Гринева Варвара

Сильные и слабые

Философское эссе по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Когда-то давным-давно, в незапамятные времена, на земле жили людские племена. Люди тогда не особо отличались от животных, и соответственно, в их первобытном обществе главенствовал закон: "выживает сильнейший". Тогда было очень просто понять, кто такой "сильнейший" – это тот, чей кулак мог сразить всех остальных. Женщины сразу исключались из-за своих физических параметров и становились слабым полом. Но чем дальше люди развивались, тем больше развивалось понятие силы и слабости. Оказалось, что хитрый может победить сильного, и чем больше развивался человеческий ум, тем яснее становилось преимущество силы разума над силой мышц. Развитие человечества напоминает развитие отдельного человека: когда он совсем мал, он может только драться и кусаться, и требуется много терпения, чтобы объяснить ему, что проблемы стоит решать словами. Когда человек вырастает, он вроде бы смиряется с этим фактом, но периодически зверь даёт о себе знать – ведь иногда, когда кончаются прочие аргументы, люди дёрутсяЕ

Возможно, проблема силы и слабости гораздо менее сложна, чем конфликт физической и духовной силы.

Но что же вообще такое сила и слабость? Дать ответ на этот вопрос очень сложно, потому что о силе и слабости можно говорить часами, и не приходить к общему мнению, так что это эссе – всего лишь размышление на тему, личная позиция. В этой теме можно только поставить вопросы и выдвинуть версии ответов, можно проникать сколь угодно глубоко, но добраться до истины, наверное, невозможно.

 

На тот момент, когда я начала писать это эссе, у меня со словом "слабость" возникали следующие ассоциации: незаинтересованность, пассивный, безволие, ведомый, посредственность, болезнь, немощь, безжизненность. Со словом "сила": самоуважение, авторитет, влияние, богатство, власть, жестокость, тирания, беспредел, боль.

А в чём же заключается отличие физической и духовной силы? Под физической (материальной) силой я подразумеваю силу, проявляющуюся в действии (это сила, которая даёт возможность управлять действиями людей – это сила мышц, власти, богатства), а под духовной силой – нравственную, моральную силу души человека, степень развитости его духа (в соответствии с этим, духовная слабость – это степень неразвитости духа).

* * *

Основой для этого эссе стала цитата из романа М.А. Булгакова: "Никогда ничего не просите. Никогда и ничего. И в особенности у тех, кто сильнее вас". Именно мыслями о ней я и хочу предварить все остальные размышления.

"Никогда ничего не просите. Никогда и ничего. И в особенности у тех, кто сильнее вас". На первый взгляд может показаться, что это высказывание Воланда противоречит библейским "Просите и будет вам", но только на первый. Если же задуматься глубже, то можно придти к выводу, что никакого противоречия тут нет, ведь "Просите и будет вам" относится к сфере отношений человека и Бога, а высказывание Воланда содержит в себе рецепт успеха в земном мире. Не просить – чтобы не зависеть и не унижаться – совет, как добиться конкретных материальных желаний. Не просить у сильных мира сего, не создавать себе кумира, – ведь это не противоречит Библии, а только подтверждает её слова. Можно просить у Бога, но нельзя служить никому другому.

* * *

Для понимания вопроса силы и слабости важно рассмотреть героев романа и авторскую позицию в этом контексте.

"Мастер и Маргарита"

Мастер

По чему судят о силе или слабости человека? Несомненно, по поведению человека, по поступкам. Что делал, сделал Мастер в своей жизни? Написал роман, который не опубликовали и который он сжёг, выиграл большую сумму денег, имел любовницуЕ Он ничем, кроме того, что он написал гениальный роман, и того, что у него была женщина, которая любила его больше всего на свете, не отличался. Мастер не пытается сделать ничего, чтобы как-то изменить себя, ситуацию. Он замкнулся в своём несчастье, нереализованности. Мастер талантлив, но пассивен, в этом его слабость. Именно за слабость Мастер удостаивается Покоя, а не Света. Но даже его покой – это заслуга Маргариты, которая готова ради Мастера на всё – бросить свою благополучную жизнь, продать душу дьяволу, которая является сильным человеком, силой её наполняет любовь.

Слабость похожа на болезнь. Как болезнь Мастера, из-за которой он оказался в психиатрической больнице.

