Иоганн Себастьян Бах (21 [31] марта 1685, Эйзенах, Саксен-Эйзенах - 28 июля 1750 [н. ст.], Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) - немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах - непревзойдённый мастер полифонии. Вопреки распространённому мифу, Бах после смерти не был забыт. Правда, это касалось произведений для клавира: его сочинения исполнялись и издавались, использовались в дидактических целях. В церкви продолжали звучать произведения Баха для органа, в постоянном обиходе были гармонизации хоралов. Кантатно-ораториальные сочинения Баха звучали редко (хотя ноты бережно сохранялись в церкви св. Фомы), как правило, по инициативе Карла Филиппа Эммануила Баха, однако уже в 1800 году Карлом Фридрихом Цельтером была организована Берлинская певческая академия Singakademie, основной целью которой была именно пропаганда баховского певческого наследия. Большой общественный резонанс приобрело исполнение учеником Цельтера, двадцатилетним Феликсом Мендельсоном-Бартольди 11 марта 1829 года в Берлине "Страстей по Матфею". Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон - их посетило множество любителей музыки. Представление имело такой успех, что концерт был повторён в день рождения Баха. "Страсти по Матфею" прозвучали также в других городах - во Франкфурте, Дрездене, Кёнигсберге. Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XXI веке.
Кантатно-ораториальные произведения | |
---|---|
Страсти по Матфею (Matthaeus Passion) BWV 244 - No.1 (Chor mit choral) | |
Страсти по Иоанну (Johannes Passion) BWV 245 - Nr.1 (Chorus) | |
Месса си минор BWV.232 - 1 Kyrie - I. Chorus; Kyrie eleison | |
Рождественская оратория (Weihnachtsoratorium) BWV 248 - I (Choir) | |
Магнификат BWV 243 - I Magnificat anima mea (chorus) | |
Ария альта «Erbarme Dich, Mein Gott» из «Страстей по Матфею» | |
Кантата №21 - Ich hatte viel Bekummernis BWV 21 - I Sinfonia | |
Ария «Слёзы и стоны» из Кантаты №21- Ich hatte viel Bekummernis BWV 21 - III Aria (Sopano) | |
Кантата №82 - Ich habe genug BWV 82 - I Aria (Basso) | |
Кантата №68- Ария сопрано «Сердце радуется» BWV 68- II Aria (Soprano) | |
Органные произведения | |
Toccata and fugue in d minor BWV 565 (Organ) | |
Хоральная прелюдия «К тебе взываю, Иисус Христос» (Ich ruf' zu dir, Herr Jesu Christ)BWV 639 | |
Fantasia and fugue in G-minor, BWV 542 | |
Произведения для клавира | |
ХТК- Book I Prelude & Fuge No.2 BWV 847 - I Praeludium | |
Двухголосная инвенция BWV 772 | |
«Гольдберг вариации» BWV 988 - №1 Aria | |
Хроматическая фантазия и фуга BWV 903 - I Fantasie | |
Искусство фуги - Contrapunctus 1 | |
Fantasia in C minor BWV 906 (Cembalo) | |
Партита №6 ми минор BWV 830 - I Toccata | |
Произведения для сольных инструментов | |
Чакона из скрипичной партиты No.2 ре минор BWV 1004 | |
Сюита для виолончели №1 BWV 1007 - Prelude | |
Сюита для лютни №1 BWV 995 - Prelude | |
Оркестровая музыка, инструментальные концерты | |
Brandenburg Concerto 1 in F major, BWV 1046 - Allegro | |
Air from Orchestral Suite No.3 BWV 1068 | |
Concert for 2 Violins, BWV 1043 - 1 (Vivace) | |
Orchestral Suite No.2 in B minor, BWV 1067 - 7. Badinerie | |
Concert for piano and orchestra Allegro |
Геoрг Фридрих Гендель (1685—1759) — немецкий и английскийкомпозитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.
Гендель родился в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти. Получив музыкальное образование и опыт в Италии, он переселился в Лондон, впоследствии стал английским подданным. В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». В своё время Георг Фридрих Гендель был гораздо популярнее Иоганна Себастьяна Баха.
