Очень сложно определить власть, как нельзя определить полностью почти не одно из свойственных человеку качеств. Каждый может сказать, когда она, безусловно, присутствует, а когда её нет, но как-то ранжировать власть почти нельзя. Поэтому власть стоит рассматривать, как живую систему, которая по мере развития приобретает новые качества. Власти свойственны определенные характеристики, зависящие от истории и культуры страны. Статья является сборником тех характеристик, которые по ходу истории могли быть приписаны власти.
|
|
Прежде всего, стоит заметить, что государственная власть это только малая часть искусства управления (а по китайским традициям управления, чтобы научится управлять грамотно и верно, нужно овладеть именно этим искусством).
|
|
Власть в Китае всегда была почитаема и уважалась всеми жителями страны. Это выражалось даже в отношениях внутри семьи. Главой семьи, естественно является отец. Эта фигура всегда уважалась в семье. Даже конфуцианство всегда ставило отношения в семье на первый план, конфликты в семье были важнее, чем конфликты с государством. Конфуций говорил: "Сделайте правильной семью, и Земля людей обретет порядок". Это утверждение доказывает, что семья - это важная ячейка общества, в данном случае государства. Сделать устойчивую и успешную систему власти можно, "упорядочив семью".
|
|
На сегодняшний день искусство управления только возрождается. В менеджменте становятся все более популярными рецепты управления, сформулированные древнекитайскими мудрецами. Зато очень много с современную эпоху говорят о государственной власти, и её список качеств очень богат и разнообразен.
|
|
Власть в Китае всегда была важной основой, которая формировала или пыталась организовать вокруг себя государственную систему, которая была более или менее успешна. Если учесть, что почти все люди, объединяющиеся в одно сообщество или собирающиеся создать единую структуру, невольно организуют какую-либо иерархию внутри новой системы, то первая попытка создания "государственной" власти в Китае (конечно тогда еще не существовало такого названия) была предпринята еще 6000 лет до нашей эры, когда (по мнению экспертов) возникло первое устоявшееся общество на территории Китая. Конечно, этот первобытный строй ничем не отличился в истории в плане создания какой-либо запомнившейся системы, кроме знаменитой цветной керамики от культуры "Яншао".
|
|
Только со второго тысячелетия Китайская древняя цивилизация стала напоминать, знакомые многим другие государственные структуры, потому что именно к тому времени историки причисляют формирование в Китае первой династии - Ся, и появление первый императоров Китая - Юй, Шуй, Шень-нун. Но даже появление этой династии не означало образование этой династической системы в Китае, не означало появление государственности с четкой системой власти.
|
|
Только после правления династии Шан можно сказать, что в Китае появилась государственность. Данный вывод можно сделать благодаря тому, что обнаружены первые письменные воспоминания - тексты и рукописи, наглядно показывающие существование первого государства с единой властью. В то время произошло сильный, по сравнению с предыдущими веками и тысячелетиями, подъем культуры. Сформировавшаяся разумная власть всегда будет искать пути себя защитить, потому что почти любое образование власти не идет без её сторонников и поверженных, задавленных противников. Были найдены боевые колесницы примерно того времени, что является прямым доказательством образования государственности. Защита границ и себя - одна из важнейших характеристик власти. Это нормальная тенденция любой властной структуры во все времена. Самым знаменитым памятником китайской армии, когда-либо созданный на Земле, является терракотовая армия Цинь Шихуана.
|
|
Власть, прежде всего, ассоциируется не с защитой, а с силой людей, стоящих у верхушки управления системой и силой государственного аппарата. Не даром существует китайская народная мудрость: "Мечтающий стать чиновником подобен мыши, ставший чиновником подобен тигру". Первой династией, имевшей большое влияние и авторитет, являлась династия Джоу. Она была очень сильной и властной династией. Во времена её правления сформировалось понятие "Поднебесная" и "Джун-го" - "срединное государство". Правление этой династии также знаменательно появлением в Китае аристократической этики и кодекса чести рыцаря. Они являются неотъемлемой частью власти, и зачастую ими пользуются, точнее сказать эти понятия характеризуют именно лидеров государственной системы, стоящих у руля, а не простых крестьян, которые работали на существование этой власти.
|
|
Эта знаменитая династия связанна не только с предыдущими нововведениями. То качество власти, как защита своих владений, проявилась наилучшим образом. Именно во времена династии Цинь была достроена и значительно увеличена Великая китайская стена. Стена стала одним из символов могучей китайской власти. Как бы не казалось странным, что стена защищала Китай от кочевников, чья сила (в военном плане) была в маневренности за счет лошадей, они так и не смогли взять её. Стена стала хорошей надежной защитой. Но таким же успокаивающим фактором являются и стены города Сиань (одно название уже содержит ключ спокойствие). Вообще на протяжении многих династий можно проследить две объединяющие тенденции. Власть стремилась к спокойствию, а простой народ наоборот все время был взволнован, устраивал какие-то революции, поднимал восстания. Может быть, ещё и с этим связано очень похожее произношение иероглифа "власть" (вторая его часть) с иероглифом, означающим "спокойствие" - цюань.
|
|
Спустя век с VI по III века до нашей эры произошел значительный расцвет живописи, каллиграфии, культуры, искусства. Вместе с развитием последнего появляется такая часть искусства, как военная мысль. Она зачастую тоже напрямую связана с властью тем, что великими мастерами военного дела являются императоры, под чьим подчинением находятся не только политические дела, но и военные. О такой характеристике власти, как "централизованная" стоит говорить в связи с правлением династии Цинь, получившая свое название от одноименного княжества. Она смогла не только мощью военной машины подмять под себя соседей, тем самым, объединив Китай, но и создать свою меру весов. Главное достоинство этой династии заключается в том, что она оставила после себя законодательство, денежную систему и систему рангов, что является еще одним доказательством сформировавшейся власти в Китае, потому что появляются все новые и новые составляющие, характерные для развитой системы управления - власти.
