Хрестоматия по музыкальной литературе

Композиторы оперетты и легкого жанра XIX-XX века

Иоганн Штраус

Иоганн Батист Штраус II (1825-1899) - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный "король вальса", автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. Несколько лет прожил в России, где дал 10 сезонов в Павловске. За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.

Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
Вальс «Сказки Венского леса»
Полька «На охоте»
Вальс из оперетты «Летучая мышь»
Тост графа Орловского из оперетты «Летучая мышь»


Жак Оффенбах

Жак Оффенбах (1819—1880) — французский композитор, театральный дирижёр и виолончелист, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

Канкан из оперетты «Орфей в аду»
Баркаролла из оперы «Сказки Гофмана»
Ария Олимпии из оперы «Сказки Гофмана»


Имре Кальман

Имре (Эммерих) Кальман (1882-1953) - венгерский композитор, автор популярных оперетт: "Сильва", "Баядера", "Принцесса цирка", "Фиалка Монмартра" и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты. После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать "почётным арийцем", Кальман с семьёй эмигрировал - сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии, две сестры Кальмана погибли в концлагерях.

Выходная ария Сильвы из оперетты «Сильва»
Ария Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка»
Ария принца Раджами из оперетты «Баядера»
Карамболина из оперетты «Фиалка Монмартра»
Дуэт Мариэтты и Филиппа из оперетты «Баядера»


Франц Легар

Франц (Ференц) Легар (1870—1948) — венгерский и австрийский композитор, дирижёр. Наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом — крупнейший композитор венской оперетты, основоположник её «неовенского» этапа в начале XX века. Легар написал более 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Из них наиболее известны «Весёлая вдова» (1905), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910), «Там, где жаворонок поёт» (1918), «Паганини» (1925), «Царевич» (1926). Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других. Оперетты Легара — это глубоко авторский музыкальный театр, отмеченный яркой индивидуальностью композитора, «неконтролируемой лирической силой» его музыки. Отличительной особенностью оперетт Легара (особенно поздних) является драматизм сюжета, впечатляющий мелодический лиризм, единство музыкально-драматического действия, глубокий, фактически оперный, психологизм музыкальных характеристик. Ещё одна особенность — широкое использование национальной мелодики, австрийской, венгерской и славянской.

Ария Джудиты из оперетты «Весёлая вдова»
Ария принца Су Чонга из оперетты «Страна улыбок»
Дуэт Рене и Анжель из оперетты «Граф Люксембург»


Составитель Александр Цветков, 2024