Сибирский проект

Главная
Карта
Люди и События
Места
Благодарности

 

Женщины Сибири

Сергей Дагаев

История Сибири в контексте русской истории началась довольно поздно, в XVII веке. В те времена началось её активное заселение русским народом – кто-то шёл по своёй воле, кого-то гнали крепостные обязательства (часто помещики заставляли своих крепостных крестьян работать на сибирских заводах), многие просто бежали в Сибирь – у них на это было множество причин. Как говорила экскурсовод из Красноярска «Сибирь манила искателей лучшей доли, людей, не смирившихся с порядками». Так что считается, что жизнь сибиряков была более свободной, более демократичной. Шли зачастую целыми семьями – женщины и дети тянулись за мужем, за неимением других возможностей. Но больше шло всё равно мужчин. И получилось так, что в русской Сибири образовался недостаток женщин. Значительное влияние на развитие региона оказывала ссылка. Среди ссылаемых, женщины составляли меньшинство. По некоторым подсчётам одна на 5-6 мужчин. При этом современники отмечали, что большинство россиянок идут в Сибирь за семейные преступления (поджоги, убийство детей и т.д.).

Один политический деятель сказал «Не лучший жребий выпал в Сибири и на долю русской женщины. Она вступила на эту новую землю как будто для того, чтобы сделаться еще большей страдалицей, чем была у себя в старом русском обществе».

А теперь можно окунуться в историю данного края, и посмотреть на жизнь края с давних времён.

Земля сибирская естественно была обитаема и до прихода русских. Из Красноярского краевого краеведческого музея. Различные коренные народы – кеты, шорцы, алтайцы и многие другие населяли эту землю и естественно, каждый из народов имел свою культуру, в частности отношение к женщине. Главой в доме часто была женщина – старшая женщина в семье являлась хранительницей очага – на ней лежали обязанности по приготовлению пищи, сохранении огня и порядка в доме, помощь в воспитании детей и другое. Кроме этого, она являлась хранительницей традиций, обрядов и обычаев. Такие функции женщин прослеживаются у всех народов, населяющих Сибирь. Естественно, кроме старшей женщины в семье имелись и другие – помладше, и у них естественно тоже были свои обязанности. Они помогали по хозяйству и выполняли основную работу. Женщина могла пойти в тайгу – собирать ягоды, травы и коренья – грибы в пищу не употреблялись. Могло быть так, что женщина отправлялась на охоту на мелкого зверя. Но такие случаи были лишь исключениями. У мужчины обязательно должна быть жена и если он становился вдовцом, то за него выдавали младшую сестру бывшей жены. Но женщины не всегда были лишь обывателями – женщина могла стать шаманкой племени, а эта должность всегда была очень почетной, хотя и невероятно сложной – ведь тогда на женские плечи накладывалась ответственность за всё плёмя, что, несомненно, очень тяжело. И такая жизнь, несомненно, закаляла дух женщины, и они становились сильнее.

Времена меняются, меняются люди – началось активное заселение Сибири. Как я уже упоминал в Сибирь требовались рабочие руки, а следовательно, специфика колонизуемой окраины часто приводила к преобладанию мужчин и недостатку женщин в отдельных районах Сибири. Преобладание мужчин было характерно не только для отдаленных районов, только начинавших заселяться, но и для большинства сибирских городов, особенно крупных.

Можно вспомнить такой пример, опять же со слов красноярского гида – в 1628 году, несколькими десятками казаков был основан Красноярск – сначала в виде заставы (острога), а потом данное поселение переросло в город. И естественно там образовался недостаток женщин. Дошло даже до того, что в столицу было отправлено письмо, с просьбой царю – прислать в город женщин (и такие просьбы встречались повсеместно), ведь государство даже принимало специальные меры для «снабжения русских поселенцев женами». Ввиду недостатка женщин здесь выходили замуж не только все девушки, но и вдовы и одиночки с детьми, и не только молодые, но и средних лет. Нередки были случаи венчания женщин старше 50-лет. Девушек же сватали, едва они достигали 15-16 летнего возраста. В Красноярске за женщину (имеется в виду выкуп за невесту) давали ложки, вилки, а за особо ценных давали тазик. На примере современного Красноярска можно сказать, что девушки стараются уехать из города – красивые едут в Петербург, поплоше - остаются или направляются в Москву – так нам сообщила госпожа экскурсовод, оставшаяся в городе.

