у нас ничего не вышло, что мы оба жили напрасно и потерпели крушение". Два человека покинули дом, служение ради того, чтобы разрешить проблемы, которые у них возникли. Они решили убрать из своей жизни ее материальную составляющую, ради достижения истины или ради ее поиска. Для них главное познание мира, то, как они живут в этом мире – вторично.
Кант говорил: "Человек – это канат, натянутый над пропастью и связывающий две крайности: животное и сверхчеловека". По этому высказыванию можно считать, что учитель – это тот человек, который направляет ученика к краю "сверхчеловек". Ученик – канатоходец, который идет по этому канату от одного берега к другому, от животного к сверхчеловеку. Учитель должен сначала показать ученику, что существует путь к сверхчеловеку. Поняв это, ученик должен выяснить, а надо ли конкретно ему туда идти. Если ученик все это понял и осознал, тогда учитель должен показать ученику, как перейти на тот берег, на берег сверхчеловека.
Творчество ученика – обязательная часть образования. В ней ученик демонстрирует свое понимание "пройденного материала". И также то, что он сам разбирается в полученных знаниях, тем самым почти наверняка открывает что-то новое, о чем учитель не говорил. Творчество не имеет каких-то границ, творчество свободно и бесконечно, как и знание. Процесс творчества – это, прежде всего, раскрытие души ученика и осмысление пройденного учеником.
Понимание знаний может происходить по двум вариантам. Знания должны "пройти" либо через душу, сердце, тогда появятся знания с эмоциями; либо через разум, тогда появятся четко структурированные знания.
Уже много было сказано о важности личности учителя в процессе образования. Чем должен обладать учитель, чтобы быть учителем, мастером? Во-первых, для идеального образования у учителя должен быть один ученик. Тогда все внимание мастера будет направлено на своего подопечного, тогда потенциал ученика, возможно, раскроется максимально. Учитель не должен навязывать ученику свое мнение; навязывание – наихудший способ познания метафизической составляющей мира. Учитель не должен проявлять инициативу во время обучения, этим обязан заниматься ученик. Здесь хочется вставить цитату, которая хорошо описывает, как должен вести мастер.
В этом главная проблема современного общества: маленький ребенок не способен адекватно оценивать ситуацию и выбирать лучшее для него. Ему не хочется учиться, поскольку это заставляет его напрягаться, работать, а хочется заняться чем-то другим. Только через некоторое время ребенок осознает, что образование – это необходимая часть жизни любого человека. А пока он этого не понимает, в обыкновенной школе ему навязывают знания, и из-за этого у него складывается ощущение, что надо только просидеть эти 40 – 50 минут, а потом начнется нормальная жизнь. Если были названы идеальные качества мастера, то какими идеальными качествами должен обладать ученик? Самое главное качество ученика – это желание учиться, без него процесс обучения невозможен. Следующее качество – это, несомненно, неспешность. Поскольку в спешке часто совершаются ошибки. Есть русская народная пословица: "Поспешишь – людей насмешишь". Мораль: любое решение, любую гипотезу надо обдумать, аргументировать и уже на этом фоне делать какие-то выводы.
Тема отношений между мастером и учеником описывается во многих литературных произведениях: Евангелии, романах "Мастер и Маргарита" Булгакова и "Игра в бисер" Германа Гессе и других.
Сперва необходимо обратиться к Евангелию и проанализировать отношения Иисуса с учениками.
1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь...
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания...
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему...
16 Вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего...
Евангелие от Матфея
Этот отрывок очень важен, потому что в нем заключены две важнейшие идеи. Первая – у учеников должно быть чувство ответственности. Ученик должен всегда понимать, что он делает, зачем он это делает и что из этого выйдет.
Кто такие ученики Христа? Отличались ли они чем-нибудь от остальных обыкновенных людей? Конечно, нет. Они ничем не отличались, за исключением веры в Христа. Христос призывал всех людей, но учениками становились немногие, так как это требовало самоотдачи, самопожертвования. "Много званых, но мало избранных" Чтобы быть учеником Христовым, необходимо следовать за Иисусом. Это следование предполагает необходимость "нести свой крест", то есть преодолевать свои собственные слабости и немощи в хождении за учителем. У Христа был круг из 12 учеников. В этом кругу имелся еще один круг, который состоял из трех учеников: апостолов Пётра, Иакова и Иоанна. Апостолы переносили, распространяли по миру учение Христа.
Иисус на протяжении своей жизни пользовался логикой, которая была непонятна его современникам и непонятна иногда и сейчас. Ее суть состоит в любви, в любви безусловной. Между верующими должно быть чувство духовной любви; только в этой логике можно понять фразу Христа: "Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую". То есть главное в христианстве не наказание за совершенные ошибки, а прощение. Потому что только так можно стать праведником.