Пассакалия (версия для оркестра) | |
Ария Альмерены из оперы Ринальдо «Lascia chio pianga» | |
Сюита «Музыка на воде» (фрагмент) | |
Ария Ксеркса «Ombra mai fu» | |
Оратория «Мессия» (увертюра) | |
Алиллуйа из оратория «Мессия» (увертюра) | |
Ария Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь» | |
Ария Dignare из оратории «Te Deum» | |
Концерт для органа с оркестром «Кукушка и соловей» |
Арканджело Корелли (1653-1713) — итальянский скрипач и композитор. Создатель сольного концертного стиля скрипичной музыки, стоявший у истоков таких музыкальных форм, как концерт и соната. Корелли достиг классического совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте. Собрание сольных скрипичных сонат Корелли венчает «Фолия» — двадцать три вариации на тему народного танца испано-португальского происхождения. По свидетельству его учеников и современников, исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и наряду с этим — взволнованным, патетичным и стремительным.
Трио-соната Op. 1 No. 7 Allegro-Grave-Allegro | |
Adagio - Allegro - Adagio | |
Фолия |
Доменико Скарлатти (1685–1757) — итальянский композитор и клавесинист; провёл бо?льшую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко. Сын Алессандро Скарлатти; брат Пьетро Филиппо Скарлатти и племянник Франческо Скарлатти. Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепиано. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi («Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе. Доменико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронатом в Мадриде. Историк и музыковед Ралф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено большая часть известной сейчас информации о Скарлатти. Сонаты Доменико Скарлатти записывали многие клавесинисты и пианисты.
Keyboard Sonata in E minor, K. 98 | |
Sonate in h-moll | |
Sonate K531 in E Major, Allegro | |
Sonata in A minor, K 54 | |
Sonata in F minor, K. 466 (Andante moderato) | |
Sonata in G minor, K 35 | |
Sonata K. 64 Gavotte (переложение для гитары) |
Антонио Лучо Вивальди (1678—1741) — венецианский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Оставил огромное и разнообразное композиторское наследие: оперы, оратории, инструментальную и камерную музыку. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века. При жизни получил широкое признание как скрипач во всей Европе. Известность Вивальди как композитора при его жизни была велика, но после смерти его слава начала затухать. Вивальди долгое время был известен, в основном, благодаря своим инструментальным концертам, в особенности, для скрипки. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением». В последнее время, в связи с находками и всё более активизирующимся исполнением произведений Вивальди, выясняется масштаб его грандиозного композиторского дарования. Многие из его композиций написаны для женского музыкального ансамбля церкви «Оспедале делла Пьета» в Венеции, где он, будучи рукоположен в сан священника, служил в периоды с 1703 по 1715 и с 1723 по 1740. Также имели успех пышные постановки опер Вивальди в Венеции, Мантуе и Вене. После встречи с императором Карлом VI Вивальди переехал в Вену, надеясь на продвижение по службе. Однако император умер вскоре после прибытия Вивальди, а сам композитор скончался менее чем через год в нищете.
Concerto in F major, RV 98 La tempesta di mare | |
Concerto a 4 Alla rustica in G major RV 151 - Presto | |
Sonata No. 12 in D minor op.1 RV 63 La Follia | |
Concerto for violin & orchestra in A minor, Op. 3 No. 6, F. I No. 176, 1. Allegro | |
«Времена года», 1. Весна, часть 1 | |
«Времена года», 2. Лето, часть 3 | |
Оратория «Gloria» RV 588 - 1. Gloria In Excelsis Deo |
Джованни Баттиста Перголези (1710—1736) — итальянский композитор, скрипач и органист. Его настоящая фамилия — Драги, слово «Перголези», по факту ставшее псевдонимом, является демонимом городка Пергола (итал. Pergolа), где жили предки музыканта. Представитель Неаполитанской оперной школы, один из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы). Джованни Баттиста Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.
«Stabat mater dolorosa» из кантаты «Stabat mater» | |
«Vidir suum» из кантаты «Stabat mater» | |
«Eja mater» из кантаты «Stabat mater» | |
«Stizzoso, mio stizzoso» из оперы «Служанка-госпожа» |
Генри Пёрселл (1659—1695) — английский композитор, крупнейший представитель раннего английского барокко. Писал практически во всех жанрах/формах современной ему музыки — автор знаменитой оперы «Дидона и Эней», нескольких семи-опер, музыки к драматическим спектаклям, пьес (в том числе фантазий на In nomine) для инструментального консорта, хоровых антемов (обоих типов), приветственных и траурных од, светских и духовных песен («арий») и т. д.
Плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней» | |
Ария «Hark! The Echoing Air» из оперы «Королева фей» | |
Фанфары | |
Ария Гения Холода из оперы «Король Артур» |
Франсуа Куперен (Francois Couperin; 1668–1733) — французский композитор, органист и клавесинист. Один из наиболее значительных представителей известной французской династии Куперенов, насчитывавшей несколько поколений музыкантов. Основные сочинения Куперена написаны для клавесина — более 250 пьес различного характера, которым автор давал программные заголовки: «Таинственные баррикады», «Бабочки», «Жнецы», «Верность», «Ветряные мельницы» и др. Клавесинные пьесы Куперена отличаются лёгкостью, изяществом и выразительностью, благодаря чему они ещё при жизни автора получили огромную известность не только во Франции, но и за границей. За выдающееся исполнительское и композиторское мастерство современники называли музыканта «великий Куперен».
«Бабочки» | |
«Маленькие ветряные мельницы» | |
«Джульетта» | |
«Канари» | |
«Benedictus» |
Жан-Филипп Рамо (Jean-Philippe Rameau; 1683–1764) — французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко. Сын органиста, знал ноты раньше, чем научился читать. Учился в иезуитской школе. В 18 лет был отправлен отцом в Италию совершенствовать музыкальное образование в Милане. Вернувшись, выступал скрипачом в оркестре Монпелье, служил органистом в Дижоне, Клермон-Ферране, Лионе. С 1722 обосновался в Париже. Писал для парижских театров, сочинял духовную и светскую музыку, в 1745 стал придворным композитором. Сегодня он признан крупнейшим французским композитором, виднейшей фигурой в музыке первой половины — середины XVIII века. Дени Дидро упоминает его в своем романе «Племянник Рамо». Понятия, которые Рамо разработал в своих теоретических трудах — основной тон (son fondamental), обращение аккорда (renversement), тоника (ton regnant, note tonique, centre harmonique), доминанта (dominante или dominante tonique, букв. «тональная доминанта»), субдоминанта (sous-dominante), трезвучие с секстой (accord de la sixte ajoutee, букв. «аккорд с добавленной секстой»), септаккорд (accord de la septieme), вводный тон (note sensible, букв. «чувственная нота») — стали неотъемлемой частью понятийного аппарата музыкознания XIX–XX веков.
«Тамбурин» | |
Танец дикарей из оперы «Галантные Индии» | |
«Arts and Hours» | |
«Циклопы» | |
«Ригадон» |
Жан-Батист Люлли (1632–1687) — французский композитор, скрипач, дирижёр. По происхождению итальянец. Люлли вошёл в историю музыки как создатель французской национальной оперы, один из ведущих представителей музыкальной культуры французского барокко. В своих операх, носивших название «tragedie mise en musique» (букв. «трагедия, положенная на музыку», «трагедия под музыку») и «tragedie lyrique» (что на русский язык не вполне точно переводят как «лирическая трагедия»), Люлли стремился усилить музыкой драматические эффекты и придать верность декламации, драматическое значение — хору. Оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и продержались на сцене около ста лет. Они оказали большое влияние на развитие французской оперной школы. При Люлли певцы в операх впервые стали выступать без масок, женщины — танцевать в балете на публичной сцене; трубы и гобои впервые в истории были введены в оркестр, а увертюра, в отличие от итальянской (Allegro-Adagio-Allegro), приобрела форму Grave-Allegro-Grave. Кроме лирических трагедий перу Люлли принадлежит большое число балетов (фр. ballets de cour), симфоний, трио, арий для скрипки, дивертисментов, увертюр и мотетов. На основе популярной биографии композитора, которую в 1992 году написал Филипп Боссан, в 2000 году был снят франко-бельгийский фильм «Король танцует».
«Гавот» | |
Увертюра к опере «La Petite Bande» | |
Ария Фаэтон из одноименной оперы |
Составитель Александр Цветков, 2024