Подобное положение привело к увеличению значимости женщины и определенной демократизации в семейно-брачных отношениях.

Лучшими женщинами считались трудолюбивые, опрятные, быстрые и чистоплотные в домашних делах. В семье женщине требовалось «почитать мужа, свекра и свекровь, не лениться работать, жить честно…». Особенно примечательно то, что девочку в семье учили всем премудростям женского труда: ткать, прясть, доить корову, шить, выполнять иную работу «по-хозяйству». В большинстве сибирских се¬лений было принято делить труд на отдельные составляющие и чередовать тяжелый и легкий труд. И кстати, мать никогда не учила приготовлению пищи, выпечки хлеба, не допускала ее до замужества для работы на кухне. Специфика выпечки хлебов, приготовления пищи, варки различных блюд, выпечки пирогов считались основными традициями данного дома. Поэтому, будущая невеста не должна была традиции из своего дома нести в дом мужа. После свадьбы, девушка, в первый год ее жизни в доме мужа, не ходила на общие работы. Свекровь ставила ее рядом с собой и учила всем традициям дома. Спустя 20 лет, бывшая невеста, теперь уже свекровь, сама была хранительницей традиций своего дома и учила всему жену своего сына…

Судьба сибирячки, ее жизненный путь определялись, главным образом, функцией работницы. Не зря традиционно считалось: жениться - значит взять в дом новую пару рабочих рук. Ценность женщины и её вклад в хозяйство, наделяли её высоким экономическим статусом. Поэтому, статус женщины-работницы тесно переплетался со статусом женщины как личности. Нигде, женщина не пользовалась таким высоким положени¬ем в своём родном селе, городе, как сибирячка в сообществе общинников-старожилов. Хотя в целом, от природы, женщина занимала ведомое за мужчиной место, ее положение компенси¬ровалось социальными правами: правом выбора, традициями обычного права, определенной свободой. Сибирячки обладали правом собственности: женщины имели право содержать на подворье личный мелкий скот или птицу для последующей продажи. Сами расходовали деньги, заработан¬ные на поденных работах. Все без исключения женщины в доме имели не¬прикосновенное личное имущество, т.к. по закону имущество супругов было раздельным. Приданное или имущество, приобретенное женой самостоятельно, считалось ее собственностью, чего никак не могло быть в европейской России. Женщины других частей России собственного имущества почти не имели, были более зависимы. И эта некоторая свобода в экономическом плане давала сибирским женщинам возможность самоопределения, возникала некая сибирская идентичность. Поэтому сибирские женщины сейчас занимают достаточно активную позицию в плане социальной поддержки женской части населения – организация «Женщины Сибири», членом которой являлась экскурсовод из Красноярска, активно продвигала идею введения материнского капитала и многих других социальных программ поддержки женщин.

Вообще достаточно интересно проследить роль женщины в экономическом плане.

Экономическая роль женщины находила отражение в практике наследования купеческих капиталов. Нередко глава семьи завещал все имущество и управление делами после своей смерти жене, даже при наличии взрослых детей мужского пола. Встречается множество примеров (Е.Г. Морозова, Н.М.Зайцева, П.Ф.Белова, М. Павловна и М. Семеновна), когда после смерти мужа вдова брала в свои руки семейное дело.

Современники отмечали, что сибирские женщины отличались от женщин центральной части России чертами характера и поведением. Сибирячки были более энергичными, активными, предприимчивыми, самостоятельными. «В Тюмени, в Гостином дворе, было с мануфактурными товарами до двух десятков лавок, и половина их велась и управлялась женским персоналом не менее удачно, чем другая половина. Я также знал множество ремесленных семей, потерявших главу семьи - мужчину, которые потом руководимы были женою умершего, а заведенное ремесло продолжалось и развивалось безостановочно» - писал в своих воспоминаниях купец Н. Чукмалдин, прочесть которые мне посоветовала женщина из Дивногорска. Нужно отметить также, что с течением времени число сибирячек, активно занимающихся предпринимательской деятельностью, увеличивалось. Однако по итогам переписи в Омске 1877г., только 30% женщин зарабатывали сами. И то – 50% из них – прислугой. Женские и мужские зарплаты различались обычно в 1,5-2 раза в пользу мужчин (на заводах города Тобольска).

