Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert; 1797—1828) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор 602 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний (восьмая, самая знаменитая, известна как «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений. Произведения Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма.
«Ave Maria» (Третья песня Элен) | |
Лесной царь | |
Вечерняя серенада (переложение для оркестра) | |
Экспромт No.2 in As-dur, Op.142 (D.935) | |
«Музыкальный момент» | |
Неоконченная симфония (№8) |
Роберт Шуман (1810-1856) - немецкий композитор и пианист. Один из самых известных композиторов-романтиков первой половины XIX века. Родился Шуман в семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и музыкальные. До 16 лет Шуман не мог выбрать между музыкой и литературой. Учился в гимназии, сочинял стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гете, античную литературу. Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жаном Полем. Под его влиянием написал роман. С семи лет писал музыку. В детстве на него произвела впечатление игра пианиста Мошелеса. Первый учитель - органист Куншт. Под его руководством Шуман достиг больших успехов. Он изучал музыку Моцарта, Вебера. Писал музыкальные зарисовки (изображение человека в музыке).
Крейслериана | |
Карнавал (фрагмент) | |
Бабочки (№7) | |
Грёзы (обработка для хора) | |
«Посвящение» |
Барон Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (1786–1826) — немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, вместе с Гофманом является основоположником немецкой романтической оперы, предшественник Вагнера. Талант Вебера ярко проявляется в его трёх последних операх: «Вольном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с мелодичностью.
Увертюра к опере «Оберон» | |
Увертюра к опере «Вольный стрелок» | |
Хор охотников из оперы «Вольный стрелок» | |
«Виктория! Виктория! ...» - марш - «Смотри, Господь смотрит на меня как на короля!» | |
Увертюра к опере «Абу Гасан» | |
«Озорник, держись крепче» из оперы «Вольный стрелок» | |
Ария Юности на поле битвы из оперы «Оберон» |
Доменико Гаэтано Доницетти (1797—1848) — итальянский оперный композитор, автор 68 опер. Вершины творчества композитора — оперы «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка» и «Дон Паскуале».
Ария Неморино из оперы Любовный напиток | |
Каватина Лючии из оперы «Лючия де Ламмермур» | |
Ария Леоноры из оперы «Фаворитка» |
Винченцо Беллини (1801-1835) - итальянский композитор, автор 11 опер. "Лебедь Катании" и "Мастер меланхолии" - такие имена получил Винченцо Беллини в богемных кругах. Причиной тому послужили длинные, плавные музыкальные фразы, ставшие оригинальной визитной карточкой оперных шедевров итальянского композитора. Джузеппе Верди считал его новатором и реформатором в музыке, сокурсник и преданный товарищ Франческо Флоримо подчёркивал благородные черты лица и умение держаться с неподражаемым достоинством даже при знакомстве с важными персонами, Вагнер восхищался способностью гармонично связывать либретто, мелодию и психологию образа в одной партитуре. Прожив яркую и стремительную жизнь, Винченцо Беллини "отозвался" в душе каждого своего современника, имеющего отношение к искусству.
Каватина Нормы из оперы «Норма» (Casta Diva) | |
Ариетта «Vaga Luna» | |
Сцена из оперы «Пираты» «Parlarti ancor per poco» |
Никколо Паганини (1782–1840) — итальянский скрипач-виртуоз, композитор. Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на струне соль, посвященная сестре Наполеона, княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на струнах ля и ми — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью.
Каприс №24 | |
Кампанелла | |
«Кантабиле» для скрипки и гитары | |
Концерт для скрипки с оркестром №1 ре мажор |
Гектор Берлиоз (1803—1869) — французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма. Член Института Франции (1856). Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных col legno[англ.]). Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведённый на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им «Мемуары» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810—1868» (1878). Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внёс важный вклад в развитие музыкально-критической мысли
Венгерский марш №3 | |
Фантастическая симфония №4 часть (Шествие на казнь) | |
«Ромео и Джульетта» - Финал «Монтекки и Капулетти» | |
Реквием, Часть №9 «Sanctus» |
Фридерик Францишек Шопен (1810—1849) — польский композитор и пианист, творческая деятельность которого почти полностью посвящена фортепиано. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Творчество Шопена оказало значительное влияние на развитие музыкальной культуры Европы, он возродил на романтической основе такие музыкальные формы, как прелюдии, этюды и экспромты. Шопен написал два фортепианных концерта, три сонаты, четыре баллады, шестьдесят мазурок, шестнадцать полонезов, семнадцать вальсов, двадцать семь этюдов.
