Дракон

Long - Лун - Дракон   Long - Лун - Дракон

Каждая страна имеет свои запоминающиеся символы или образы. И когда мы встречаем их в искусстве или быту, то сразу понимаем, о каком государстве идет речь. В Китае, как самой древней цивилизации мира таких символов очень много, но наиболее ярким из них является дракон - лун. Этот образ сопровождал Китайскую историю на протяжении веков. Но и по сей день, он фигурирует в жизни Поднебесной.


Дракон отличался наибольшей популярностью у китайского народа. Первые начертания иероглифа "Лун" изображающего создание со змеиным телом, рогами и гребнем было обнаружено на гадальных костях времен династии Инь (с XIV в. до н. э.) . Дракон символизировал императорскую власть и поэтому был неотъемлемой частью жизни китайских правителей.

Как блестящ, как велик

Миньский князь Тао Шэ:

На роду у него

за драконом взлетать.

Тао Юань-мин "Наставляю сына"

Во дворцах императоров можно встретить настенные панно, вазы с узорами, старинные одежды с цветными вышивками и многие другие детали интерьера и гардероба императоров, которые изображали лунов. Простые люди не мели права носить одежду с их образами, это была привилегия, которой император мог одарить сановника за особые заслуги. Нарушение этого закона могло нести за собой смертный приговор нарушителю. Этот символ сопровождал императора и после его смерти. В гробницах правителей часто находили статуэтки драконов.

Образ луна в китайской культуре и мифологии главным образом связан со стихией, а точнее с водой и небом. Драконы часто изображались в окружении бушующих волн и облаков, что бы подчеркнуть их великую силу и мощь . Считалось, что эти создания могут управлять погодой и насылать на землю ужасные ливни или страшные засухи. Так же драконов считали повелителями рек. Люди боялись драконов, и все природные катаклизмы связывали с тем фактом, что эти могучие божества прогневались на смертных. Для ублажения небес, проводились красивые костюмированные ритуалы и приносились щедрые жертвы. Люди верили, что таким образом можно смягчить гнев божеств и отвести напасть. Иногда драконы "внимали" зову людей и прекращали бедствия. Но бывало и наоборот. Тогда людям ничто не могло помочь.

Над водой загремели шутихи,

словно небесный гром.

Вздыбились тысячи волн, разбудив

рыб и драконов кругом.

Из повести "Союз дракона и тигра"

Самым главным драконом в китайском фольклоре считается Лун-ван (дословный перевод "Царь-змей"). Этот образ сложился в 1-2 веках Н. Э.. Есть мнение, что образ Лун-вана заимствован из буддизма (БЭС, Лун-ван: - в китайской мифологии царь драконов, хранитель сокровищ, живущий в подводном дворце). В сутрах можно встретить имя божественного персонажа Нагараджа - "Царя змеев", переводом которого на китайский и является Лун-ван.

Бхагаван с великой общиной в тысячу двести пятьдесят бхикшу и со множеством бодхисаттв-махасаттв были в жилище Сагара-нагараджи. И тут Бхагаван проповедовал Сагара-нагарадже: "Владыка нагов, те, кто произнесут четыре духовных изречения тем самым произнесут восемьдесят четыре тысячи учений. Какими они должны быть?

Из сутры "О вопросах океанского царя нагов"

"Арья сагаранагараджа парипричха намамахаяна сутра"

Из буддизма так же было взято число Лун-ванов - восемь (в некоторых переводах сутр - десять). В монастыре Шао-Линь можно увидеть настенное панно, вырезанное из нефрита, изображающее Рождение, Жизнь, и Очищение Будды. Там можно увидеть, как восемь драконов, духов неба, спускаются с небес и прославляют Будду. Лун-ван по преданию - добрый образ. В китайской мифологии вообще не так много злых лунов, в основном это падшие драконы, которые за свои деяния были лишены возможности подняться в небеса. В качестве примера можно привести Цзяо-луна. По легенде этот дракон обитает в темных омутах и питается человечиной. Лун-ван часто является олицетворением мужской светлой силы янь (в противовес женской темной силе инь). В китайской живописи и скульптуре можно встретить изображения дракона с фениксом, которые символизируют соитие мужского и женского начал, а так же земли и неба.

Лун-вана почитали как повелителя стихий и всячески ему поклонялись. Ему сооружали очень много храмов и святилищ. Когда случалось какое-либо стихийное бедствие, наводнение или засуха, то люди сразу же обращались к святилищу Лун-вана и приносили ему жертвы. Если он "слышал" их мольбы, то бедствие прекращалось, и тогда люди организовывали богатые празднества в его честь. Случалось и то, что Лун-ван "не желал" услышать мольбы и бедствие продолжалось. Тогда люди тоже не оставались в долгу. Они выносили его на солнцепек, если это была засуха, или зарывали его в пойме реки, которую затапливало во время наводнения. Это служило своеобразным наказанием божеству за его жестокость и несправедливость. До наших дней сохранилось несколько записей о том, что такие "наказания" божеств были весьма эффективными, и что после них обычно бедствия прекращались. Этнограф Л. М. Яковлев во время большого харбинского наводнения 1932 года был свидетелем подобного ритуала.