Вот так, главенство мужчин в семье, по крайней мере, имело прочный экономический фундамент, благодаря сосредоточению в его руках всех ресурсов семьи и принятию основных решений.

Если говорить об идеологии по отношению к женщине, или, точнее об образе женщины в общественном сознании сибиряков, то надо признать, что она пользовалась в Сибири большим уважением. У писателей, посещавших Сибирь, было достаточно распространенным мнение о том, что: «Истинно народные воззрения на женщину признают ее фактически равной мужчине» или «В среде сибирского населения народная, крестьянская женщина является многозначительной деятельною силой». Более кратко и емко выразился в своих мемуарах купец Н. Чукмалдин: «Женщина в Сибири не раба мужчины, она ему товарищ». И правда, многочисленные свидетельства говорят о том, что семейные отношения в Сибири отличались большим демократизмом, чем в Европейской России.

Уважительное отношение к сибирячкам в обыденном поведении жителей Енисейской губернии великолепно описал их губернатор А.П. Степанов, приехавший из Москвы и оставивший много воспоминаний о Сибири: «У них женщины занимают первые места на пирушках, и ежели тесно помещение, то все мужчины стоят». Похожие свидетельства о высочайшем статусе женщины и степени уважении к ней, зафиксировано в путевых заметках П.И. Небольсина. Он писал, что в Сибири «в разговорах и общении выражения «баба» никогда не услышишь, разве только в бранном смысле».

Как и во всей России у женщин были проблемы с получением образования, т.к. долгое время школ, где могли учиться молодые девушки, не было. Это было связано не только с известным отношением к женскому образованию, но и с особенностями развития региона и его географической удалённостью от центра. То, что действительно можно было назвать образованием, принесли декабристы и прочие ссыльные из интеллигенции. Тогда и появились первые деревенские школы, а т.к. основное население было рассредоточено по деревням, эта система была весьма амбициозной. Правда учились крестьянские дети из рук вон плохо – ведь хозяйство в понимании рядового крестьянина гораздо важнее образования. Поэтому детям часто приходилось прогуливать школу, ради выполнения сельскохозяйственных работ. Но тем не менее эти школы давали общее образование в равной степени девочкам и мальчикам. Но вот государственных учебных заведений – гимназий, на всю Сибирь девятнадцатого века было всего три. И можно ещё обратить внимание на тот факт, что встречаются упоминания о чисто мальчишеских школах, а вот о девичьих – нет. Кроме того, можно вспомнить небезызвестную картину «Устный счет» - на ней тоже только мальчики.

Даже если девушка и получала образование в данной школе, то высшее образование она уже получить не могла – не было таковых женских заведений, а даже просто так девушка не могла никуда уехать, женщина в принципе, согласно устоявшимся в Сибири устоям, была привязана к мужу, да и незамужней оставаться не солидно, а в реалиях многих временных промежутков – просто невозможно. Все это точь в точь как в остальной России.

С образованием СССР женским образованием начали заниматься плотнее, а точнее появились совместные школы – и женщин уравняли в правах на получение образовани.

Можно ещё вспомнить и сельское хозяйство. В Сибири никогда не было крепостного права, труд был свободен, главным образом направлен на выживание и процветание, так что приход СССР с коллективизацией хозяйства был воспринят как закрепощение, т.к. в исторической памяти народа не было записи о крепостничестве. Да крепостное право было отменено задолго до коллективизации, но в европейской части России это было воспринято несколько иначе.

Проанализировав весь материал, можно заметить, что отличия уклада жизни сибирячек от женщин остальной России действительно отличался, но чем ближе подходить к современному периоду – тем более размытыми становятся различия. Сейчас, естественно в эпоху средств массовой информации какие-то из указанных выше особенностей стёрлись, все яркие черты остались в истории, но, тем не менее, у сибирячек сохранилась некая тонкая черта, выделяющая их из массы остальных женщин России.


Школа Горчакова, 2011 год