Сибирский субэтнос
Георгий Божченко
Этап 1. Вступление.
Национальная гордость как тип удовольствия, обусловливается чувством причастности к этносу, которое позволяет чувствовать себя причастным к объекту этноса, то есть любому принадлежащему к этносу объекту. Можно сказать, что потребность в предмете гордости побуждает человека к самоидентификации – условному признанию себя частью того или иного этноса.
Если считать самоидентификацию признаком цивилизации (по Данилевскому), то национальная гордость как понятие более общее будет раскрывать понятие цивилизации более точно. Цивилизация, будет являться цивилизацией, если каждый ее представитель будет рад быть ее частью независимо от его достатка и социального статуса.
Есть два объяснения, почему объект этноса, становится предметом национальной гордости. Это особенность объекта этноса по отношению к другим этносам и влиятельность этноса на другие этносы. Особенность – это свойство этноса или субэтноса. Влиятельность же содержит в себе известность или значительность объекта этноса за пределами данного этноса. Она неразрывно связана с историей и предметы гордости, вызванные непосредственно ей способны сплотить этнос. Соответственно двум причинам выделения предметов гордости мы можем выделить два вида предмета гордости и два вида гордости. Схожесть объектов национальной гордости на одной территории говорит о существовании единого этноса, наличие двух типов гордости у представителей одного этноса говорит о возможном существовании цивилизации.
Этап 2. Сибирский субэтнос.
Аборигенные этносы Сибири, жившие отдельно друг от друга, не могли гордиться одним и тем же, так же как и создать единый этнос. Предметы гордости, связанные с историей этносов либо вообще не сохранились потому, что родились относительно других этносов и с завоеванием Сибири русскими Сибири потеряли свой смысл, либо, будучи полумифическими превратились и дошли до нас в виде легенд. Предметы гордости, отличающиеся какой-нибудь культурной особенностью, практически не сохранились и изменились, разве что, в гордость из-за редкости представителей этноса.
С завоеванием Сибири русским этносом, последний, обладая длинной государственно-независимой историей, стал занимать доминирующее положение, потому что самоидентифицируя себя с русским этносом житель Сибири получал больший спектр к гордости. Поэтому в современной Сибири я не встретил ни одного такого человека, который, назвав себя сибиряком, не сказал бы, что он русский. Из этого я делаю вывод, что если сибирский этнос существует, то он является частью русского, то есть субэтносом.
У опрашиваемых мной в разных частях Сибири, большинство назвавших себя сибиряками говорили, что, мол, характерной чертой сибиряков является стойкий, неприхотливый характер и что это все от казаков, которые здесь жили с завоевания Ермака. Наличие хотя бы нескольких общих предметов гордости на одной территории говорит о наличии этнической особенности ее населения. Поэтому, мы можем сказать, что понятие сибирского субэтноса имеет свое право на существование.
Этап 3. Субэтнос.
При смешении сибирского этноса с русским, образовавшийся субэтнос вынужден был принять русские корни, так как русский этнос был государством с длинной историей, а значит, обладал большим спектром предметов гордости. В настоящее время сибирский субэтнос имеет собственные исторические предметы гордости и свою историю. Сформировавшиеся в истории особенности сибирского народа или просто особенности тоже пополняют национальную гордость. Таким образом, сибирский субэтнос формировался на протяжении всего периода своего существования.
Важно понимать, что, так как сибирский субэтнос часть русского, то и сибирская история часть русской. Поэтому сибирская национальная гордость тоже является неотъемлемой частью русской национальной гордости. Потому Ермак и является героем и в европейской части России и в Сибири, и отождествлять характер казаков со своим могут и в Сибири и в Ростовской области. Мало того, зачастую происходит наоборот, когда сибиряк считает своим предметом гордости Достоевского или какого-нибудь другого русского писателя, даже не бывавшего в Сибири.
Если значение национальной гордости в ее влиятельности, то эта влиятельность по отношению к России. Так, например, Астафьев, будучи принят в одном СССР в умах сибиряков был фигурой мирового значения.
Если значение национальной гордости в ее особенности, то это особенность на фоне России, например, отсутствие крепостного права в Сибири представляет гордость только на фоне российского 300-летнего крепостного права.
Этап 4. Разделение Сибири.
Административное разделение Сибири наложило отпечаток на самоидентификацию ее населения. Например, явление столбизма так необычное для России, олицетворяющее свободолюбие и бесстрашие сибиряков, связанное как с природой Сибири, так и с ее историей, по настоящему, известно и почитаемо только в Крсноярском крае, хотя могли бы стать символом всей Сибири. Только жители красноярского края, например, в список личностей которыми они могут гордиться, как сибиряки вносили имя Астафьева. Остальные сибиряки хоть, возможно и знали его, но называли Ермака, Шукшина или затруднялись ответить.
Представители сибирского этноса самоидентифицируют себя как часть Красноярской области или Алтайского края, потому что, будучи частью русского этноса они не видят разницы между сибирским субэтносом или красноярским. Объекты их гордости полностью отражаются в России, а потому объекты этноса становятся объектами национальной гордости, если относительно всех остальных областей России они особенны или влиятельны. В результате, житель деревни Турочак гордится не сибирским медом, а алтайским.
Предпочтение жителя красноярского края красноярского субэтноса сибирскому, говорит о скудности объектов национальной гордости последнего. Только обилие схожих объектов национальной гордости придает субэтносу конкурентоспособность.
Этап 5. Вывод.
Таким образом, изучив тему сибирского субэтноса, я пришел к выводу, что понятие сибирский субэтнос хоть и имеет право на существование, но крайне неудобно и трудно представимо. Признаком субэтноса или этноса на конкретной территории является схожесть предметов гордости на этой территории. Единственными чисто общесибирскими предметами гордости, встретившимися мне, были: сибирский характер и важность территории Сибири для России. Сибирская же самоидентификация, которая встречалась у каждого опрашиваемого – только чувство принадлежности к определенной территории. Рыбак и психотерапевт Владислав Бризгин, всю жизнь проживший в Сибири на вопрос: «Почему вы считаете себя сибиряком?» – ответил: «Но я же здесь живу».
Гораздо более важным для Сибири является русский этнос, ведь населению Сибири, отделившемуся от национального достояния России, будет практически нечем гордиться. Вся суть сибирского характера в его проявлениях в России. Так, например, явление Сталинской дивизии неразрывно связано с оцененным товарищем Сталиным сибирским характером и приобретенной известности, а значит и влиятельности во всей России. Или описанный Астафьевым образ сибиряка вырисовывается на советском фронте через отношение людей к его поступкам и поведению. В конце концов, казачество, которое считается проявлением и истоком сибирского характера само по себе имеет русские корни. Гордость за важность Сибири для России вовсе потеряет смысл. Разделение Сибири на отдельные области тем более усугубляет ситуацию, потому что объекты сибирского субэтноса, такие как Астафьев, вместо того чтобы быть предметами гордости всей Сибири становятся предметами гордости какой-то определенной области.
Если территория Сибири и отделится от России, то не как территория с особым этническим составом, а как территория с законно русским населением и причиной этого может послужить богатые предприятия на ее территории. Поэтому при возможном отделении Сибири от России вполне возможно отсоединятся от России и другие области. И население этой огромной страны будет гордиться по праву русским национальным достоянием, а не сугубо сибирским или красноярским. Как Москвич все будут говорить, что, мол, предки его жили в Петербурге и переехали в Россию в таком-то веке и т.д.