Автор

Вспомним, что у Мастера в романе даже нет имени – одна только буква "М" на шапочке. Мастер – образ не конкретного писателя, а образ творца и его судьбы. Люди, которым дано творить, должны это делать, они должны бороть свою слабость и быть активными, иначе их жизнь теряет смысл.

Конечно, когда Булгаков пишет о Мастере, он пишет во многом и о себе. Этот роман для Булгакова – приговор и упрёк себе, покаяние в слабости.

Понтий Пилат

Почему Понтий Пилат в итоге заслуживает покоя и прощения? Когда Пилат умывал руки, он определённо не хотел казни Иешуа. Пилат был наказан за то, что он знал, что Иешуа нельзя было казнить, но по слабости своей не смог противостоять воле синедриона.

Деяния Пилата после казни, его покаяние, его раскаяние, длившееся веками, – вот цена, которую он платит за свою слабость, и, рассчитавшись, получает прощение и покой.

Иешуа Га-Ноцри

Можно ли говорить о силе или слабости Иешуа? Может показаться, что он, подобно Мастеру, проявляет пассивность, зная о грядущем предательстве и ничего не предпринимая для своего спасения. Но нельзя забывать, что Иешуа – Бог. Он знает свою судьбу, но он не будет бежать от неё, потому что он знает, что смысл его пребывания на земле – это искупление людских грехов, и сила его как раз в том, что он знает, что должно произойти, и продолжает нести свой крест. Он убеждён в своей правоте, ведь он носитель истины, он вне законов земных отношений.

Воланд

"я – часть той силы,что вечно хочет зла, Но вечно совершает благо"
Гёте, "Фауст"

Воланд – это дьявол, тёмная сила. Можно ли сказать, что он сила со знаком минус?

Его действия – по наименованию злодеяния, но по сути они имеют положительное значение. Вспомним надпись на афише: "Профессор Воланд. Сеансы чёрной магии с полным её разоблачением". На деле же происходит разоблачение людей: им указывают на их пороки. Но знание своих пороков не даёт ли возможность их искоренить? Теоретически – да, но на практике люди не видят ничего, что Воланд им показывает: когда происходит фокус с деньгами, они видят перед собой только внезапно появившиеся деньги, но они не видят своей алчности. Кто из них исправился после концерта? Варенуха? Но ведь он исправился не из-за того, что у него была духовная сила для работы над собой, а из-за элементарного страха. Реально изменился только Бездомный: он не верил в Бога, он писал плохие стихи на заказ и не понимал того, что они плохи. Но после встречи с Воландом он понял для себя что-то важное, поверил в Бога, перестал писать плохие стихи, и, несмотря на то, что другим людям он мог показаться слегка больным, на самом деле он излечился.

Возвращаясь к тому, что основная часть людей не видит того, что им показывает Воланд, можно сказать, что Воланд не особо задаётся целью им что-то показать. Представление Воланда в Москве является спором дьявола с Богом, и смысл действий Воланда – доказать Богу, что в мире больше зла, и для этого он кладёт Москву на чашу весов.

Но кто же сильнее: Бог или дьявол? Из контекста романа выходит, что Бог, так как Воланд в конце признаёт, что не может решить проблемы Мастера, и просит суда у Бога, и творится именно его воля.

* * *

Сила часто связывается с властью, но правильна ли эта связь и о какой силе идёт речь? Очень важно рассмотреть власть системы сильных и слабых.

Власть

Слабые всегда стремятся к власти, потому что они слабы. Они думают, что с властью они приобретают физическую силу приказа и становятся способны управлять людьми.

Но власть развращает, и человеку становится мало управлять только действиями людей; теперь ему требуется управлять и их духом: их мыслями, чувствами. При этом их выводит из себя любое неподчинение, они превращаются в настоящих тиранов и диктаторов.

Происходит это потому, что возникают проблемы в определении силы и слабости, многие люди просто не понимают, что это такое. Истинное представление о силе и слабости имеют только сильные люди, потому что слабые люди никогда не смогут в душе признаться себе в своей слабости и в силе другого.

Слабые люди зачастую думают, что если они получают физическую силу (которая продиктована властью или богатством), то они автоматически получают в довесок духовную силу (которой у них никогда не было и не предвидится в будущем). Или же им кажется, что это одно и то же. Они начинают ощущать себя людьми высокоразвитыми духовно, очень умными, являющимися профессионалами во всех областях, знающими какую-либо никому не известную истинуЕ Они думают, что они стали сильными, но на самом деле они стали жестокими. Всё это лишь иллюзия сильного духа. Что здесь имеет место быть, так это смертный грех, при котором человек перескакивает с полного отсутствия самоуважения и гордости к гордыне.

