Очень сложно определить власть, как нельзя определить полностью почти не одно из свойственных человеку качеств. Каждый может сказать, когда она, безусловно, присутствует, а когда её нет, но как-то ранжировать власть почти нельзя. Поэтому власть стоит рассматривать, как живую систему, которая по мере развития приобретает новые качества. Власти свойственны определенные характеристики, зависящие от истории и культуры страны. Статья является сборником тех характеристик, которые по ходу истории могли быть приписаны власти.
|
|
Прежде всего, стоит заметить, что государственная власть это только малая часть искусства управления (а по китайским традициям управления, чтобы научится управлять грамотно и верно, нужно овладеть именно этим искусством).
|
|
Власть в Китае всегда была почитаема и уважалась всеми жителями страны. Это выражалось даже в отношениях внутри семьи. Главой семьи, естественно является отец. Эта фигура всегда уважалась в семье. Даже конфуцианство всегда ставило отношения в семье на первый план, конфликты в семье были важнее, чем конфликты с государством. Конфуций говорил: "Сделайте правильной семью, и Земля людей обретет порядок". Это утверждение доказывает, что семья - это важная ячейка общества, в данном случае государства. Сделать устойчивую и успешную систему власти можно, "упорядочив семью".
|
|
На сегодняшний день искусство управления только возрождается. В менеджменте становятся все более популярными рецепты управления, сформулированные древнекитайскими мудрецами. Зато очень много с современную эпоху говорят о государственной власти, и её список качеств очень богат и разнообразен.
|
|
Власть в Китае всегда была важной основой, которая формировала или пыталась организовать вокруг себя государственную систему, которая была более или менее успешна. Если учесть, что почти все люди, объединяющиеся в одно сообщество или собирающиеся создать единую структуру, невольно организуют какую-либо иерархию внутри новой системы, то первая попытка создания "государственной" власти в Китае (конечно тогда еще не существовало такого названия) была предпринята еще 6000 лет до нашей эры, когда (по мнению экспертов) возникло первое устоявшееся общество на территории Китая. Конечно, этот первобытный строй ничем не отличился в истории в плане создания какой-либо запомнившейся системы, кроме знаменитой цветной керамики от культуры "Яншао".
|
|
Только со второго тысячелетия Китайская древняя цивилизация стала напоминать, знакомые многим другие государственные структуры, потому что именно к тому времени историки причисляют формирование в Китае первой династии - Ся, и появление первый императоров Китая - Юй, Шуй, Шень-нун. Но даже появление этой династии не означало образование этой династической системы в Китае, не означало появление государственности с четкой системой власти.
|
|
|
|
Власть, прежде всего, ассоциируется не с защитой, а с силой людей, стоящих у верхушки управления системой и силой государственного аппарата. Не даром существует китайская народная мудрость: "Мечтающий стать чиновником подобен мыши, ставший чиновником подобен тигру". Первой династией, имевшей большое влияние и авторитет, являлась династия Джоу. Она была очень сильной и властной династией. Во времена её правления сформировалось понятие "Поднебесная" и "Джун-го" - "срединное государство". Правление этой династии также знаменательно появлением в Китае аристократической этики и кодекса чести рыцаря. Они являются неотъемлемой частью власти, и зачастую ими пользуются, точнее сказать эти понятия характеризуют именно лидеров государственной системы, стоящих у руля, а не простых крестьян, которые работали на существование этой власти.
|
|
|
|
|
|
Следующая династия оставила в истории ещё одно свидетельство уже хорошо развитой власти в Китае. Династия Хань (со II века до нашей эры по II век нашей эры) известна развитием хозяйства, торговли, культуры. Торговля между разными странами свойственна только странам, где развита управленческая система, в противном случае это абсолютно невозможно.
