Ашичев Виталий

"Боящийся несовершенен в любви"

Философское эссе по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Мое эссе совсем не о любви и не о страхе. Оно про людей, которые явились "жертвой" этих двух неопределенных явлений. Оно о том, как эти два чувства порождают нечто новое, данное свыше. Оно о том, как связаны эти два чувства, которые продиктованы совершенно разными мотивами. Оно еще раз доказывает тот факт, что любовь – это очень сложное явление, по крайней мере, для понимания человека.

Давайте определимся в понятиях.

"Влюбленность есть специфическое психическое состояние – переживание любви к другому человеку. Любовь – деятельность, опосредствованная влюбленностью, включающая в себя кроме самого переживания влюбленности восприятие любимого человека, ухаживание и сексуальную близость" (В.А. Поликарпов Психология первой любви).

"Страх – страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия. Предмет, рождающий страх" (В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка).

Не случайно Даль раскрывает страх как очень мощное эмоциональное переживание и слово "страсть" он употребляет первым в ряду других. Но там, где просыпается страсть, там появляется любовь. Значит там, где есть страх, есть и любовь. Так ли это? Может быть там, где есть любовь, всегда появляется страх?

Давайте попробуем разобрать в этом частном конфликте между любовью и страхом. Сам для себя я определяю любовь как интуитивное чувство, которое в разной степени выражено у каждого человека, а страх, прежде всего, порожден разумом. Вы, конечно же, спросите: "А где же так называемый интуитивный страх?", – и будете правы, потому что это одна из форм этого чувства. Но об этом чуть позже.

Силой разума человек проникает вглубь окружающего его мира, постигает сущность предмета, вступая в активные отношения с ним. Сила его любви в состоянии разрушить барьер, отделяющий одного человека от другого, тем самым максимально сблизить их. В этой ситуации разумнее было бы рассматривать любовь и страх по отдельности. Именно такая концепция любви и страха описывается в книге Эриха Фромма "Человек для себя".

Любовь очень сложно определить, не включая в определение начальные стадии любви. Любовь – это совокупность человеческих состояний, когда разбивается стена принципов и правил, когда два или несколько объектов создают вокруг себя атмосферу, в которой они нуждаются и где им хорошо вместе, это то состояние, когда нет ничего лишнего, лишь только внутреннее влечение друг к другу и желание быть вместе. Именно из-за сложности и неоднозначности определения любви люди начинают использовать это слово для обозначения почти каждого чувства: любовь к автомобилям, к музыке, легкую симпатию или влюбленность или глубокое чувство близости. Однако любовь – это специфическое чувство. Сложность лишь в том, что каждый обладает способностью любить, а вот позволить выплеснуться своим эмоциям и чувствам не каждый может.

Интуитивный страх – это один из видов человеческого страха. Человек, который наделен разумом свыше, обладает интуицией. Можно сказать, что это некий внутренний голос, который подсказывает верный путь и нужный вариант ответа на вопрос, основываясь на разуме и опыте, полученном в процессе жизни. Интуитивный страх, который возникает за счет того, что человек любит, обычно усиливает это чувство. Как известно, страх порождает новые формы защиты, а это, в свою очередь, стремление сохранить в целости и сохранности государство, семью, ребенка. Ведь не случайно люди строили крепости вокруг города. Они хотели защитить себя от врагов. Иногда бывает так, что человек очень боится любить, поскольку думает, что ничего не получится, поэтому создает вокруг себя ауру неприкосновенности и закрытости. Причиной всему этому является страх.

Интуитивный страх – это мгновенное явление, проявляющееся в случае опасности, а любовь может формироваться годами. Это два явления, разделенных во времени. Однако существование любви без страха очень трудно представить, потому что страх разделяет врагов и друзей и предоставляет выбор в любви.

Любовь живет разнообразием. Она движима появлением новых ощущений, новых форм, новых взглядов и предметов. Не случайно Булгаков в своем произведении создает несколько миров, по которым перемещаются герои романа. Для него очень важно изменение обстановки, времени и различных ситуаций. Человек, который любит, способен лететь в другой мир, он готов принять любые изменения даже в своей собственной жизни для того, чтобы осуществить свое желание. Что и делает Маргарита.