Над каждым из нас есть кто-то, кто управляет нашими действиями в работе, но не каждый из нас способен понять, где кончаются рабочие указания и где начинается вмешательство в нашу личную жизнь. Теперь всё зависит от того, кто этот человек, на жизнь которого пытаются повлиять: сильный он или слабый человек? Слабые готовы легко признавать власть, им нравится эта идея всемогущества, ведь подчиняясь, они всего лишь затаиваются перед дальнейшим броском. Они думают о том, что в будущем они тоже будут властвовать. Именно поэтому слабые люди чаще предают – потому что они изначально готовы это сделать.

Человек, поступки которого имеют отрицательное действие, не может быть сильным духовно человеком. Он может иметь сильный характер, сильный ум, но не дух.

Сильный духом человек обычно не стремится к власти, он и так чувствует свою силу, ему не нужно самоутверждаться, ему не надо никому ничего доказывать; нет никакой радости в том, чтобы дать слабому понять, что ты сильнее его. Со слабыми неприятно бороться, хотя исход борьбы неоднозначен в физическом смысле, в духовном же всё очевидно – для сильного. Сильному человеку вообще не должна доставлять удовольствие борьба, его духовную силу полезнее направлять в мирное и гуманистическое русло – чтобы он создавал добро, а слабые бы его потребляли.

Властные слабые люди не любят сильных людей, они как бы являются упрёком их слабости. Власть слабых – это месть сильным за собственную слабость. Слишком много сил сильных людей уходит на то, чтобы защищаться от слабых. Возможно, если бы слабые люди, обладающие физической силой, были хотя бы пассивнее, добра на земле было бы больше.

* * *

Власть часто порождается богатством и наоборот. По моему мнению, богатство очень сильно влияет на силу и слабость человека, поэтому о нём стоит написать отдельно.

Богатство

"я считал своё богатство, это было святотатство"
Б. Заходер

Как часто богатых и власть имущих называют "сильными мира сего", но почему же их так называют?

Несомненно, богатый человек имеет власть, силу, с помощью которой он может влиять на людей, и сила эта чисто материальная – деньги.

Имея деньги, человек может исполнять свои желания, он начинает думать, что может купить всё. Когда же он сталкивается с отказом, он непременно начинает раздражаться и оскорблять другого человека, повышать ставку.

Но разве имеет он право на унижение другого человека всего лишь потому, что тот не богат?

Раньше, если вас кто-то оскорблял, вы могли вызвать его на дуэль. Сейчас всё гораздо сложнее из-за того, что люди стали проще относиться к свой чести и к чести других – и это, несомненно, признак душевной слабости. Раньше вы бы умерли или убили бы, а теперь вам придётся терпеть. Можно сказать, что подобные изменения случились из-за того, что люди стали цивилизованнее, но на самом деле причина лишь в трусости, а значит, в слабости.

В какой-то момент человек перестаёт понимать, что в мире есть не только материальные ценности, он забывает, что духовные ценности главнее, он вообще забывает об их существовании. Неужели, приобретая богатство, человек непременно теряет нравственность? Очевидно, богатство заменяет собой некоторые духовные качества, оно как будто пожирает часть человека.

Библия подтверждает эту теорию: "надо служить не мамоне, а Богу". Невозможно делать и то, и другое одновременно, так как чтобы приобрести богатство, нужно поступиться моральными принципами, средства достижения зачастую не ограничиваются. Люди думают, что, придя к богатству, они могут хорошо послужить Богу, они уходят в благотворительность, что на самом деле не является служением Богу, а лишь замаливанием грехов: греха служения богатству, греха создания кумира.

Не случайно слова "Бог" и "богатство" – однокоренные. С богатством человек становится сам себе богом, его ценности смещаются, он возвышает себя над другими.

Но богач глубоко ошибается, ведь сила, которая пришла к нему с богатством, сила, которую он купил, не является божественной, а является обычной мирской силой. Именно поэтому его и называют "сильным мира сего" – потому что в другом мире его сила не будет стоить ничего. В другом мире он слаб, потому что дух его слаб, ведь он легко поддаётся соблазнам, которые предоставляет ему материальный мир.

