Хрестоматия по музыкальной литературе

Европейские композиторы эпохи классицизма

Кристоф Виллибальд Глюк

Кристоф Виллибальд фон Глюк (1714—1787) — австрийский композитор, преимущественно оперный, один из крупнейших представителей музыкального классицизма. С именем Глюка связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии во второй половине XVIII века, и если сочинения Глюка-композитора не во все времена пользовались популярностью, то идеи Глюка-реформатора определили дальнейшее развитие оперного театра.

Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика»
«Танец Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика»


Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн (1732—1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внес вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера.

Симфония № 45 - «Прощальная»
Симфония № 82 - «Медведь»
«Сотворение мира»
Увертюра к опере «Лунный мир»
Симфония №94 «Сюрприз»
Симфония №92 «Оксфордская», G-dur, 1 часть, Adagio - Allegro spiritoso
Оратория «Времена года», №1 "Весна"
Соната ре мажор
Соната №30


Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, 1756–1791) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии (с 1770 года) за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры (1770). В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Биография Моцарта, в особенности его образ жизни и обстоятельства его ранней смерти, была предметом многочисленных спекуляций и споров, которые в свою очередь дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов.

Symphony No.40 in G minor, K.550 - I. Molto allegro
Mozart- Requiem In D Minor, K 626 - 1. Kyrie
Mozart- Requiem In D Minor, K 626 - 7. Lacrimosa
Концерт для фортепиано с оркестром №21, II - Andante
Концерт для фортепиано с оркестром №23, I - Allegro
Маленькая Ночная Серенада
Piano Sonata No.11 In A, K.331 -"Alla Turca" - 3. Rondo alla Turca
Фантазия ре минор для фортепиано KV 397
Соната №12 фа мажор KV 332, II - Adagio
Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»
Ария Папагено из оперы Волшебная Флейта
Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»
Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»
Ария Дон Жуана из оперы «Дон Жуан»


Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven) (1770—1827) — немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы». Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Соната №14, «Лунная», I. Adagio sostenuto
Соната №8, «Патетическая», I. Grave - Allegro molto e con brio
Соната №17, «Буря», I. Largo, Allegro
Соната №21, «Waldstein» I. Allegro con brio
Соната №23, «Аппассионата», I. Allegro assai
Соната №32, Maestoso - Allegro con brio ed appassionato
Symphony No.3 in Es-dur, Op.55 - I. Allegro con brio
Symphony No.5 in c-moll, Op.67 - I. Allegro con brio
Symphony No.7 in A-dur, Op.92 - II. Allegretto
Symphony No.9 in d-moll, Op.125 - I. Allegro ma non troppo, un poco maestoso
Концерт для фортепиано с оркестром №5


Джоаккино Россини

Джоаккино Антонио Россини (1792—1868) — итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки. Его самые известные оперы — это итальянские оперы-буффа «Севильский цирюльник» и «Золушка» и франкоязычные эпопеи «Моисей в Египте» и «Вильгельм Телль». Склонность к вдохновенным, песенным мелодиям — одна из ведущих черт творчества Россини, благодаря которой его прозвали «итальянским Моцартом». Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства XIX столетия. «Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Генрих Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». До появления Верди именно Россини стоял в центре итальянской оперной жизни. Россини завершает период классицизма в итальянской музыке и одновременно является представителем только зарождающейся национальной школы. Однажды он сказал: «Дайте мне счёт из прачечной, и я положу его на музыку».

Каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник»
Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник»
Увертюра к опере «Севильский цирюльник»
Неаполитанская таратнелла
Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
Увертюра к опере «Сорока-воровка»


Составитель Александр Цветков, 2024