В книге Эриха Фромма описывается концепция из двух, казалось бы, на первый взгляд не подходящих друг другу понятий: это любовь и труд. Он считает, что суть любви в том, что необходимо трудиться ради того, кого любишь. Действительно, когда вкладываешь свои силы, чувства, переживания в объект собственных пристрастий, через некоторое время уже не можешь без него. Начинает возникать чувство, что чего-то не хватает. На этом основано всем знакомое правило: чем больше вложишь, тем больше получишь. Что же нам по этому поводу может сказать Булгаков? Достаточно вспомнить Мастера, который не желал идти навстречу своей любви. Он заранее себе сказал, что ничего не получится и будет лучше, если Маргарита оставит его. Эти герои очень разные. Маргарита, по сравнению с Мастером, трудится для того, чтобы получить свою любовь, вкладывая в это свои собственные силы.

Система любовных отношений работает точно так же, как и любая другая система, у которой в основе заложена идея об обратной связи. Поэтому любовь включает в себя такое понятие, как взаимность, без которого любовь совершенной быть не может, поскольку в этом случае не избежать страданий. С этой точки зрения любовь к Богу всегда взаимна. Люди ходят в церкви, молятся, общаются с Богом. Они верят в то, что Бог им ответит. Бог не разделает людей на социальные группы. Бог любит всех людей, и люди любят его. Это неразрывная цепочка. Любовный замкнутый круг.

Все, конечно же, помнят знаменитую фразу, которую произнес Маленький принц в произведении Антуана де Сент-Экзюпери: "Мы всегда в ответе за тех, кого приручили". Это я об ответственности, которая всегда существовала параллельно с любовью. В самом слове "ответственность" заложен корень "ответ", это значит, что быть ответственным – быть готовым к ответу. Этим я хотел сказать, что любить вообще-то сложно. Любить кого-то значит защищать его, уважать его любовь и всячески поддерживать это чувство. Предательство в данной ситуации является высшей мерой безответственности.

Неудивителен тот факт, что как в искусстве, так и в религии высшей формой любви раньше считали любовь матери к ребенку, но заметим то, что у Булгакова в романе существует всего лишь два ребенка. Первый ребенок – это ребенок, который останавливает Маргариту, громящую московские квартиры.

"Маргарита откинула шторку и влетела в окно.

– Я боюсь, – повторил мальчик и задрожал.

– Не бойся, не бойся, маленький, – сказала Маргарита, стараясь смягчить свой осипший на ветру, преступный голос, – это мальчишки стекла били.

– Из рогатки? – спросил мальчик, переставая дрожать.

– Из рогатки, из рогатки, – подтвердила Маргарита, – а ты спи!

– Это Ситник, – сказал мальчик, – у него есть рогатка.

– Ну, конечно, он!

Мальчик поглядел лукаво куда-то в сторону и спросил:

– А ты где, тетя?

– А меня нету, – ответила Маргарита, – я тебе снюсь.

– Я так и думал, – сказал мальчик".

Этот диалог дает нам понять о том, что для детей магия – это совершенно нормально и даже интересно. Ребенок даже вступает в диалог с ведьмой. Он очень боится шума, который исходит от сокрушения окон. Но Маргарита его успокаивает. Она исполняет роль матери, которая хочет изгнать страх и увеличить силу любви у ребенка. Если бы в романе были одни дети, тогда и конфликта бы не существовало, а Булгакову необходим этот конфликт. И не стоит забывать о том, что ребенка очень легко обмануть, а Булгакову нужны сложности: простых путей он не ищет.

Второй ребенок – это ребенок, которого убивает Фрида. Один спит, а другого убивают. Зачем Булгаков это делает?

Он совершенно сознательно убирает из своего произведения идею о совершенной любви матери к ребенку. Ребенок либо оставлен в прошлом, либо он убит. Булгаков убирает любовь матери к ребенку для того, чтобы максимально сосредоточить внимание на любви двух неродственных друг другу людей. Автор делает это для того, чтобы любовь Мастера и Маргариты можно было сравнить только лишь с любовью, которая описывается в романе, созданном самим Мастером. Это значит связать любовь мирскую с любовью божественной. Это еще раз доказывает то, что любовь между двумя людьми – есть любовь этих же людей к Богу.