Вальс №7 | |
Ноктюрн №2 | |
Полонез ля мажор | |
Баллада №1 | |
Этюд №12 (Революционный) | |
Мазурка №45 | |
Мазурка №45 | |
Фантазия-экспромт | |
Концерт для фортепиано №2, 2 часть (Larghetto) |
Иоганн Брамс (1833–1897) - немецкий композитор, пианист и дирижер середины романтического периода. Родившись в Гамбурге в лютеранской семье, он провел большую часть своей профессиональной жизни в Вене. Иногда его объединяют с Иоганном Себастьяном Бахом и Людвигом ван Бетховеном как одного из "Трех Б" музыки – комментарий, первоначально сделанный дирижером девятнадцатого века Гансом фон Бюловым.
Симфония №3 фа мажор. 3-я часть | |
Венгерский танец №5 | |
Венгерский танец №1 | |
Интеремеццо си бемоль мажор | |
Вальс ля бемоль мажор | |
Колыбельная «Guten Abend, gut Nacht» | |
Прелюдия и фуга ля минор для органа |
Джузеппе Верди (1813—1901) — итальянский композитор. Его творчество является одним из величайших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Им созданы 26 опер, реквием, струнный квартет и ряд духовных пьес. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества — последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».
Триумфальный марш из оперы «Аида» | |
Ария Радамеса из 1 действия оперы «Аида» | |
Увертюра к опере «Травиата» | |
"Застольная" из оперы «Травиата» | |
Песенка Герцога из оперы «Риголетто» | |
Хор рабов из оперы «Набукко» | |
Ария Леоноры из оперы «Сила судьбы» | |
Песня Азучены из оперы «Трубадур» | |
Песненка Оскара из оперы «Бал-маскарад» | |
Dies Irae из «Реквиема» |
Вильгельм Рихард Вагнер (1813—1883) — немецкий композитор, дирижёр. Крупнейший реформатор оперы, оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую, в особенности на развитие оперных и симфонических жанров. Мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, а в дальнейшем на национал-социализм, окруживший его творчество культом, что в некоторых странах (особенно в Израиле) вызвало «антивагнеровскую» реакцию после Второй мировой войны. В отличие от большинства оперных композиторов, Вагнер написал и либретто, и музыку к каждому из своих сценических произведений. Вагнер произвёл революцию в опере благодаря своей концепции тотального произведения искусства, в которой он стремился синтезировать поэтическое, изобразительное, музыкальное и драматическое искусство. Вагнер построил свой собственный оперный театр, в котором было воплощено много новых конструктивных особенностей. Здесь состоялась премьера «Кольца» и «Парсифаля», а его самые значительные сценические произведения продолжают исполняться на ежегодном Байройтском фестивале, которым руководят его потомки.
Полет валькирий из оперы «Валькирия» | |
Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» | |
Увертюра к опере «Тангейзер» | |
Романс Вольфрама из оперы «Тангейзер» | |
Свадебный марш из оперы «Лоэнгрин» | |
Увертюра к опере «Лоэнгрин» | |
Увертюра к опере «Летучий Голландец» | |
Траурный марш из оперы «Гибель богов» | |
Вступление и сцена смерти Изольды из оперы «Тристан и Изольда» | |
Интермедия из оперы Золото Рейна - Спуск в Нибельхейм. |
Ференц (Франц) Лист (1811—1886) — венгро-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма. Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
Венгерская рапсодия №2 | |
Венгерская рапсодия №15 «Ракоцци-марш» | |
«Кампанелла» | |
«Грёзы любви» | |
Концерт для фортепиано с оркестром №1 (1 часть) | |
Венгерская рапсодия №9 «Карнавал в Пеште» |
Феликс Мендельсон Бартольди (1809—1847) — немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог еврейского происхождения. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке. Глава Лейпцигской школы в немецкой музыке, основатель Лейпцигской консерватории, внук философа Мозеса Мендельсона. Большой общественный резонанс приобрело исполнение двадцатилетним Феликсом Мендельсоном-Бартольди 11 марта 1829 года в Берлине «Страстей по Матфею». Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон — их посетило множество любителей музыки.
