Обычаи и традиции Сибири
Захар Сухоруков
Сибирь, по своей сути, является отдельным образование со своей культурой – своими духовными и материальными ценностями, своими обычаями, традициями и т.д.
Тема моего индивидуального проекта – обычаи и традиции Сибири. Обычаи и традиции не только отдельных народов и этносов, но и простых людей, связанных с какой-либо профессией; субкультур таких, как, например, столбисты.
Во время проделанной работы, были опрошены, как и экскурсоводы-специалисты, так и обычные люди, увлеченные своей работой.
Результат представлен в виде коллекции, списка тех или иных обрядов и традиций с подробным описанием.
Многие воспринимают Сибири, как, в большей степени, сырьевой придаток, нежели кладезь культуры и традиций.
Жизнь и труд сибирских старожилов имели ряд существенных особенностей, которые предопределили формирование особых ценностей и традиций. Переплетение поморских, центрально- и южнорусских, украинско-белорусских и иных культурных традиций шли к взаимослиянию культур. Многие традиции, исчезнувшие к XIX в. в Европейской России, здесь не только «законсервировались», но возродились.
Гармония прав и обязанностей старожила, активное участие в общественном самоуправлении, верховенство «законов» — традиций, своеобразное разделение властей в общине — все это позволяет сделать вывод о существовании ячеек — обществ, живущих по принципам гражданского общества. Одновременно сознание сибиряков-старожилов удивительным образом напоминало «полисное» сознание греков. Здесь также проходила грань между «гражданином»-строжилом и переселенцем. Особенностью является и самоизоляция сибиряков от государства.
Основная проблема и угроза для культурного наследства Сибири – их потеря. Многие народы буквально «вымирают», и уносят с собой эти традиции в могилу. Причина эта не в каких-то деформациях или внутренних войнах, а в том, что народы эти забыты, им не уделяется должного внимания. Скорее всего, эта обособленность от государства, к которому принадлежишь, и привела к большинству проблем сибиряков.
Посетив рыбацкий поселок Кононово, я поинтересовался у одного рыбака, сложились ли у них в поселке какие-либо особые традиции, «привлекающие» улов или наоборот, обряды после удачного улова. Вот каков был ответ.
Рыбак Миша: «Всяких шурум-бурум перед рыбалкой нет, а вот удачный улов раньше обмывали. Но только я уже не пью, так для здоровья лучше».
Посетив заповедник Столбы, мы, непосредственно, соприкоснулись и со столбистами, и со столбизмом. Столбизм – субкультура, которая появилась в заповеднике «Столбы», г. Красноярск, и которая основывается на скалолазании. Это занятие способствовало формированию отдельного общества, отдельного образа жизни, основанного на единении с природой. Возможно, из-за этого столбисты занимаются скалолазанием (правда, в основном на территории заповедника) без страховки.
Нам посчастливилось познакомится с одним из столбистов и довольно-таки тесно пообщаться.
Валерий Иванович (представитель субкультуры столбизма): «Из основных обрядов нашей субкультуры могу выделить только два. Первый из них – посвящение в круги столбистов. После того, как человек самостоятельно (без страховки) преодолеет свой первый столб, ему выдается персональная пара галош, которой его разок-другой ударят по пятой точке. Второй – наказание. Столбиста снова бьют галошей по филейному месту определенное количество раз. Количество ударов зависит от тяжести провинности».
В Новосибирске мы посетили институт филологии, кафедру фольклора. О местном населении нам рассказывала одна из участниц ежегодных экспедиций в «глубинку» Сибири с целью познания и изучения быта, культуры и этноса коренных сибиряков. Вот, что мне удалось узнать:
1) «Медвежий праздник» - существует у каждого из народов, которые охотятся на медведей. Представляет собой, как правило, трехдневное действие, сопровождающееся исполнением разнообразных обрядов, традиционных песен, сценок и т.п. Шкуру убитого медведя «сажают» в угол шатра и принимают как человека. Перед шкурой лежат всяческие угощения, дары в виде каких-либо подделок, тканей и пр. Сам по себе обряд представляет сопровождение духа медведя в мир иной, отдача почестей.