|
|
Следующая династия оставила в истории ещё одно свидетельство уже хорошо развитой власти в Китае. Династия Хань (со II века до нашей эры по II век нашей эры) известна развитием хозяйства, торговли, культуры. Торговля между разными странами свойственна только странам, где развита управленческая система, в противном случае это абсолютно невозможно.
|
|
Многие династии в древнем Китае проходили по династическому циклу, суть которого очень проста - расцвет (зачастую связанный с реформаторскими качествами нового императора, пришедшего к власти); эпоха, точнее период застоя, после которого следует упадок. И это не удивительно, потому что любая система, которая не имеет развития или изменения в течение длительного срока, начинает деградировать. Очень часто повторялась следующая цепочка событий: с появлением централизованного государства, появлялись те, кто оказывался выше других, и, следовательно, богаче. Земля - это продолжение богатства и ещё большие возможности, а значит надо, раз есть средства покупать еще земли. Потом, когда вся верхушка государства (а оно тогда было еще небольшим) скупала всю землю, и становилось меньше налогоплательщиков, следовательно, было меньше доходов государству. Возникал экономический кризис, за ним недовольства - мятежи, гражданская война и - упадок.
|
|
Многие династии проходили этот хорошо знакомый путь - Суй, Тан, Сун. Но очень важны не только характеристики власти, но и отношение простого народа к ней. Если, в общем и сравнительно просмотреть историю Китая, то можно сделать такой вывод, что простой народ очень часто был очень хорошо идеологически подготовлен. Порой отношение ко власти было не просто возвышающим её, иногда оно выражалось в абсолютном уважении, понимании и одобрении, со следующим из всего этого не обсуждаемом выполнении любых приказов "свыше".
|
|
Кульминацией этого стало плавление всего подручного металла во времена Мао, когда проводилась политика большого скачка. Сейчас в Китае очень похожая ситуация, хотя конечно сковороды уже никто плавить не пойдет. Но, однако, существует такое настроение, что обычные (не ввязанные во власть) люди полностью доверяют ей и не собираются даже интересоваться, что там происходит, считая своими долгом делать положенную работу и не ввязываться не в своё дело. Но эти факты давно остались в истории КПК.
|
|
Как результат грамотной политики правящей партии, на данный момент в Китае и не возникает особых возражений против системы власти и лидеров, руководящих этой системой. Надо понимать, что этот процесс целиком и полностью зависит и от самой власти. Китайская коммунистическая партия не ставит себе задачей абсурдные цели для выполнения, а выдвигает вперед реальные разумные задачи и их выполняет.
|
|
Конечно, власть в Китае не была (да и, наверное, не будет) идеальной. Предатели были как в древности, так и сейчас вечная проблема России - коррупция терзает и Китай. И, естественно, не будет до конца осуществлена китайская поговорка: "Чиновник не должен любить деньги, офицер не должен бояться смерти". И если, что-то из этого осуществиться, то скорее всего исполнится вторая часть, чем первая. Но в данном аспекте очень важной отличительной особенностью Китая от России является то, что в коррумпированность власти воспринимается совсем по-другому, нежели в России. Если у нас берут взятки почти все, даже не выжидая некоторого времени, что разузнать, кто стоит перед ним, то в Китае период передачи взятки очень длителен.
|
|
Человек, который хочет, чтобы ему люди что-либо сделали по знакомству (в России это будет называться по блату), должен в течение долгого времени встречаться с чиновником, водить его в дорогие рестораны, дарить перезенты (не деньги), и только потом, может быть (потому что не факт, что вообще какая-то ответная реакция будет) что-то произойдет. Такая сложная и долгая операция в коррумпированной власти связанна с тем, что очень жестокое наказание грозит чиновнику, которого поймают сбором взяток у людей. Самой высшей мерой может быть даже смертная казнь, ниже - казнь с отсрочкой. Если во время испытательного заключения заключенный как-то реабилитировался, его наказание заменяется пожизненным заключением, если история предыдущая история (про реабилитацию) повторяется, то пожизненное может быть сменено на срок. Представляя свое возможное будущее, не каждый решится на такое испытание, причем очень небезопасное. И уж точно после подобного никто не захочет больше брать взяток, потому что испуг будет очень сильным. Конечно, в опровержение ещё одной китайской мысли: "Чиновник не бьет приносящих подарки", - можно с уверенностью сказать, что далеко не ко всем можно вообще подойти.
|
|
Несмотря на такую ситуацию, есть надежда, что конфликт все-таки будет решен. В истории можно найти примеры стран, которые расходились, а потом опять объединялись, потому что нельзя разъединить народ, который вырос под влиянием одной культуры. Как бы не старались всевозможные правительства, нельзя разделить тесные отношения, не основанные на каком-либо политическом мнении.
|
|
Сейчас в Китае медленно, но верно идет процесс увеличения разнообразия партий, представленных во власти. Но на самом деле разнопартийность власти это та её характеристика, которая появилась совсем недавно, да не так сильно развилась. До XX века были императоры, потом однопартийная система, в единоличности которой нельзя усомниться. На данном этапе нужно отдать должное тому, что главной партией остается китайская коммунистическая партия. Таким образом, сейчас происходит врастание во власть такой характеристики, как разнообразие.
|
|
Можно задаться таким вопросом: "От кого власть дана человеку?" В древнем Египте и царской России ответили, что она, конечно же, от бога. В Англии - "это традиция". Китайское отношение ко власти даёт право на причисление её к великому дару, овладеть которым не каждому, но овладев искусством управлять человек возносится над другими.
|
|
|