Помимо Лун-вана в мифологии Китая существует еще ряд драконов. Если рассмотреть древнее китайское учение о пяти первоэлементах и его поздние изменения, то в нем можно обнаружить классификацию лунов по пяти цветам: Хуан-лун - желтые, Цин-лун - зеленые, Чи-лун - красные, Бай-лун - белые и Сюань-лун - черные. Чаще всего в легендах встречается Цин-лун, как символ востока. Его изображение можно найти на вазах и стенах дворцов. Появление Цинн-луна всегда ассоциировалось с наступлением весны, поскольку его зеленый цвет сравнивали с молодой травой. Изображение этого дракона часто вешали на воротах вместе с символом запада Бай-ху (досл. перевод "Белый тигр"). Считалось, что эти два существа являлись хранителями ворот и были способны отпугивать злых духов и прочую нечисть от жилища. Так же следует упомянуть Тай-луна, Шен-луна, Тин-луна, Фу-Тсан-луна, Чан-луна, Пан-луна, Тун-Ми-Луна. Все это разные драконы, которые по преданиям имели свои особенности и специализации. Всех их по-своему чтили в Китае.

В китайской мифологии драконы были самыми могущественными существами, соперничать с которыми было невозможно. Только в более поздних сказаниях и мифах появлялись герои-полубоги, которые противостояли им. Китайские мифы повествуют о том, как герои сражались с драконами и о том, как драконы помогали им. В легенде о битве Хуанди с Чию, могучий дракон по имени Ин-лун помогал герою бороться с врагом. Ин-лун умел вызывать мощный дождь, и поэтому Хуанди призвал его на помощь, желая переломить ход битвы. По одной известной легенде, Лун-ван стал жертвой неизвестного недуга. Что бы излечиться он обратился старцем и отправился на землю в поисках лекаря, который бы мог ему помочь. Но никто из встреченных им докторов не мог определить, что же за болезнь мучает Лун-вана. Тогда он обратился самому известному в Китае целителю. Тот определил по бою сердца, что перед ним не человек. Лун-вану пришлось раскрыться. Тогда Целитель осмотрел его и нашел сколопендру, которая заползшую между пластинами чешуи великого дракона. В знак благодарности царь драконов обещал послать людям плодородные дожди и благоприятную погоду. С тех пор в Китае традиционно проходит празднование Дня исцеления. В этот день люди выносят большую куклу Лун-вана изготовленную из цветной бумаги, наряжаются в пестрые маски и исполняют танец дракона.

Трепетное отношение к национальным символам, в частности к образу луна сохранилось в Китае до сих пор. В 90-х годах в одной из провинций страны случился следующий инцидент. Дорожно-строительная компания решила провести новую линию трассы. Один из ее участков планировалось проложить через небольшую гору. Но местные жители горячее воспротивились этому решению. По их словам, эта гора была очень похожа на дракона и поэтому, если бы дорога разрезала ее на пополам, то дух горы был бы не доволен. Жители боялись его гнева. Из-за этого строительной компании пришлось пересматривать проект и искать новые пути прокладки дороги.

Дракон так же прочно связан с историей китайских боевых искусств. К примеру, в уданьской школе ушу сформировались различные "животные" стили. Комплексы упражнений были построены на выполнении сложных акробатических трюков имитирующих движения различных живых существ. Среди них был стиль дракон. Боец двигался и дышал подобно дракону, то, застывая на месте, то внезапно нападая на противника. В его движениях было много "скручивающих" движений, таким образом он пытался сымитировать то, как дракон извивается. Существовала так же школа "пяти зверей". Люди, которые тренировались в рамках программы этой школы, развивали свои внутренний мир. Стиль дракона "шень" позволял бойцам тренировать сознание.

Изображение дракона так же использовалось при украшении оружия и в военной символике. Образ Цин-луна часто помещали на императорские боевые знамена. Считалось, что он помогает в битве и ведет армию к победе. Лун являлся традиционным украшением на рукоятках китайских мечей и кинжалов.

Образ дракона для Китая - один из основополагающих. Он является сквозным на фоне истории этого государства. С момента появления этого символа прошло не одно тысячелетие, и, тем не менее, он не утратил своей значимости и силы, и остался активной частью культуры Китая в современности.


  - Список источников -       - Галерея -