2) Бурятский обряд посвящения или повышения «квалификации» шамана, камлание. В Бурятской системе шаманизма существовало девять «классов», девять уровней шамана. С проведением каких-либо обрядов или помощью «полноценному» шаману, уровень поднимался. Мы увидели два типа камлания – мужчины и женщины.
В женщину-шаманку вселился дух старика, и она его изгоняла. Рядом находилась «экзаменуемая» и то записывала разные действия шаманки (памятка себе на будущее), то помогала ей в чем-то.
Второй обряд – камлание мужчины. Сначала мужчину одели в большие грузные одежды, специальный костюм, сделанный из шкур животных (оленя, медведя и т.д.). Помимо всем известных шаманских песен с бубном, во время обряда зарезали барана и сожгли рощу священных молодых березок.
3) «Мухоморные танцы» коряков. После употребления сушеных мухоморов, на людей оказывается пьянящее действие, и они танцуют и поют. Мухомор разделяли на две части и давали съесть двум людям, чтобы те, находясь в астральном мире, не заблудились поодиночке.
4) Совместное моление нескольких шаманов. Проводится у хантов, якутов и пр.
5) Коряки-баптисты – песенки под бубен с гитарой.
6) Ысыах – праздник начала лета. «Расписание» праздника:
1) Поскольку лето – самое благоприятное время для скотоводов, происходит благословение и омовение скота, чтобы тот не «подвел» хозяина грядущим летом. Также шаман благословлял и простой народец, дабы у тех не было проблем.
2) Традиционные игры якутов.
3) Скачки.
4) Спортивные соревнования. Проводятся, например традиционная борьба и прыжки с места, которые так любят и обожают якуты.
5) Круговые танцы (проще говоря, хороводы), такие как «хэдье» и «осуохай», которые являются отсылкой к древнему солярному культу, культу Солнца.
6) Заканчивается ысыах питьем благословленного кумыса особых лошадей, которые были тоже освящены шаманом.
Можно сделать вывод, что эти традиции пришли к нам из древних времен, когда человек наделял душой все окружающие предметы. Именно этот факт, например, причина возникновения «медвежьего праздника». Наделение душой животных и природу в целом привело к единению с ней. Шаманы – это ведь никто иные, как проводники в мире душ. Поэтому одежда шаманов состоит в основном из «элементов» животных.
Позже, ознакомился с книгой «Живая старина. Будни и праздники Сибирской деревни». Автор – Н.А.Миненко.
Чтобы уберечься от лиходейства нечисти, новобрачная пара нанимала специального колдуна, который осматривал дорогу от дома до церкви и обратно. Если заметит какую подозрительную щепочку, то возьмет ее, пошепчет что-то, плюнет на нее и кинет через плечо. И так, буквально, с каждым камешком. Почти с такой же церемонией колдун вводит молодоженов в избу и даже кладет их на брачное ложе. Много где эта традиция оставлена, но где народ диче, все это осталось и до сих пор в первобытном варианте. Как видно, светская и духовная жизнь были тесно переплетались друг с другом.
В середине XIX века основной обряд лечения назывался «пухтать», что означало «лечить нашептыванием и впрыскиванием водою». Воду брали из трех определенных рек (в каждом случае - разные), совершали непосредственно нашептывание и обливали больного на пороге его дома. Также порог фигурирует и в описаниях процедуры массажирования. У западносибирских крестьян это называлось «рубить витюн». Больной не должен был ни есть, ни пить целые сутки, потом его кладут «брюхом поперек порога, на голую его поясницу кладут голик и рубят по нему тупым топором, а больной приговаривает: Руби, руби, дедушка». «Рубка витюном» была известна и на Алтае; местные жители придавали также большое значение куриному насесту: больного нередко обливали холодной водой «в хлеву, под куриным седалом».