Концерт для скрипки с оркестром ми минор | |
Свадебный марш к драме Шекспира «Сон в летнюю ночь» | |
Увертюра к драме Шекспира «Сон в летнюю ночь» | |
Симфония №4 (Итальянская) I. Con moto moderato | |
Песня без слов Op.19 №1 | |
Соната для органа №2 до минор - I. Grave - Adagio |
Адольф-Шарль Адан, также иногда Адам (1803–1856) — французский композитор эпохи романтизма, преподаватель, автор многочисленных опер, балетов, а также рождественской песни «O, Святая ночь». Член Института Франции с 1844 года. В конце 1830-х гг. работал в Санкт-Петербурге - сперва над постановкой своего балета "Дева Дуная" (1838), а потом над написанным специально для российской премьеры балетом "Морской разбойник" (1840). По возвращении в Париж создал балет "Жизель" (1841) на либретто Теофиля Готье, утвердивший романтическое направление во французском балетном искусстве. Среди многих других балетов Адана наибольшее значение имеет одна из его последних работ - "Корсар" (1856). Адан - автор около 50 опер, из которых наибольшей популярностью пользовались "Почтальон из Лонжюмо" (1836); "Король из Ивето" (1842); "Калиостро" (1844); "Жиральда, или Новая Психея" (1850), "Если бы я был королём" (1852).
Вальс из балета «Жизель» | |
Сцена сумасшествия из балета «Жизель» | |
Вальс из балета «Корсар» | |
«Святая ночь» (Хор СПБ митрополии) |
Людвиг Минкус (1826–1917) — австрийский композитор, скрипач и дирижёр, долгие годы живший и работавший в России. В 1853 году переехал в Санкт-Петербург, где занял позицию капельмейстера оркестра крепостного театра князя Юсупова (1853-1855). С 1856 до 1861 года работал первым скрипачом в Московском Императорском Большом театре, а вскоре начал совмещать с позицией дирижёра. После открытия Московской консерватории был приглашён в неё профессором по классу скрипки. В российский период карьеры продолжал выступать как скрипач - в частности, играл вторую скрипку при премьерном исполнении Струнного квартета № 1 П. И. Чайковского (Москва, 28 марта 1871). В 1869 году написал для хореографа Мариуса Петипа, балет "Дон Кихот" по Сервантесу, и эта работа оказалась исключительно успешна. Через год получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. В соавторстве с Петипа создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила "Баядерка" (1877).
Вариации Китри из балета «Дон Кихот» | |
Вариация Никии из балета «Баядерка» | |
Adagio из балета «Баядерка» |
Бедржих Сметана (1824–1884) — чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы. Он первым из композиторов использовал в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Ему также принадлежит первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке, - "Бранденбуржцы в Чехии". Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений - Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и др. Одна из симфонических поэм цикла "Моя родина" - "Влтава" - стала неофициальным чешским национальным гимном. С исполнения "Моей родины" ежегодно начинается фестиваль "Пражская весна", а опера "Либуше" исполняется в дни национальных праздников Чехии.
Симфоническая поэма «Влтава» | |
Струнный квартет No. 1 Allegro vivo appassionato | |
Соната №2 для 2 фортепиано и 8 рук ми минор |
Шарль Франсуа Гуно (1818—1893) — французский композитор, музыкальный критик, писатель-мемуарист. Основатель жанра французской лирической оперы.
Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» | |
Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» | |
Ария Маргариты из оперы «Фауст» | |
Хор солдат из оперы «Фауст» | |
Бах-Гуно «Ave Maria» |
Сезар Франк (1822–1890) — французский композитор и органист бельгийского происхождения. Франк — один из крупнейших композиторов XIX века. Его творчество оказало влияние на последующее поколение французских композиторов, в том числе на Эрнеста Шоссона, Клода Дебюсси, Мориса Равеля. Франк применял в своих сочинениях принцип так называемого «сквозного развития», основанный на использовании нескольких тем, развивающихся из одной и проводимых во всех частях, и их объединении в финале, что придавало структуре произведения большу?ю устойчивость и законченность. Неотъемлемую часть наследия Франка составляют сочинения для органа — инструмента, которым композитор прекрасно владел. Многие называют его величайшим из композиторов для этого инструмента после Баха. Органные композиции Франка, написанные в типичном позднеромантическом стиле, с многочисленными модуляциями и элементами импровизации, послужили предшественниками масштабных сочинений Шарля Видора, Луи Вьерна, Марселя Дюпре.
Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано - 1 часть | |
Прелюдия, фуга и вариация для органа | |
«Panis Angelicus» | |
Симфония №1, 1 часть: Lento, Allegro ma non troppo, Allegro |
Жорж Бизе (1838–1875), урожденный Александр Сезар Леопольд Бизе, был французским композитором эпохи романтизма. Наиболее известный своими операми в карьере, прерванной его ранней смертью, Бизе добился немногих успехов до своей последней работы «Кармен», которая стала одним из самых популярных и часто исполняемых произведений во всем оперном репертуаре.
