Григорианское пение, григорианский хорал, cantus planus — литургическая монодия римско-католической церкви. Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), которому позднейшая средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реальная роль Григория ограничивалась, по-видимому, лишь канонизацией литургического обихода, возможно, антифонария. Григорианское пение нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его — распев текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва. Именно текст обусловливает свободный ненотируемый ритм распева, включая тончайшие ритмические нюансы, например, небольшое удлинение или уменьшение длительностей, лёгкие акценты внутри групп из кратких звуков, паузы разной величины между разделами «молитвословной» формы и т. д.
Hosanna filio David | |
Exsurge Domine | |
Ubi catitas |
Леонин, Леонинус (фр. Leonin, лат. Magister Leoninus) — полулегендарный французский композитор 2-й половины XII века. Представитель певческой школы собора Нотр-Дам. По свидетельству музыкального теоретика XIII века Анонима IV, Леонин был «лучшим органистом» (то есть сочинителем органумов) своего времени, составителем Большой книги органума (Magnus liber organi), включающей различные песнопения годового церковного обихода, — важнейшего нотного памятника той эпохи (сохранилась более поздняя копия «Книги», датируемая XIII веком). В произведениях Леонина формируются принципы модальной ритмики.
«Аллелуйа. Сладко древо, сладок росток» | |
«Видя все концы земли» | |
«Ради истины» |
Перотин (фр. Perotin, часто Перотин Великий, лат. Perotinus Magnus) — французский композитор рубежа XII—XIII веков, крупнейший представитель Школы Нотр-Дам. Руководил хором парижского собора Нотр-Дам и возглавлял сложившуюся вокруг него композиторскую школу. Автор многих органумов, в том числе масштабных четырёхголосных (квадруплей) «Viderunt omnes» и «Sederunt principes». Перотин развил род многоголосого пения, обогатил фактурно и ритмически многоголосие, писал двух-, трёх- и четырёхголосные сочинения на формальной основе григорианской монодии. На смену господствовавшему в музыке Леонина двухголосию Перотин ввел в практику 3- и 4-голосные сочинения, отмеченные мелодической красотой и удивительной для того времени колористической яркостью. По выражению видного советского музыковеда К. Розеншильда, «дисканты Перотина — это „поэмы экстаза“ позднего средневековья».
Viderunt omnes | |
Sederunt principes | |
Beata viscera Mariae Virginis | |
Beata Viscera III |
Конрад Пауман (1415–1473) — один из наиболее значительных музыкантов XV века, основоположник немецкой органной музыки. Конрад Пауман родился в Нюрнберге в 1415 году, был слеп от рождения. С 1446 года был органистом в одной из Нюрнбергских церквей, а уже в 1450 году был органистом в Мюнхене при герцогском дворе. Является автором великолепного произведения «Fundamentum organisandi» («Основы органного искусства», 1452), а также интересного и сложного произведения «Бухсхаймская органная книга» («Buxheimer Orgelbuch»). Скончался 24 января 1473 года в Мюнхене. Музыка Паумана — в основном инструментальная, причём некоторые произведения считаются виртуозными и сложными для исполнения даже на современных инструментах.
Modocomor | |
Fueren Jo myn hertz das brindt | |
Ave Regina | |
Wolhin lass Vogelin sorgen |
Арнольт Шлик (1455–1521) — немецкий органист, органостроитель и композитор. Автор первого в Германии пособия, специального посвящённого настройке органа. Шлик был незрячим большую часть жизни (возможно, не от рождения). Пользовался большим авторитетом в Германии, прежде всего, как эксперт по органостроению и настройке органов. Опубликовал труд "Spiegel der Orgelmacher und Organisten" ("Зеркало органостроителей и органистов", 1511) - первый в Германии труд, специально посвящённый органостроению, настройке органа и технике игры на этом инструменте. Написанный на немецком языке, он имеет откровенно практическую направленность и совершенно не заботится о том, чтобы следовать (традиционной для многих средневековых трактатов) пифагорейской спекулятивной науке. Практическая направленность, которую ставят Шлику в заслугу, одновременно является и недостатком: автор пособия описывает новую темперацию исключительно эмпирически и многословно, не прибегая к математическим расчётам.
Ascendo ad patrem meum | |
Salve Regina | |
Maria zart von edler Art |
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525–1594) — итальянский композитор, один из крупнейших полифонистов эпохи Ренессанса. Наиболее значительный представитель Римской школы музыки. В 1544—51 годах был органистом и капельмейстером в соборе города Палестрина. С 1551 под папским покровительством работал в Риме в базилике Санта-Мария-Маджоре, позднее в Сикстинской капелле. Палестрина написал более 100 месс, около 180 мотетов, гимны, магнификаты, духовые и светские мадригалы. В его музыке равновесие полифонических и гармонических закономерностей, она носит умиротворённый, созерцательный характер. Драматизм, контрасты Палестрина в своём творчестве избегает. Заслугой Палестрины является ясность и выразительность в полифонической музыке, достигнутая благодаря выявлению гармонических возможностей вокальной полифонии.