Большое значение придавали и целительному деревенскому воздуху. Вот пример лечения от воспаления в горле. На вечерней заре больной выходит на открытый воздух и говорит: «Утренняя заря Марея, вечерняя заря Маремьяна, возьмите у меня жабище, не возьмете – сосну, березу с корнем и ветвями съем», отворяет рот, вбирает воздух и говорит: «Хам, хам, съем».
От водяной натирают в бане все тело солеными, поперек разрезанными огурцами.
От сглаза берут воды в ковш, спускают из печи горячих углей, нашептывают над водою, спрыскивают и дают пить сглазенному.
В отношении болезненности детей существовал целый ряд обрядов. Когда ребенок начинал страдать «английской болезнью» (местные называли это «собачьей старостью»), делали из пшеничного теста кольцо большого размера, обмазывали больного сметаной и, в бане просунув три раза в это кольцо ребенка, приводят собаку, которая съедает кольцо и слизывает сметану с больного.
Если ребенок часто кричал, считалось, что на него наслана «порча», и ночью, когда все спят, кто-либо из взрослых выходил и, повернувшись к заре, произносил следующее: «Зоря-зарница, красная девица, возьми крик рабы Божией (имя ребенка)». Либо вечером кто-либо из взрослых шел в погребок, вставал над ямой и до трех раз повторял: «Кочеток серый, кочеток пестрый, кочеток красный, возьми крик рабы Божией (имя ребенка)».
Если же ребенок страдал «грызью» или «резью», отправлялись с ним в лес, отыскивали молодой дубок, рассекали его у корня и затем, мужчина и женщина, становясь по разные стороны дерева, проталкивали до трех раз ребенка в щель. Затем дубок связывали, и если он срастался, то это понимали как гарантию выздоровления. Такой способ лечения называется «пропусканием сквозь дубок».
Помимо болезней у крестьян, разумеется, были и некоторые увеселительные программы. Устраивали «вечерки» и в вечернее и в дневное время у одного из участников. Иногда договаривались с одной из одиноких старух, что она «пустит вечерку» на весь сезон.
Собравшись, молодежь пела протяжные проголосные песни. Как правило, эта песня заключает в себе рассказ девушки, женщины или молодца о горькой почему-нибудь доле жизни своей.
Был и свой ритуал приглашения на данные вечерки. Какой-нибудь лихой молодец запрягал в сани лошадь, садился и ездил по всей деревне с песнями и игрой на гармонике.
Во время вечерки часто не было угощений и все время проводили за песнями, танцами и плясками под бубен, скрипку, гитару или гармонику. Также некоторые песни сопровождались сценками, которые, как правило, были на текст это песни.
Существовала еще одна разновидность «вечерков» - посиделки или беседки, на которые допускались только девушки. Тут девушки «болтают о том о сем, рассказывают новости, пересуживают подруг и большую часть отсутствующих знакомых».
Особо в Сибири ценили гостеприимство и радушие, щедрость и почитание гостя. Со временем это превратилось в традицию. Нормами «гостевания» было следующее. Во-первых, о гостьбе договаривались заранее, иногда круг гостей определялся на всю зиму, что свидетельствует об организации и упорядоченности жизни во времени. Во-вторых, существовал определенный церемониал приема гостей. Особо почетных гостей встречали на улице, перед воротами или у крыльца. Гость, подойдя к дому, обязан был кольцом жуковины на воротах дать знак хозяину. Все кланялись друг другу Мужчины снимали шапки, пожимали руки, раскланивались с женщинами, приглашали: «Милости просим, побеседуйте...» Гостю полагалось быть умеренным в еде и питье, не быть спесивым, благодарить за угощенье. Было принято, чтобы гости приходили с «гостинцами» детям, так и гостей нужно было обязательно одаривать ответными подарками — «гостинцами». Дареную вещь не обсуждали, делали ответные подарки.