На мой взгляд, истинная духовная сила в том, чтобы, когда ты имеешь преимущество в силе, не использовать его и не принижать достоинства других. Ведь если человек считает себя выше других, это именуется гордыней, а она является смертным грехом.

* * *

Если речь пошла о грехах, это означает, что пришло время перейти к важной составляющей духовности человека – вере.

Вера

  – Кто победил бы, если бы дрались козлы и бобры?
– Бобры.
– Почему?
– Потому что козлы злы, а бобры добры,
   а добро всегда побеждает зло.

(Шутка из телевизора)

"Can you practice what you preach?
And would you turn the other cheek?"

Black Eyed Peas

Розанов пишет о вере следующие строчки:
Тихие, тёмные ночи...
Испуг преступленья...
Тоска одиночества...
Слёзы отчаяния, страха и пота труда...
Вот ты, религия...
Помощь согбенному...
Помощь усталому...
Вера больного...
Вот твои корни, религия...
Вечные, чудные корни...

Когда-то человек был совсем один. Конечно, рядом были другие люди, но он чувствовал себя одиноким. Ему было страшно, потому что в небе гремел гром, потому что земля под его ногами порой сотрясалась, ведь ему было непонятно, почему это всё происходит. Он всё время работал, но жил всё равно бедно, жизнь казалась кошмаром, и он не понимал, зачем он живёт, если жизнь является мукой, и если после смерти нет ничего, кроме червей. Он завидовал соседу и хотел бы убить его, чтобы украсть у него его хорошие вещи, но не мог, потому что он боялся, что сосед окажется сильнее, и сам убьет его. И у этого человека уже не было никаких сил житьЕ

Наверное, такой человек и придумал Бога и веру.

Ему хочется иметь защиту. Он внушит себе, что его кто-то защищает, что кто-то за ним присматривает, потому что он слишком слаб, чтобы за собой следить. Именно поэтому про Бога и говорят "Отец", потому что человеку проще быть маленьким, чтобы папа его контролировал, грозил ему пальцем: "Не укради! Прогневаюсь! Не убий! В ад отправлю!"

Слабый, он хочет спрятаться за широкую спину Бога и крикнуть обидчику: "Бог тебя накажет!" Ему надо знать, что страх перед Богом остановит кого-то, когда этот кто-то захочет его убить. Надо знать, что этот страх остановит и его.

Так живёт человек в страхе, делая вид, что проявляет нравственность. Был страх перед неизвестностью, заменился страхом перед Богом. Человек подписал с Богом контракт, в котором Бог выступает гарантом того, что он попадёт в рай, при условии соблюдения заповедей. От этого знания ему в своей слабости становится спокойней.

Если человек силён духом, это значит, что моральный, нравственный уровень и уровень его ответственности очень высок. Именно про это писал Кант, говоря про звёздное небо и моральный закон внутри нас. Мораль слабого человека, напротив, очень неустойчива. Вера очень удобна как инструмент, поддерживающий нравственность слабых людей. Неужели она создана, чтобы они хоть за что-то держались и не переходили на сторону зла? Не является ли вера оправданием человеческой слабости? Не является ли наличие Бога доказательством слабости человека? Ведь если над человеком есть кто-то всесильный, и он может сделать с ним всё, что угодно, человеку нет смысла быть сильным, потому что эта сила будет воспринята как мятеж и непременно подавлена.

И если Бог такой сильный, то в чём же его сила?

Согласно христианской вере, духовный мир существовал ещё до того, как Бог создал мир физический, что, несомненно, говорит и о главенстве духовного мира, и о том, что физический мир лишён смысла без духовного.

Также христианская вера говорит о том, что ещё в духовном мире некоторые силы, возгордившись, отвернулись от Бога и стали силами зла, и что первородный грех выпустил эту злую силу в земную жизнь, и так на земле появилось добро и зло, которые постоянно борются между собой.

Человек может определить своё место в духовном мире, став на одну из сторон. Если человек будет свято соблюдать заповеди, он будет преумножать добро в мире, а если он не будет их соблюдать, он будет творить зло. В соответствии с тем, как человек будет себя вести, он попадёт либо в рай, либо в ад. И это даже не угроза наказания со стороны Бога, а лишь объяснение мироздания.

Несомненно, стороны зла придерживаться гораздо легче, чем стороны добра, просто потому, что это не требует никаких усилий. Именно поэтому сильный человек будет придерживаться стороны добра, а слабый – стороны зла. Человек может развивать свой дух, и Бог предоставляет ему выбор – делать это или не делать. В религиозном смысле сильный духом склонен к добру, а слабый духом ко злу.