Месса папы Марчелло I. Kyrie | |
Месса папы Марчелло IV-V. Sanctus and Benedictus | |
Месса «Ave Rigina» II. Gloria | |
Lumen ad revelationem gentium | |
Osculetur me | |
«Песнь песней» №20 «Caput ejus aurum optimum» |
Орландо ди Лассо (1532–1594) — франко-фламандский композитор и капельмейстер. Лассо — один из самых плодовитых композиторов во всей истории музыки. Он написал около 1350 (преимущественно вокальных) композиций в разных современных ему жанрах и формах, из которых около 1200 были опубликованы при жизни. Жил преимущественно в Баварии.
Плач Иеремии «O vos omne» | |
Псалмы Давида «Domine, ne in furore tuo arguas me» | |
Псалмы Давида «Domine, exaudi orationem meam» |
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) — нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог. В истории музыки творчество Свелинка обычно рассматривают как переходное от эпохи Возрождения к эпохе барокко. В его вокальной музыке явно влияние старых нидерландских мастеров, французской полифонической шансон, итальянских мадригалистов. Новые барочные тенденции просматриваются в музыке, написанной для органа и клавесина. вокальном наследии Свелинка центральное место занимает многоголосная (на 4-8 голосов) музыка для всей Псалтири. В инструментальной музыке (для органа и клавесина) Свелинк больше всего работал в жанрах фантазии (всего 20, из них 6 «в манере эхо») и токкаты .
Хроматическая фантазия для органа | |
Токката до мажор для клавесина | |
Мотет «Hodie Christus natus est» SwWV 163 |
Клаудио Монтеверди (1567–1643) — итальянский композитор, один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко (работал и в ренессансной и в барочной стилистике). Наиболее известные сочинения Монтеверди — поздние мадригалы, Плач Ариадны (из несохранившейся оперы «Ариадна»), опера «Орфей» и Вечерня (девы Марии).
Плач Ариадны «Lasciatemi morire» | |
«Орфей», I действие | |
Мадригал «Si dolce e 'l tormento» | |
Переложение для синтезатора Э.Артемьева мадригала «Я молод и радостен» |
Джироламо Фрескобальди (1583–1643) — итальянский композитор, органист и клавесинист. Один из наиболее известных и значительных представителей раннего барокко. С 1608 года и до самой смерти служил органистом в римском соборе Святого Петра. рескобальди, наиболее известен как автор сочинений для органа и клавесина во всех практиковавшихся в его эпоху жанрах. Среди его учеников-органистов был Иоганн Якоб Фробергер, его традиции развивал Георг Муффат. Органное творчество Фрескобальди ценили Пёрселл и Бах (последний хранил у себя копию «Fiori musicali»).
Toccata sesta, sopra i pedali, e senza | |
Toccata I | |
Canzon seconda | |
Aria detta La Frescobalda |
Генрих Шютц (1585—1672) — немецкий композитор, органист, капельмейстер и музыкальный педагог. Генрих Шютц — один из самых известных немецких композиторов XVII века. Автор главным образом вокальных сочинений духовной тематики — ораторий, кантат, страстей (пассионов), хоровых концертов, мотетов, магнификатов на латинский и немецкий (так называемый «Немецкий магнификат») тексты.
«Рождественская история», SWV 435 - Sinfonia | |
«Сегодня родился Христос» | |
Маленький духовный концерт, соч. 9 - «Привет, Мария» SWV 333 |
Дитрих Букстехуде (1637–1707) — немецкий композитор и органист, по происхождению датчанин. Крупный представитель северонемецкой органной школы, один из наиболее известных композиторов эпохи барокко. Стиль Букстехуде отмечен большой смелостью, богатством фантазии, он весьма индивидуален и часто ярко виртуозен. Свободно модулирующие импровизационные разделы чередуются в органных пьесах Букстехуде с превосходными фугами и другими полифоническими формами. Органный стиль Букстехуде оказал значительное влияние на творчество И. С. Баха.
Токката ре минор для органа | |
Хоральная прелюдия «Nun bitten wir den heiligen Geist» | |
Кантата «Membra Jesu Nostri» - I. Ad Pedes | |
Кантата «Benedicam Dominum in omni tempore» |
Иоганн Кристоф Пахельбель (1653-1706) - немецкий композитор и органист. Творчество Пахельбеля - одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. Наиболее значителен вклад Пахельбеля в развитие протестантской церковной музыки. Пахельбель известен как автор Канона ре мажор, Чаконы фа минор, Чаконы ре минор и Токкаты до минор для органа, а также клавирной сюиты (арии с вариациями) "Гексахорд Аполлона" ("Hexachordum Apollinis").
Канон ре мажор | |
Чакона фа минор | |
Ария с шестью вариациями «Гексахорд Аполлона» |
Николаус Брунс (1665–1697) — немецкий композитор и органист, представитель северонемецкой органной школы. Брунс происходил из семьи музыкантов земли Шлезвиг-Гольштейн. Его дед Пауль был лютнистом и музыкантом. Отец Николауса, Пауль Брунс, был органистом в Швабштедте, где женился на дочери своего предшественника. Сперва обучался музыке у своего отца, позже изучал композицию под руководством Дитриха Букстехуде. При содействии Букстехуде получил должность придворного скрипача и композитора в Копенгагене. В 1689-97 годах городской органист Хузума. При жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа. Сочинял духовные кантаты, музыку для органа. О Брунсе высоко отзывался Иоганн Себастьян Бах, как сообщает его сын, Карл Филипп Эммануил.
Кантата «Останови свой поток слез» | |
Прелюдия ми минор (малая) | |
Прелюдия ми минор (большая) |
Составитель Александр Цветков, 2024