Хрестоматия по музыкальной литературе

Русские композиторы XX века

Николай Яковлевич Мясковский

Николай Яковлевич Мясковский (1881–1950) — русский и советский композитор, музыкальный педагог и критик, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1946). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно). Доктор искусствоведения (1940). Один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, создавший в 1908—1949 годах 27 симфоний. Композитор, педагог, музыкальный критик, общественный деятель. Первые уроки музыки получил от сестры отца, Еликониды Константиновны. Продолжил обучение игре на фортепиано и скрипке в Петербургском кадетском корпусе (с 1895). По признанию Мясковского, последним толчком к музыкально–творческим устремлениям было потрясающее впечатление от Шестой симфонии и оперы «Воевода» П. И. Чайковского. По семейной традиции с 1899 года учился в Военно–инженерном училище, одновременно занимаясь музыкой. В 1903 году брал уроки у P.M. Глизра в Москве, в 1903–06 годах — у И. М. Крыжановского (полифония, фуга, инструментовка) в Петербурге. В 1911 году же подружился с Б. В. Асафьевым и С. С. Прокофьевым (дружба с Прокофьевым продолжалась до конца жизни). После окончания консерватории сотрудничал с московским журналом «Музыка». Принципиальную роль для музыкальной культуры того времени имела статья Мясковского «Чайковский и Бетховен» (1912), направленная против недооценки значения великого русского композитора. Участвовал в боевых действиях в Первой мировой войне (1914–16) в качестве офицера сапёрных войск. Назначение в Военно–морской штаб (1918–21) привело Мясковского из Петрограда в Москву. Ко времени мобилизации был уже автором 3 симфоний, 2 симфонических поэм и др. Активно включился в строительство новой музыкальной культуры и в московскую музыкальную жизнь. Один из организаторов Государственного музыкального издательства. В 1919 году — член правления «Коллектива московских композиторов», одновременно — заместитель заведующего МУЗО Наркомпроса РСФСР, член Художественной секции ГУС. В 1932 году был избран в оргкомитет СК СССР. В 1933–39 вёл многостороннюю музыкально–общественную деятельность в художественных советах радио, филармонии, с 1939 — Комитета по делам искусств при Совете министров СССР, в жюри различных конкурсов. С 1921 года преподавал в Московской консерватории. Создатель крупной композиторской школы. Среди учеников: Д. Кабалевский, Е. Месснер, Б. Мокроусов, В. Мурадели, А. Хачатурян, К. Хачатурян, Б. Чайковский, В. Шебалин, , А. Эшпай и др. (всего около 80). Вошёл в историю музыки как один из крупнейших симфонистов 1-й половины XX века. За 4 десятилетия (1908-49) создал 27 симфоний.

Симфония №1 до минор I часть
Симфония №10 «Медный всадник» фа минор I часть
Концерт для скрипки с оркестром ре минор III часть
Симфония №27 до минор II часть
Соната для виолончели №2 II часть


Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 - трижды, 1947, 1952). Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного и советского периодов. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) - такие как, например, Первая, Пятая и Седьмая симфонии, балеты "Ромео и Джульетта" (1935), "Золушка" (1945), "Каменный цветок" (1950), оперы "Любовь к трём апельсинам" (1919), "Война и мир" (1942), Первый, Второй и Третий фортепианные концерты, кантаты "К 20-летию Октября" (1937), "Александр Невский" (1939) и "Здравица" (1939), симфоническая сказка "Петя и волк" (1936), музыка к кинофильмам "Поручик Киже" (1934), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1945), Седьмая соната, "Мимолётности", "Наваждение" и другие фортепианные пьесы - вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века

Гавот из «Классической симфонии» (включен в балет «Ромео и Джульетта»
«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»
«Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»
«Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»
«Болтунья»
Вальс из балета «Золушка»
Симфоническая сказка «Петя и волк»


Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) - советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974). Номинант на премию "Оскар" за музыку к фильму "Хованщина", а также дважды номинант на премию "Грэмми" за Концерт для фортепиано с оркестром № 2 и Симфонию № 4. Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов, шести концертов, двух опер, оперетты, трёх балетов, многочисленных произведений камерной музыки, а также музыки для кинофильмов и театральных постановок. В 1957-1974 годах - секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960-1968 годах - председатель Правления Союза композиторов РСФСР.