Любовь матери к своему ребенку, конечно же, очень сильна, но она имеет и отрицательную сторону, которая характеризуется независимостью любви. Эрих Фромм пишет об этом так: "Материнскую любовь невозможно приобрести, вызвать к жизни, заслужить, ею нельзя управлять. Если она есть, она подобна благословению; если ее нет, жизнь словно бы лишается своей красоты, и я ничего не могу сделать, чтобы сотворить ее". Фромм связывает любовь с Божьим благословением, с некоторым Божьим даром, который он прислал на Землю. Причем не просто дар, а высший дар.

Давайте обратимся к роману Булгакова "Мастер и Маргарите". Что для Мастера и Маргариты является даром? Для Мастера – это, естественно, любовь к творчеству и к Маргарите, а для Маргариты главным объектом любви является Мастер. Но что же произошло потом? Либо испугавшийся своего романа и сильной любви Маргариты, либо из-за того, что желал видеть Маргариту счастливой, он сжигает свой роман и отказывается от своей любви. Мастер добивается спокойной жизни, но в Свет его не берут. Он недостоин этого. Он не принял Божий дар, а, значит, и не имеет права быть рядом с Богом.

Маргарита жертвует своим телом. На балу у Воланда она полностью оголяет свое нежное тело, показывая этим, что готова подчиняться, но при этом любить своего Мастера.

Эрих Фромм показывает нам, насколько ничтожен человек по сравнению с этим великим чувством. Ни один смертный не может сотворить материнскую любовь. Она рождается внутри матери. По его словам любовь есть смысл всей нашей жизни, поскольку без нее смысла не найти во мраке.

Новый завет. Соборные послания. Первое послание Иоанна:

"7. Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 8. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь".

В Библии говорится, что любовь приходит от Бога, и каждый, кто любит, способен понять Бога. Человеческий разум ограничен окружающим миром, и Бог для человека – есть сила не постижимая. Все, что приходит от Бога, человеку не понять, потому что Божья сила не имеет границ, и то, что она творит – бесконечно и непостижимо.

Если ты любишь, значит, ты наделен Божьей силой, поскольку Бог есть любовь. И Божья истина вскоре откроется тому, кто научится любить, тому, кто ответит на вопрос, зачем человек на Земле. Может, человек для того появился на свет, чтобы любить и быть любимым. Может быть, любовь и есть смысл всей жизни человеческой, которая нам дана свыше. И с этим спорить сложно.

"18. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви"

Что означает фраза: "В любви нет страха"? На мой взгляд, для человека страх – это естественное желание защитить себя, данное ему от природы, а, значит, и от Бога, и избавляться от него нет никакого смысла, просто не получится. Родившись на Свет, сначала человек обретает жизнь и боязнь потерять ее, а потом уже необходимость любить кого-либо, значит, не страх вытекает из любви, а любовь приходит на смену страху. И пока люди любят друг друга, Мир не развалится и не наступит конец Света.

"11. Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас"

Сила любви определяется ее совершенством, поэтому возникает вопрос: что такое совершенная любовь? Люди никогда не видели Бога, и, скорее всего, никогда его не смогут увидеть, поскольку силу и истину, как нечто нематериальное, увидеть сложно, по крайней мере, еще никому не удавалось. Религия с древних времен является для человека неотъемлемой частью его существования. Поклонение Богу или богам происходит уже долгие тысячелетия, что указывает на любовь человека к Богу на протяжении многих лет, но, как мы уже выяснили, человек никогда не видел Бога, значит, совершенная любовь есть любовь на расстоянии.

Любовь – чувство "для двоих". Этой фразой я хочу сказать о том, что любовь живет там, где есть ответ. Совершенная любовь без взаимного чувства для человека вряд ли может существовать. Конечно же, может возникнуть такая ситуация, в которой один человек любит, а другой этого совсем не замечает или не хочет замечать. Даже в этом случае любовь будет жить, поскольку есть тот, кто любит и для него есть тот, кого он или она любит.