Бог создал мир и установил нравственные законы, заповеди, которые действительно являются мудрыми и универсальными (это подтверждает сходство религиозных постулатов в разных религиях). Заповедей не много и они просты. Если бы все люди жили в соответствии с заповедями, земная жизнь казалась бы раем, потому что не было бы проблем во взаимоотношениях людей, преступлений, убийств, войн.

Но люди не исполняют заповеди и забывают о духовности. Им часто больше важна физическая сторона жизни, которая на самом деле является лишь средой, в которой может проявляться духовная жизнь.

Несмотря на простоту формулировки заповедей, их исполнение требует большого труда, требует борьбы физических желаний с духовными.

Не выходит ли из того, что Бог не может заставить людей жить соответственно его закону, что он слаб?

Но Бог и не должен заставлять людей соблюдать заповеди, он не нуждается в укреплении своей власти. Бог предоставляет человеку совершить выбор, он не ограничивает его волю, потому что Бог знает о своей силе, но он не будет применять её понапрасну.

В любом случае, Бог – самый главный гуманист, и сила Бога заключается именно в любви к людям.

Конечно, с течением времени религия развивается, и Новый завет даёт указания, немного отличные от Ветхого. И происходит это потому, что развивается человек. В Ветхом завете – это человек, только что открывший для себя Бога, а человек Нового завета – это уже человек, размышляющий о вере, и Бог размышляет с ним.

В Ветхом завете Бог больше воспринимается именно как высшая сила: он заключает договор с Авраамом, он отдаёт ему приказы, то есть он показывает свою силу, утверждается. Он смотрит на людей со своего небесного трона, показывая своё могущество, но одновременно с этим его цель – смирить человеческую гордыню.

В Новом завете Бог, напротив, спускается к людям и живёт вместе с ними и рассказывает им, как следует жить, а не посылает им заповеди на камне, как когда-то Моисею.

В Ветхом завете Авраам показывает Богу свою любовь к нему, а в Новом завете Бог в ответ показывает свою любовь к людям. Разве это не доказательство любви – взять все людские грехи и искупить их своими страданиями?

Людям легче – они любят только одного Бога. А Бог любит всех людей, именно поэтому у Бога дух огромной силы – святой. И получается, что от Ветхого к Новому завету Бог становится сильнее (если только абсолютное может увеличиваться).

Поскольку Бог любит людей, религия никак не может унижать человека, показывая его слабость, она направлена на усиление духа.

Развитие духа идёт через преодоление препятствий, которые могут быть как физическими, так и духовными (а духовная борьба – это борьба с самим собой, и потому она самая сложная). Вопрос, какой вид препятствия Бог пошлёт человеку, зависит от силы или слабости его духа.

Что же сказать в итоге? Какой сделать вывод? Нельзя сказать: "религия создана для слабых" или "религия создана для сильных". Религия создана для всех людей, в этом её смысл.

Слабый найдёт в религии спасение, утешение, планку, которую ему нужно держать. Религия может укрепить, развить его слабый дух и дать ему силу, ведь слабому духом человеку тяжело находиться на стороне добра, ему действительно сложно самому справиться с собой, ему требуется объяснение того, как надо жить, потому что его духовного уровня не хватает на это.

Сильным людям тоже нужна религия, ведь и сильному человеку нужна поддержка, их духовный уровень велик, и им не нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, но их нужно вдохновлять, чтобы их дух продолжал своё развитие.

Просто уровни отношений между Богом и сильными и слабыми людьми разные. Слабым Бог должен помогать, а от сильных он ждёт помощи.

* * *

На мой взгляд, понятия силы и слабости не абсолютны: нельзя однозначно говорить, что человек является сильным или слабым. В каждом человеке есть доля силы и доля слабости, и всё решает лишь то, какая это доля. Не хочется, чтобы на тебе другие люди ставили клейма: "слабый" или "сильный", но, на мой взгляд, это происходит: мы часто, оценивая человека, определяем его через силу и слабость. Главный вывод, который можно сделать в конце этого эссе, это то, что духовная сила – это постоянная внутренняя борьба со слабостью (именно внутренняя, потому что когда эта борьба выходит за пределы сознания и начинает выражаться в действии, сила становится уже материальной). Сила – это процесс, заключающийся в постоянном самосовершенствовании.