Романс из музыки к кинофильму «Овод»
Симфония №7 Ленинградская (отрывок «Нашествие»)
Вальс №2 (Русский вальс)
Симфония №5, I. Moderato
Прелюдия и фуга ре мажор
Танцы кукол - вальс-шутка
Струнный квартет №8 до минор, Op. 110_ II. Allegro molto


Рейнгольд Морицевич Глиэр

Рейнгольд Морицевич Глиэр (1874–1956) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий I степени (1946, 1948, 1950). Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1950, 1955). Автор музыки гимна Ленинграда. Доктор искусствоведения (1941)[11], автор первого советского репертуарного балета на современную тему «Красный мак». Единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией советской России — Сталинской

Гимн Великому городу из балета «Медный всадник»
Концерт для колоратурного сопрано с оркестром (I часть)
Матроский танец «Яблочко» из балета «Красный мак»


Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов (1915—1998) — советский композитор и пианист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1975), народный артист СССР (1970), лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980), Государственной премии Российской Федерации (1994) и Премии Президента Российской Федерации (1997). Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна».

«Тройка» из музыки к повести А.С.Пушкина «Метель»
«Романс» из музыки к повести А.С.Пушкина «Метель»
«Военный марш» из музыки к повести А.С.Пушкина «Метель»
«Вальс» из музыки к повести А.С.Пушкина «Метель»
«Зорю бьют» из сюиты «Пушкинский венок»
«Румба» из сюиты «Время вперёд»


Игорь Фёдорович Стравинский

Игорь Фёдорович Стравинский (1882–1971) — русский композитор. Гражданин Франции (1934) и США (1945). Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества (наиболее репертуарные его сочинения) она несёт яркий отпечаток русской культурной традиции. Стилистика позднейших сочинений выдаёт, среди прочего, влияние неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы.

«Весна священная» (фрагмент)
«Петрушка» (фрагмент 4-го действия «Народные гуляния»)
Финал из сюиты из музыки к балету «Жар-птица»


Арам Ильич Хачатурян

Арам Ильич Хачатурян (1903–1978) — армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1973). Народный артист СССР (1954) Лауреат Ленинской премии (1959), четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1950), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии Армянской ССР. Некоторые исследователи характеризуют его как одного из столпов армянской и советской композиторской школы. Автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944).

Танец с саблями из балета «Гаянэ»
Адажио из балета «Спартак»
Вальс из музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»


Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский (1904—1987) — советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель. Академик АПН СССР (1971). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1972), трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1980) и Государственной премии РСФСР имени Глинки (1966). Занимая ведущие позиции в Союзе композиторов и Министерстве культуры СССР, в начале 1970-х гг. Д.Б. Кабалевский выступил инициатором методики, которая сразу же была официально внедрена во всех советских начальных и средних образовательных учреждениях (школах и училищах), а также оказала большое влияние на политически зависимые от СССР страны т.н. «Восточного блока». Провозглашая в качестве цели школьного предмета «Музыка» «формирование музыкальной культуры» и преподавание музыки как «живого образного искусства».

Увертюра «Кола Брюньон»
Симфония №1. I часть
Концерт для скрипки с оркестром. I часть
Соната для фортепиано №2. I часть
«Песенка про птиц»


Владимир Федорович Вавилов

Владимир Федорович Вавилов (1925–1973) — русский советский композитор, гитарист-семиструнник и лютнист. Автор многочисленных музыкальных мистификаций, ставших современными шедеврами классической музыки. Лишь после смерти Вавилова открылось, что он был композитором. Все, кто составлял описания биографии музыканта, не заостряли внимания на том, что он с 1952 года изучал теорию музыки и композицию под руководством композитора Иоганна Григорьевича Адмони (1906—1979). Об этом мало кто знал. Открытия начались после исследования текстов и мелодий с грампластинки «Лютневая музыка XVI—XVII веков». Исследователи творчества ватиканского лютниста Франческо да Милано не нашли в каталоге произведений композитора ни одного похожего на то, что исполнял Вавилов. Известно, что произведения да Милано внесены в ватиканские протоколы, а список его произведений был обнародован. Ещё больше неясного было с «Ave Maria» Джулио Каччини. Стилистический анализ показал: «…септаккорды по „золотой секвенции“, синкопы в басу, седьмая повышенная ступень в миноре, двойная доминанта… Такого в принципе не могло быть написано 400 лет назад». Музыковеды подтвердили невозможность создания этих композиций ни в XVI, ни в XVII веке.