Увертюра к опере «Кармен» | |
Хабанера из оперы «Кармен» | |
Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» | |
Сегидилья из оперы «Кармен» | |
Ария Надира из оперы «Опера Искатели жемчуга» |
Эдвард Хагеруп Григ (1843—1907) — норвежский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. Григ, творчество которого в целом относят к музыкальному романтизму, испытал значительное влияние норвежской народной культуры (эпоса, музыки, танца, современных бытовых традиций). Среди наиболее часто исполняемых произведений Грига — две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», Концерт для фортепиано с оркестром, фортепианные миниатюры из сборников «Лирические пьесы» (10 тетрадей), песни «Лебедь» (En svane), «Избушка» (Hytten), «Люблю тебя!» (Jeg elsker dig!), «Сердце поэта» (Du fatter ei Bolgernes evige Gang).
Концерт для фортепиано с оркестром. I часть | |
«В пещере горного короля» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» | |
«Шествие гномов» из «Лирических пьес» | |
«Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» | |
«Утро» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» | |
«Лебедь» из цикла «6 песен для сопрано с оркестром» |
Шарль-Камиль Сен-Санс (1835—1921) — французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель, педагог. Сен-Санс сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах. Среди наиболее часто исполняемых сочинений: сюита «Карнавал животных» (1887), Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром (1863), Второй фортепианный концерт (1868), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874), опера «Самсон и Далила» (1877).
Третья ария Далилы из оперы «Самсон и Далила» | |
Лебедь из сюиты «Карнавал животных» | |
Симфоническая поэма «Пляска смерти» (обработка с литаврами) |
Джакомо Пуччини (1858—1924) — итальянский оперный композитор, органист и хормейстер, один из ярких представителей «веризма» в музыке. Некоторые исследователи полагают, что он крупнейший после Верди итальянский оперный композитор. Мелодическое влияние Пуччини было огромно. Пуччиниистами назвал его последователей известный музыкальный критик Иван Соллертинский, отметив, что "самым ярым" представителем этого движения стал Имре Кальман. К "пуччиниистам" также принадлежали Франц Легар и Исаак Дунаевский.
Ария Тоски «Vissi d`arte» из оперы «Тоска» | |
Ария Мими «Si mi chiamono Mimi» из оперы «Богема» | |
Ария Калафа «Nessun dorma» из оперы «Турандот» | |
Ария Чио-Чио-сан из оперы «Мадам Баттерфляй» | |
Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» |
Густав Малер (1860—1911) — австрийский композитор, оперный и симфонический дирижёр. При жизни Густав Малер был знаменит прежде всего как один из крупнейших дирижёров своего времени, представитель так называемой «послевагнеровской пятёрки». Хотя искусству управления оркестром Малер никогда не учился сам и никогда не обучал других, влияние, оказанное им на младших коллег, позволяет музыковедам говорить о малеровской школе, причисляя к ней и таких выдающихся дирижёров, как Виллем Менгельберг, Бруно Вальтер и Отто Клемперер. Малер-композитор имел при жизни лишь относительно узкий круг преданных поклонников, и только спустя полвека после смерти он получил настоящее признание — как один из крупнейших симфонистов XX века. Творчество Малера, ставшее своего рода мостом между поздним австро-германским романтизмом XIX века и модернизмом начала XX века, оказало влияние на многих композиторов, в том числе и таких разных, как представители Новой венской школы, с одной стороны, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен — с другой. Наследие Малера-композитора, относительно небольшое и почти полностью состоящее из песен и симфоний, за последние полвека прочно вошло в концертный репертуар, и вот уже несколько десятилетий он является одним из самых исполняемых композиторов.
Адажиетто из симфонии №5 | |
Симфония №1 «Титан» | |
Симфония №2 до минор "Resurrection": I. Allegro maestoso | |
Симфония №8 ми-бемоль мажор Симфония тысячи участников - I. Veni creator spiritus |
Антон Брукнер (1824—1896) — австрийский композитор, органист и музыкальный педагог, известный в первую очередь своими симфониями, мессами и мотетами. Его симфонии часто считаются символом заключительного этапа австро-немецкого романтизма в силу своего богатого гармонического языка, сложной полифонии и значительной продолжительности.
Симфония №7 ми мажор - 3 Scherzo (Sehr_schnell) | |
Симфония №4 ми бемоль мажор 'Романтическая': I. Bewegt, nicht zu schnell (1880 version) | |
Симфония №3 ре мажор 'Вагнеровская': I. Gemigt mehr bewegt misterioso |
Клеман Филибер Лео Делиб (1836–1891) — французский композитор, создатель балетов, опер, оперетт. Среди балетов Делиба особое место занимают «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» и «Сильвия, или Нимфа Дианы». В 1870-х годах Делиб начал писать оперы больших размеров: «Так сказал король» («Le roi l’a dit»), «Жан де Нивель» («Jean de Nivel»), «Лакме» («Lakme»). Две последние были поставлены в Петербурге. Опера «Лакме» считается наиболее выдающейся оперой композитора. В ней повествуется о любви британского офицера и дочери индийского жреца, служителя культа Брахмы. В опере тонко передан восточный колорит, противопоставленный миру англичан-колонизаторов. Делиб написал много романсов, мессу, несколько детских хоров, лирическую сцену «La mort d’Orphee». Сочинения Делиба пользуются всемирной известностью.