Во многих сферах человеческой жизни, так или иначе, существуют отражения высшей формы любви в виде любви матери к своему ребенку. В религии, чаще всего, эта высшая форма определяется способностью матери или отца пожертвовать своим ребенком ради всеобщего благополучия. Простому человеку очень сложно осуществить это в реальности, потому что ребенок для родителей – это все. Это тот, кого они любят, кем гордятся и кого утешают. Родители ощущают связь между собой и ребенком, которая действительно существует как на духовном, так и на биологическом уровне. Родители всегда боятся потерять своего ребенка. Это непреодолимый для них страх. И нельзя сказать, что этот страх убивает в родителях совершенную любовь. Мне кажется, что он, наоборот, усиливает это чувство. И именно страх способен заставить переступить эту грань между жизнью и смертью и заставить принести ребенка в жертву.

Булгаков связывает любовь со свободой. Тот, кто не ощущает свободу мыслей, слова, чувств, не способен любить. Вспомните, как Маргарита летает высоко над землей, над городами, над лесом, и ее любовь не имеет границ. Можно сказать, что любовь действительно окрыляет. А как же Мастер? Он всегда представляется сидящим в своей конуре, погруженным в свои мысли, не желающим что-либо изменить. Маргарита очень легко принимает дьявольские дары и, нисколько не испугавшись, летит, сама не зная куда. Все остальное по сравнению с ее любовью имеет настолько ничтожное значение, что она просто не желает понимать, что встретилась с дьяволом. Маргарита движима своим страхом. Она боится потерять Мастера, но при этом делает все, чтобы эту любовь сохранить. Любовь Мастера к Маргарите проявляется в том, что он был готов отпустить ее, потому что боялся сделать ее несчастной. Я думаю, что Маргарита никогда бы не стала с Мастером несчастной, и Мастер этого не понимал.

"18. Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною."

Многие повторяют фразу: "Я люблю тебя!" не один раз в день, тем самым придавая ей несколько иной, более упрощенный смысл. При этом человек не предпринимает усилий для реализации этой любви. Если вскрыть всю базу данных SMS-сообщений, которые отправляются ежесекундно из разных точек земного шара, то количество фраз "Я люблю тебя!" превышало бы количество всех остальных фраз. Всемирная глобализация упрощает любовь, подводя ее под "средний уровень". Многие не понимают, что любовь – это непосильный труд, который берет на себя человек, который хочет любить. Любое дело есть труд, и чтобы достичь истины, нужно тоже трудиться. Художник создает картину, а потом она кому-то нравится, и этот кто-то влюбляется в нее, и когда смотрит на нее, у него возникают самые приятные и светлые чувства.

Отказываясь от тонкостей, от ценностей, человек упрощает окружающий мир, дает каждой вещи строгое название и определение. Но жизнь не строится на одних определениях. Сейчас побеждает тот, кто импровизирует, тот, кто играет в жизни свою уникальную роль. Жизнь – многообразна, и она меняется, и лишь любовь в ней – незыблемый закон, не нуждающийся в определении. Но если человек боится, значит, он не сможет жить по этому закону, потому что нельзя бояться того, что было дано ему свыше.

Родившийся на Свет младенец боится смерти. У него это происходит на подсознательном уровне. Но мать, которая защищает его от окружающего мира, помогает ему уменьшить чувство страха и максимально приблизить к пониманию того, что такое любовь. Таким образом, вся наша жизнь протекает по реке, начинающей свой путь из источника страха и заканчивающей в огромном океане любви. И при этом, чем больше мы боимся, тем меньше нам достается любви, и наоборот, чем меньше боимся, тем больше любви нам достается свыше.

Это еще раз доказывает то, что боящийся действительно несовершенен в любви.

И все-таки, как же связаны два понятия: любовь и страх? Любовь дается Богом, и тот, кто с ним связан, будет наделен этим сокровищем, а раз уж любовь от Бога, значит, и бояться не стоит, ибо тот, кто не боится, тому достается больше любви.