«Ave Maria» (оригинальная версия)
«Канцона и танец» (исполняет автор)
Ричеркар


Валерий Александрович Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин (1939—1999) — советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985). Для творчества Гаврилина характерны русская напевность и лиризм. Им введены новые формы хорового музицирования, основанные на синтезе академических и бытовых жанров. С «Русской тетрадью» он вошёл в музыку в 1960-е годы, в период так называемой второй неофольклорной волны, своеобразной параллели творчеству русских писателей-«деревенщиков».

Тарантелла из балета «Анюта»
Большой вальс из балета «Анюта»
«Перезвоны» (Часть I - «Весело на душе»)
«Русская тетрадь» (Зара Долуханова)
«Шутка»


Альфред Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке (1934–1998) — советский и российский композитор, музыкальный педагог и музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1986), Государственной премии Российской Федерации (1995). Автор четырёх опер, трёх балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

Сюита в старинном стиле
Песня Мэри к трагедии А.С.Пушкина «Пир во время чумы»
Концерт для фортепиано с оркестром
Концерт для альта с оркестром: II. Allegro molto


Андрей Петров

Андрей Павлович Петров (1930—2006) — советский и российский композитор, общественный деятель; народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, двух Государственных премий СССР и Премии Президента Российской Федерации, кавалер ордена Ленина. Творчество композитора включает множество жанров, от эстрадных песен до крупных симфонических полотен, балетов, опер, инструментальных концертов. А многие отечественные фильмы своей долгой экранной жизнью — обязаны его музыке. В короткий срок он стал в этой области признанным мастером, а созданные мелодии для фильмов: "Человек-амфибия", "Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля", "Голубые города", "Путь к причалу" ("Песня о друге") обрели всенародную популярность. Написал музыку к 12 фильмам Эльдара Рязанова, 5 фильмам Георгия Данелия, и многих других режиссёров. Относительно поздно пришёл композитор к опере. В 1975 году им была создана опера «Пётр Первый». Затем последовали балет «Пушкин» и опера-феерия «Маяковский начинается».

Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»
Увертюра к к/ф «Укрощение огня»
Увертюра к к/ф «Служебный роман»
Марш из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»
Полька из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»
Подводный мир и румба из кинофильма «Человек-амфибия»


Геннадий Гладков

Геннадий Игоревич Гладков (1935—2023) — советский и российский композитор, автор музыки к популярным кино- и телефильмам, мультфильмам и мюзиклам. Народный артист Российской Федерации (2002). Всесоюзную славу Геннадию Гладкову принесла работа над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты» (1969) и его продолжением «По следам бременских музыкантов» (1973). В последнем из этих мультфильмов он спел партию Глупого короля. В конце 1960-х годов Гладков начал сотрудничать с Марком Захаровым, в то время режиссёром Московского театра сатиры.

Серенада Трубадура из м/ф «По следам Бременских музыкантов»
Дуэт Глупого Короля и Принцессы из м/ф «Бременские музыканты»
Тема волшебника из к/ф «Обыкновенное чудо»
«Прощальная» из к/ф «Обыкновенное чудо»


Алексей Рыбников

Алексeй Львoвич Рыбников (род.1945) — советский и российский композитор, продюсер. Народный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2003) и Премии президента Российской Федерации (2018). Председатель Совета Союза композиторов России (2017—2022). Алексей Рыбников — автор музыки к многочисленным кинофильмам, музыкальным спектаклям, а также рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» (по поэме А. Вознесенского), поставленных в Московском театре им. Ленинского комсомола.

Тема Барона из к/ф «Тот самый Мюнхгаухен»
Рождение Буратино из к/ф «Приключения Буратино»
Романс «Я тебя никогда не забуду»
«Лестница в небо» из к/ф «Тот самый Мюнхгаухен»


Эдуард Артемьев

Эдуард Николаевич Артемьев (1937—2022) — советский и российский композитор. Герой Труда Российской Федерации (2022), народный артист Российской Федерации (1999), лауреат четырёх Государственных премий Российской Федерации, Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1988) и премии «Золотая маска» (2017). Известен как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.

«Три товарища» из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих»
«Заветы Амати» из к/ф «Визит к Минотавру»
«Океан» из к/ф «Солярис»
Метаморфозы [1980] - движение
Переложение для синтезатора Э.Артемьева мадригала «Я молод и радостен»


Составитель Александр Цветков, 2024