Сепаратизм в Сибири
Максим Холматов
Россия – самая большая страна в мире, и количество проблем страны соизмеримо с её размерами. Одна из таких проблем, это колониальное отношение центральной России к огромным просторам Сибири, которое качественно не изменяется на протяжении пяти веков. Сибирь, обладающая запасами, на которых во многом (по некоторым данным наполовину) строится бюджет страны, мало заселена и довольно медленно развивается для столь богатой ресурсами территории.
Если искать информацию о социальном положении в Сибири, можно решить, что там уже идут серьезные конфликты с органами самоуправления, всем правят экстремистские группировки, во всю идет китайская оккупация и вообще сущий ужас. Уезжая в Сибирь, я поставил себе задачу выяснить, что сами сибиряки думают по этому поводу и взглянуть на ситуацию глазами местных жителей.
Что же можно сказать по этому поводу, когда все наблюдения и опросы проведены и результаты получены? Сибирь не отделится (по крайней мере, по своей воле).
Это, все же, совсем не означает, что сибиряки не самостоятельны и не могли бы отделиться и организовать государство. Нет, Сибирь не отделится по другим причинам, так как сами сибиряки – люди совершенно особенные, и говорить об их несамостоятельности было бы совершенно глупо. Ведь если вспомнить историю освоения Сибири от Ивана Грозного до наших дней, туда шли люди, которым либо было нечего терять, либо люди, до краев наполненные энтузиазмом. Жизнь в Сибири всегда была обособленной и самостоятельной. Сибиряки, по словам экскурсовода Нелли, никогда не требовали для себя ничего, а только просили им не мешать. В истории Сибири были и организации, боровшиеся за её отделение. Примером такой организации были областники, которые во второй половине девятнадцатого века – начале двадцатого боролись сначала за демократические свободы, а затем и за полную независимость Сибири. Но это движение не получило поддержки масс.
Кому-то может показаться, что из-за суровых условий время в Сибири заторможено, а сибиряки это кто-то наподобие африканских туземцев, сохранивших старые обычаи и нрав, только в меньшем масштабе. Но на самом деле как раз cибиряки являются той группой населения, которая готова к выживанию в постиндустриальном обществе. По данным исследований у Сибиряков самый высокий в стране уровень доверия между гражданами. Раньше в Сибири было не принято даже ставить замки на двери. Дверь была либо просто закрыта, если хозяин дома, либо ещё подпёрта рогатиной, чтобы её не распахнул ветер, пока хозяина нет дома. А Ярослав – хозяин усадьбы «Лебедь», в которой мы останавливались, не запирал дверь своей машины, когда отходил от нее по делам. Также местные жители первые в стране по способности рисковать. Хотя многим представителям старого поколения в девяностые, как говорил хозяин одного из мест отдыха, в котором мы останавливались, Ярослав, «поотбивали руки», то есть жестоко пресекали попытки организовать свое дело, на его смену пришло уже новое полное энтузиазма.
Другая возможность - это отделение не самостоятельное, а как территории другого государства или при помощи другого государства с последующим укреплением связей с этой третьей страной. В статьях на эту тему основным претендентом на роль этой третьей страны является Китай. И все довольно логично объясняется: Сибирь малонаселенна, Китай перенаселен, Китайские беженцы и так уже в большом количестве присутствуют на территории Сибири. Другой претендент на эту роль, конечно же, США. Хотя для США это не так необходимо и не так реализуемо как для Китая. Конечно, даже для Китая объявить войну России было бы безрассудно, и вариант силового присвоения Сибири Китаем очень сомнителен, но возможность медленной миграции населения из Китая, которая и так происходит, и вымещения русскоязычного населения более вероятен.
Но тогда, если в Сибири такие активные и самостоятельные люди, зачем им вообще нужен центр, почему бы им не отделиться? Этому есть несколько причин.
Во-первых, Сибирь далеко не столь экономически притесняема, как может показаться. В Сибири находятся центры промышленности, обеспечивающие целые города и районы. Телеведущий и журналист Олег Суслов считает, что хоть в центре и собрано множество достояний культуры, но таких денег как в Красноярске – одном из промышленных центров страны и Сибири, в центре сделать нельзя.
Но самое главное это то, что сами сибиряки, по крайней мере, большинство тех, что встретились нам в поездке, об отделении даже не задумываются, хоть и признают, что без Москвы было бы объективно лучше. Дело в том, что Сибиряки это не что-то далеко за Уралом. Это те же люди, с иным видением мира. Человека с сибирским характером можно найти и в Европейской части России. Его характеризует лишь основательный подход к жизни. Сибирь работает просто как лоток для золота. Все неспособные всерьез взглянуть на свою жизнь не могут в ней удержаться, а остаются только те, кто знает, что и зачем он делает. В Сибири не выжить, если воспринимать её как место ссылки и каторги, но если увидеть Сибирь как место, подаренное человеку свыше, со всеми её красотами и ресурсами, вопрос выживания легко решается. И вообще, сибиряков никак нельзя отделять от остального населения Сибири, так что отделение для сибиряков не столь актуально, как для притесняемых национальных меньшинств. А, учитывая сибирский нрав и активность населения, небольшой группе маргиналов не получится провести переворот, который все пропустят мимо ушей, как можно сделать в европейской части России.
Единственный человек из встретившихся нам в поездке с резко сепаратистскими взглядами – это проезжавший мимо нас пасечник, который, узнав, что мы из Санкт-Петербурга, без лишней грубости выразил свое мнение о том, что Сибирь сейчас – лишь колония как он выразился «двух воинствующих княжеств». Под княжествами он вероятно подразумевал Москву и Санкт-Петербург. Так как пообщаться с ним мне не удалось, могу лишь предположить, что его настрой связан с тем, что он как пасечник ведет довольно самобытный образ жизни и с центром экономически связан только налогами, которые он платит. А такая односторонняя связь не может не отразиться на отношении к центру. В городах же люди более сдержанного мнения, так как понимают, что если нарушатся связи с центром, несмотря ни на какие ресурсы, создать новую экономику будет очень сложно, а процесс этот будет очень неприятно сказываться на самих гражданах.
В итоге можно говорить об очень малой вероятности отделения Сибири по следующим причинам: явная принадлежность сибиряков к европейской цивилизации и очень малые различия в культуре, которые не дают сибирякам оснований обособлять себя как отдельную группу людей; малая вероятность силового отделения со стороны других стран в связи с тенденцией решения международных конфликтов мирным путем; прочные экономические связи между городами Сибири и европейской части страны. И хотя мнений по этому поводу существует огромное множество, а публичные дискуссии по поводу отделения Сибири запрещены законом, я не увидел в Сибири ни какой-либо отстраненности от всей России, ни явной неприязни и никакого желания и возможности отделиться.