«Дуэт цветов» из оперы «Лакме» | |
Пиццикато из балета «Сильвия» | |
Вальс из балета «Коппелия» |
Исаак Мануэль Франсиско Альбенис-и-Паскуаль (1860–1909) — испанский композитор и пианист, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы. Фортепианные сочинения (всего около 300) — лучшая часть наследия композитора. В этих произведениях соединены традиции народных песенно-танцевальных жанров различных областей Испании (хота, сегидилья, сортсико, малагенья и др.) и музыкальной классики. Среди наиболее известных сочинений: «Испанская сюита» (1886), циклы пьес «Испания» (1890), «Два испанских танца», «Испанские напевы» (1892), «Иберия» (1905—09), «Наварра» (завершена французским композитором Деода де Севераком), симфоническая сюита «Каталония» (1899, завершена лишь первая часть). Среди других сочинений Альбениса: сарсуэлы — «Святой Антоний» (1894, театр «Аполо», Мадрид) и др.; оперы «Генри Клиффорд» (1895, театр «Лисео», Барселона), «Пепита Хименес» (1896, театр «Лисео», Барселона); романсы и др. Сесилия Саркози, вторая жена французского президента Николя Саркози, является правнучкой композитора.
«Астурия» (Лейенда) из сюиты «Иберия» (переложение для гитары) | |
«Арагон» из сюиты «Испания» | |
«Гранада» |
Антонин Дворжак (1841–1904) — чешский композитор, представитель романтизма. Кавалер ордена Железной короны 3-й степени (1889). В его произведениях широко используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии. Вместе с Б. Сметаной является создателем чешской национальной музыкальной школы. К числу наиболее известных работ Дворжака относятся Симфония № 9 «Из Нового света» (написанная в США), опера «Русалка», Концерт для виолончели с оркестром, «Американский» струнный квартет, Реквием, Stabat Mater и «Славянские танцы».
Славянский танец №2 | |
Ария Русалки из оперы «Русалка» | |
Симфония №9 «Из Нового света»: IV. Allegro con fuoco | |
Концерт для виолончели с оркестром. I часть. | |
Реквием (фрагмент) | |
Stabat Mater (фрагмент) |
Ян Сибелиус (1865–1957) — финский композитор. Творчество Сибелиуса развивалось преимущественно в традициях западноевропейского романтизма, стилистика некоторых его сочинений отразила веяния импрессионизма. Основные творческие достижения сосредоточены в области оркестровой музыки (7 симфоний, симфонические поэмы, сюиты). Широко известны также скрипичный концерт, оркестровый «Грустный вальс» (из музыки к драме А. Ярнефельта «Смерть»), хоровой «Гимн Финляндии». Многие сочинения Сибелиуса прямо или обобщённо связаны с финской национальной тематикой. Видный представитель «золотого века» финского искусства периода 1880—1910 годов.
«Грустный вальс» | |
«Финляндия» - симфоническая поэма | |
Концерт для скрипки с оркестром (1905) ор. 47 | |
Симфония №1 |
Макс Регер (1873— 1916) — немецкий композитор, дирижер, пианист, органист и музыкальный педагог. Сын сельского учителя. Вырос в городке Вайден. После посещения Байройтского фестиваля в 15-летнем возрасте решил посвятить себя музыке. Макс Регер активно выступал как дирижёр и пианист, в том числе за пределами Германии. В 1906 году гастролировал в Санкт-Петербурге. Начиная с 1907 года работал в Лейпциге, где был сперва музикдиректором Лейпцигского университета (до 1908 года), а затем профессором композиции в Лейпцигской консерватории (до самой смерти). В последнее десятилетие жизни Регер пользовался исключительным признанием в Германии. В мае 1910 года в Дортмунде прошёл посвящённый его музыке трёхдневный фестиваль.
Из цикла «четырехтональные стихотворения по мотивам Арнольда Беклина» - «В игре волн» | |
Реквием - I часть | |
«Колыбельная Мари» | |
Токката, Op. 59 №5 | |
Benedictus, Op. 59 №9 |
Составитель Александр Цветков, 2024