В романе Булгакова "Мастер и Маргарита" присутствуют эпизоды, в которых между героями выстраиваются взаимоотношения "учитель и ученик". Например, Воланд и Иван Бездомный. Иван попадает в психиатрическую больницу после встречи с Воландом на Патриарших прудах. Воланд в обличии иностранца сначала пытался заставить Ивана поверить в существование сатаны, чтобы после этого заставить его поверить в Бога и в историю про Иешуа и Пилата. Разговор с сатаной – ключевой момент в жизни Ивана. До разговора он во всем слушался Берлиоза, во всем ему подражал. Разговор открыл Ивану мир, в котором существуют Бог и сатана, сверхъестественное и потусторонний мир. После беседы Иван обдумывает это, находясь в лечебнице. В больнице происходит встреча мастера с Бездомным. В разговоре с ним Иван еще раз убеждается в том, что сказанное на Патриарших – это правда.
По мнению литературного критика Палиевского, роман "Мастер и Маргарита" был написан в большей степени из-за Ивана Бездомного, так как на протяжении романа он "прозревает", узнает правду о мире, окружавшем его.
Можно отметить, что Берлиоз также учит Бездомного истории. Берлиоз утверждал, что Иисуса как человека не было, что это всего лишь миф. Именно за это Берлиоз и поплатился своей головой, за отрицание церковной догмы.
Интересно, что в книге мастер никого сам не обучает, однако у него учатся и Иван, и Маргарита. Маргарита на протяжении жизни с мастером меняет свой образ и стиль жизни, меняет свой характер, становясь похожей на мастера.
В конце романа происходит диалог между Левием Матвеем и Воландом о мастере. Левий Матвей говорит: "Он не заслужил света, он заслужил покой". Булгаков считает, что для мастера, впрочем, как и для любого человека, свет не нужен, нужен покой. Булгаков разрушает стереотип о том, что только свет – это счастье. Просто свет ничего не обозначает. Покой – истинное счастье души человека, то, что получил мастер, – лучшее, что может быть.
Однако другой литературный критик – Ермолинский – считает, что "мастер не заслужил свет, а заслужил лишь покой. Хотя за ним нет никакой вины, и поэтому его тема – не тема искупления. В судьбе мастера была ошибка, над которой стоит задуматься. По всей видимости, эта ошибка в слабодушии, в отказе борьбы за истину и любовь".
После того, как был отпущен Понтий Пилат, происходит следующий диалог между Воландом и мастером: "Мне туда, за ним? – спросил беспокойно мастер, тронув поводья. – Нет, – ответил Воланд, – зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?" Булгаков считает, что мастер будет существовать вечно. Есть предположение, что Булгаков – это прототип мастера. Значит, можно провести параллель с романами мастера и Булгакова. Роман мастера закончен, роман Булгакова не закончен и не будет закончен никогдаЕ
В романе очень интересны взаимоотношения между Левием Матвеем и Иешуа. Левий – ученик Иешуа. Во время казни Матвей терзается мыслями о том, что он виноват в казни учителя:
"Когда истек четвертый час казни, мучения Левия достигли наивысшей степени, и он впал в ярость. Поднявшись с камня, он швырнул на землю бесполезно, как он теперь думал, украденный нож, раздавил флягу ногою, лишив себя воды, сбросил с головы кефи, вцепился в свои жидкие волосы и стал проклинать себя.
Он проклинал себя, выкликая бессмысленные слова, рычал и плевался, поносил своего отца и мать, породивших на свет глупца".
М.А.Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Левий готов пожертвовать собой ради жизни Иешуа. Левий просил у Бога освобождения Иешуа от мук, потом быструю смерть для учителя. Это высшая степень отношений между учителем и учеником. Ученик готов пожертвовать всем ради учителя. Учение сближает людей, совсем разные люди становятся "братьями и сестрами" друг другу. Это может произойти лишь в том случае, если был выбран третий способ обучения, по Махатме Ганди, – любовь. Принцип самопожертвования присутствует, как в Евангелии, так и в "Мастере и Маргарите". Иешуа жертвует собой ради человечества, Левий Матвей мог пожертвовать собой ради Иешуа, Маргарита жертвует собой ради мастера и ради Фриды.
Как было сказано в начале, образование открывает новые свойства души. Что это значит? В чем цель обучения? В передаче знаний от одного человека к другому? Нет, знания в образовании стоят точно не на первом месте. На первом месте стоит раскрытие возможностей ученика в его духовной сфере, то есть развитие души. Именно поэтому существует религиозный взгляд на то, что тело – от дьявола, а душа – от Бога. Главная цель образования состоит в сочетании разума и души. Необходимо посредством души развивать разум, который, в свою очередь, будет развивать душу человека. Этот замкнутый круг и заставит человека развиваться, что приведет к его расцвету, к приближению к идеалу.