|
|
Многие династии в древнем Китае проходили по династическому циклу, суть которого очень проста - расцвет (зачастую связанный с реформаторскими качествами нового императора, пришедшего к власти); эпоха, точнее период застоя, после которого следует упадок. И это не удивительно, потому что любая система, которая не имеет развития или изменения в течение длительного срока, начинает деградировать. Очень часто повторялась следующая цепочка событий: с появлением централизованного государства, появлялись те, кто оказывался выше других, и, следовательно, богаче. Земля - это продолжение богатства и ещё большие возможности, а значит надо, раз есть средства покупать еще земли. Потом, когда вся верхушка государства (а оно тогда было еще небольшим) скупала всю землю, и становилось меньше налогоплательщиков, следовательно, было меньше доходов государству. Возникал экономический кризис, за ним недовольства - мятежи, гражданская война и - упадок.
|
|
Многие династии проходили этот хорошо знакомый путь - Суй, Тан, Сун. Но очень важны не только характеристики власти, но и отношение простого народа к ней. Если, в общем и сравнительно просмотреть историю Китая, то можно сделать такой вывод, что простой народ очень часто был очень хорошо идеологически подготовлен. Порой отношение ко власти было не просто возвышающим её, иногда оно выражалось в абсолютном уважении, понимании и одобрении, со следующим из всего этого не обсуждаемом выполнении любых приказов "свыше".
|
|
|
|
|
|
Конечно, власть в Китае не была (да и, наверное, не будет) идеальной. Предатели были как в древности, так и сейчас вечная проблема России - коррупция терзает и Китай. И, естественно, не будет до конца осуществлена китайская поговорка: "Чиновник не должен любить деньги, офицер не должен бояться смерти". И если, что-то из этого осуществиться, то скорее всего исполнится вторая часть, чем первая. Но в данном аспекте очень важной отличительной особенностью Китая от России является то, что в коррумпированность власти воспринимается совсем по-другому, нежели в России. Если у нас берут взятки почти все, даже не выжидая некоторого времени, что разузнать, кто стоит перед ним, то в Китае период передачи взятки очень длителен.
|
|
Человек, который хочет, чтобы ему люди что-либо сделали по знакомству (в России это будет называться по блату), должен в течение долгого времени встречаться с чиновником, водить его в дорогие рестораны, дарить перезенты (не деньги), и только потом, может быть (потому что не факт, что вообще какая-то ответная реакция будет) что-то произойдет. Такая сложная и долгая операция в коррумпированной власти связанна с тем, что очень жестокое наказание грозит чиновнику, которого поймают сбором взяток у людей. Самой высшей мерой может быть даже смертная казнь, ниже - казнь с отсрочкой. Если во время испытательного заключения заключенный как-то реабилитировался, его наказание заменяется пожизненным заключением, если история предыдущая история (про реабилитацию) повторяется, то пожизненное может быть сменено на срок. Представляя свое возможное будущее, не каждый решится на такое испытание, причем очень небезопасное. И уж точно после подобного никто не захочет больше брать взяток, потому что испуг будет очень сильным. Конечно, в опровержение ещё одной китайской мысли: "Чиновник не бьет приносящих подарки", - можно с уверенностью сказать, что далеко не ко всем можно вообще подойти.
|
|
Несмотря на такую ситуацию, есть надежда, что конфликт все-таки будет решен. В истории можно найти примеры стран, которые расходились, а потом опять объединялись, потому что нельзя разъединить народ, который вырос под влиянием одной культуры. Как бы не старались всевозможные правительства, нельзя разделить тесные отношения, не основанные на каком-либо политическом мнении.
|
|
Сейчас в Китае медленно, но верно идет процесс увеличения разнообразия партий, представленных во власти. Но на самом деле разнопартийность власти это та её характеристика, которая появилась совсем недавно, да не так сильно развилась. До XX века были императоры, потом однопартийная система, в единоличности которой нельзя усомниться. На данном этапе нужно отдать должное тому, что главной партией остается китайская коммунистическая партия. Таким образом, сейчас происходит врастание во власть такой характеристики, как разнообразие.
|
|
Можно задаться таким вопросом: "От кого власть дана человеку?" В древнем Египте и царской России ответили, что она, конечно же, от бога. В Англии - "это традиция". Китайское отношение ко власти даёт право на причисление её к великому дару, овладеть которым не каждому, но овладев искусством управлять человек возносится над другими.
|
|
|